Новость общества

Предприниматели признаются: коронавирус отформатировал весь российский бизнес

Предприниматели признаются: коронавирус отформатировал весь российский бизнес

Фото © «Московская газета»/ Алёна Черепкова

07.07.2021 в 12:42:00
2504

Около 30% МСБ были вынуждены уйти с рынка

2020-2021 года стали последними для многих предпринимателей России. Коронакризис не пережили около 30% представителей малого и среднего бизнеса. На их место пришли новые компании. В целом, российские предприниматели прошли своеобразное кризисное переформатирование. Представители разных бизнес-направлений Приморского края рассказали о том, какой опыт они вынесли из нестандартного коронавируснойго периода.

Евгений Хрулев, директор ООО «СЗ Талан-Владивосток»:

«Предугадать локдаун не мог никто. Коронавирус отразился практически на всех отраслях России. Мы не стали исключением, но быстро сориентировались в сложившихся обстоятельствах. Так как в нашей компании документооборот в электронном виде практикуется давно, переход на удаленную работу дался нам относительно легко. Работа с клиентами перешла в формат «онлайн». Пандемия научила нас оперативности, мобильности, и максимальной эффективности в работе.

Если говорить о том, как именно повлиял коронавирус на строительную отрасль, в первую очередь, это коснулось рабочей силы: границы закрылись, а местные кадры взвинтили стоимость услуг вдвое. Также, произошло резкое, двойное удорожание всех строительных материалов. Соответственно, дороже станут и «квартиры на выходе». Как мы видим, эпидемиологическая ситуация нормализуется не слишком быстро. Если коронавирус затянется, мы предполагаем, что это еще более негативно повлияет на строительную отрасль в части проектных решений, требований обеспечения безопасности и тому подобное».

Павел Куксов, основатель ресторанов «Сезоны», «Молоко и Мед», «Умами», «Пекарня Мишеля», Сuckoо:

«В 2020 году мы прошли некую «школу диверсификации». Четко осознали, что если рвется в одном месте, то в другом может выдержать. По известному принципу — «Яйца, сложенные в одну корзину, при падении бьются одновременно». Поэтому в период распространения коронавируса мы смогли оперативно перестроить рабочие процессы. Были запущены в производство такие продукты как замороженные полуфабрикаты, хлебобулочные изделия и другие. Одним словом, распределили деятельность не только в формате ресторанов, но также пекарен, кондитерских и кофеен. Это нам помогло компенсировать убытки одних заведений, прибылью других. Кроме того, так как еще до кризиса собственную базу гостей мы нарабатывали годами, доставка, организованная нашими предприятиями, довольно часто осуществлялась адресно. В прошлом году кризис не помешал нам открыть четыре новых заведения. И в этом году мы продолжаем работу над увеличением сети. В локдаун многие кафе и рестораны закрылись. Появились интересные локации, ранее занятые другими предпринимателями. Некоторые из этих мест мы рассматриваем под себя».

Георгий Мартынов, президент Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморского края:

«Если вспомнить начало распространения пандемии год назад, рыбная отрасль не ожидала особых негативных последствий. Ведь работа экипажей по большей части – в море, удаленно от «источников заразы». Но позже начались проблемы. Закрылись иностранные порты. В минтаевую путину с января по апрель рыбаки столкнулись с тотальным вопросом экспорта. А он как правило составляет 80% от всего объема.

Общие российские объемы добычи минтая – 1,8 млн тонн. Ключевые покупатели – страны АТР – границы закрыли. Холодильного оборудования не только на Дальнем Востоке, во всей России недостаточно для хранения такого количества рыбы. Сейчас ситуация выглядит более оптимистично, чем несколько месяцев назад, но проблем у рыбной отрасли еще предостаточно. Надеемся, при поддержке нашего правительства, они постепенно они будут решаться».

По словам индивидуального предпринимателя Дмитрия Кантемирова, «пандемия стала «последним гвоздем в крышку гроба» малого и микробизнеса».

«Особенно сильный удар пришелся по сельским предпринимателям. Все говорят о проблемах бизнеса в крупных городах, а о отдаленных населенных пунктах кто-то подумал? В тысячах деревнях и поселках малый бизнес тоже существует, к сожалению, «эксперты-аналитики» постоянно об этом забывают. А ведь бизнес там вести намного сложнее, чем в городе. Как правило, нормального интернета даже нет. Большинство предпринимателей до сих пор не могут продажи в онлайн. О подключении к маркетплейсам вообще не стоит говорить. Одна из моих знакомых рассказала, что в коронавирус продажи вообще остановились, население окончательно обнищало! Спрос падает буквально на все. Население мигрирует из деревень. «глубинка» буквально в упадочном состоянии», — рассказал предприниматель.

«И в прошедшем и в этом году спрос на отдых был баснословным, — говорит бывшая управляющая апартаментов «Семь бухт» Елена Терещенко. —Люди устали бояться, захотели вздохнуть полной грудью. Можно сказать, ажиотаж вокруг отдыха стал трендом «коронавирусного» периода. Так как границы были закрыты, многие осознали, что помимо заграничных VIP стран существует организация отличного отдыха в пределах доступности региона. Например, наша бухта. Поэтому, эти два сезона очень отличались от предыдущих. Гостей было очень много, причем люди приезжали с разных точек России. Если и дальше спрос продолжит расти такими темпами, придется задуматься о приобретении новых земельных участков, так как уже сегодня мест не хватает на всех желающих».

Автор: Анна Мацовская
ТеГИ
коронакризис, бизнес, коронавирус
Поделиться
Похожие новости