Новость общества

«Прекрасный пример гениальной провокации»: эксперт о проекте реконструкции территории Бадаевского завода

«Прекрасный пример гениальной провокации»: эксперт о проекте реконструкции территории Бадаевского завода

Фото © «Московская газета»/Алексей Нилов

12.11.2019 в 12:01:00
3784

11 ноября в Москомархитектуре прошло экспертное обсуждение проекта, вызвавшего широкий общественный интерес

Общественность обсуждает будущий проект реконструкции территории бывшего Бадаевского (Трехгорного) завода, не функционирующего уже 13 лет. 11 ноября авторы проекта — представители девелоперской компании Capital Group и архитектурного бюро Herzog & De Meuron — ответили на вопросы экспертного сообщества.

Главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов, предваряя обсуждение, рассказал, что проект разработан на самом высоком уровне, а Архсовет, если таковой потребуется для градостроительного решения, он пройдет блестяще.

Три пожара — ни одной реставрации

Руководитель департамента культурного наследия Москвы Алексей Емельянов подчеркнул, что комплекс зданий Бадаевского завода до сих пор ни разу не реставрировался, хотя пережил три серьезных пожара. Последний был в 2016 году: его итогом стало обрушение порядка 2,5 тысяч квадратных метров кровли одного из исторических зданий. Компания Capital Group, по словам руководителя проекта Дмитрия Летова, провела первоочередные мероприятия по устройству временной кровли в 1 строение после пожара. Однако данные работы не исключают необходимости продуманной комплексной реконструкции.  

Достаточно прогуляться по территории, чтобы убедиться: памятники промышленной архитектуры требуют не просто ремонта, а полного обновления. По словам партнера архитектурного бюро Herzog & De Meuron Ольги Большаниной, у третьего строения — самого яркого и самого сложного — отсутствует система водостока, поэтому естественная среда постепенно разрушает его. Влияет на сохранность памятников и множество других факторов. Иными словами, если протянуть еще хотя бы пару лет — ситуация может стать и вовсе критической.

По историческим чертежам

Проект реконструкции территории был презентован общественности и профессиональному сообществу еще весной 2018 года. Он предполагает полное воссоздание исторического облика первого и третьего строений, являющихся памятниками архитектуры. Второе строение, на месте которого появился многоэтажный корпус в последней трети XX века, не является памятником, и застройщик планирует воссоздать по историческим чертежам тот самый облик, который имело здание в XIX веке. Общая площадь реконструируемых помещений — порядка 40 тысяч квадратных метров.

В отреставрированных корпусах предполагается разместить детский досуговый центр, школу танцев, ярмарку фермерских продуктов, а во втором строении, по замыслу девелопера, будет пивоварня.

Проект предусматривает создание общественного пространства: парка площадью 4 га c пешеходными дорожка, площадками для детей и занятий спортом. Также планируется построить жилой дом, возвышающийся над землей на 35-метровых колоннах. Столь необычное решение, безусловно, стало дискуссионным.

«Одним из главных условий при разработке проекта было сохранить вид на силуэт завода с реки, — рассказала представитель архитектурного бюро Herzog & De Meuron Ольга Большанина. — Он — яркая визитная карточка этого места. Мы тестировали разные варианты, однако все они закрывали исторические памятники. Поэтому возникло предложение поднять здание на высоту — это сделало участок проницаемым».

Девелопер предполагает вложить в проект реставрации порядка 4,7 млрд рублей.

Ищи, кому выгодно

Как уже говорилось, проект был презентован около полутора лет назад, однако его широкое общественное обсуждение началось лишь в сентябре — после отправки арендаторам коммерческих помещений на заводе уведомлений о прекращении договоров аренды. Это удивительным образом совпало со всплеском интереса к проекту в СМИ — и появлением статей о якобы «разрушении исторических памятников», в то время как застройщик неоднократно подчеркивал реставрацию и восстановление памятников.

Как рассказали в Capital Group, комплекс противоаварийных работ для предупреждения разрушения памятников архитектуры планируется начать еще в текущем году, однако никакие работы невозможны, пока помещения занимают арендаторы. Договор аренды с АО «БПЗ» (есть в распоряжении редакции) содержит пункт, предусматривающий возможность его досрочного расторжения, и невозможно представить, что арендаторы не читали его, подписывая документ. Поэтому возмущение предпринимателей непонятно: о скором старте проекта рассказывали многие федеральные СМИ, и расторжение договора аренды было лишь вопросом относительно небольшого времени. Возможно, понимая уязвимость своей позиции, арендаторы и предприняли действия в направлении раздувания скандала в социальных сетях и либеральных медиа, вместо работы в рамках бизнес-этики и делового подхода.

Мнения местных жителей района Дорогомилово о проекте разнятся. Есть и критика проекта — в основном от недовольных самим фактом новой стройки в их районе. В то же время, многие местные жители района поддерживают проект: им не нравится, что на территории Бадаевского завода сейчас располагается несколько «злачных мест», и в целом людям импонирует идея создания настоящего большого общественного парка, который станет в Дорогомилово единственным.

Идите в баню!

В ходе мероприятия представитель Herzog & de Meuron поставила одной из целью развеять мифы и необоснованные опасения, вызванные дезинформацией о проекте. Пожалуй, самый серьезный вопрос – то, что в процессе реконструкции застройщик мог бы снести памятники архитектуры, построив только элитный дом — такие примеры Москве действительно известны.  

«Исторические здания — изюминка этого проекта, — сказал исполнительный директор Capital Group Михаил Хвесько. — Без них он просто теряет смысл, свою привлекательность». Действительно, если бы не планировалось сохранять памятники, то какой смысл для застройщика в дорогостоящем конструктиве дома на высоте? «Благодаря такой концепции пространство будет визуально проницаемым, а исторические корпуса завода, воссозданные по старым чертежам, видны каждому».

Также озвучивались предположения, что общественный парк может стать закрытой территорией.

«С учетом того количества общественных функций, которые в него заложены, сделать парк закрытым попросту не получится, — отвечает Михаил Хвесько. — На его территории будет серия видовых площадок, игровые площадки для детей, а в исторических корпусах, как уже не раз говорилось, расположится детский досуговый центр и школа танцев».

Поднимался во время обсуждения и транспортный вопрос: кандидат архитектуры, академик Академии Архитектурного Наследия, независимый государственный эксперт охраны объектов культурного наследия, преподаватель МАРХИ Татьяна Петровна Кудрявцева спросила, есть ли у застройщика понимание, как он организует транспортную схему в проекте и направит потоки машин жителей и пользователей планируемой инфраструктуры. Ольга Большанина отметила, что проект разработан с учетом требований пожарной безопасности. Также будет несколько пешеходных лестниц и беспрепятственный проход к набережной. Транспортная инфраструктура обеспечит подъезд для автомобилей специальных служб. Проработана даже система вывоза мусора: мусоровозы не будут курсировать по парку. В подземных паркингах предусмотрены гостевые парковочные места, а также паркинг для резидентов — взамен стихийной наземной парковки, занимающей сегодня когда-то историческую площадь. На этом месте, кстати, появится Бадаевский бульвар — пространство-променад у фасадов исторических отреставрированных корпусов. Эксперт подчеркнула и сложность работы с историческими корпусами.

«В силу того, что здания завода были сделаны как очень плотная «рабочая рубашка» для механизмов, приспособить их очень непросто: огромное количество закрытых пространств и вопрос очень непростой», — сказала Татьяна Кудрявцева. Она также отметила, как важно создание исторического образа зданий, чтобы подчеркнуть ощущение истории.

В создаваемом общественном пространстве можно будет не только приобщиться к прекрасному, но и провести время с пользой для здоровья: например, сходить в русскую баню, которую планируется разместить в здании элеватора. Аутентичный внешний облик памятника архитектуры при этом сохранится, его отреставрируют и приспособят под современное использование, не прибегнув к изменениям в конструктиве или фасадах.

Представители Capital Group и архитектурного бюро Herzog & De Meuron ответили в том числе и на сложные, или, как принято говорить, «неудобные» вопросы о строительстве. Застройщик рассказал, что грунт в месте предполагаемого строительства безопасен — об этом свидетельствуют данные геологических изысканий. Был подробнейшим образом разобран вопрос инженерных сетей, вентиляции наземных помещений. Завязалась дискуссия по поводу внешнего вида окон второго строения, которое планируется воссоздать по чертежам XIX века…

«Это прекрасный пример гениальной провокации, — высказался о проекте один из основателей архитектурного бюро «Цимайло, Ляшенко и партнеры» Николай Ляшенко. — Когда изначально к проекту было негативное отношение, но специалисты шаг за шагом снимают все сомнения».

Автор: Алексей Нилов
ТеГИ
Бадаевский завод, Москва
Поделиться
Похожие новости