Новость общества

Приморские застройщики боятся заразиться «головной болью» московских девелоперов

Приморские застройщики боятся заразиться «головной болью» московских девелоперов

Фото © «Московская газета»

14.12.2021 в 14:37:00
3552

Технология White Box превращается в способ заработка покупателей квартир. Компаниям приходится платить по искам от 10 млрд рублей в год

Во Владивостоке квартиры с отделкой White Box не пользовались особой популярностью до 2021 года. Все изменилось, когда люди поняли преимущества предчистовой отделки и разглядели возможность сэкономить на ремонте. С 2022 года даже те застройщики, которые не планировали строить с технологией White Box, пересмотрели свои позиции. Доля квартир с готовой залитой стяжкой, разведенной электрикой и отштукатуренными стенами продолжает расти. Но уже сегодня приморские девелоперы, оглядываясь на опыт московских коллег, опасаются, что в этом сегменте их ожидают большие проблемы.

В Центральной России набирает тренд сомнительных схем, связанных с предчистовым ремонтом White Box. Как рассказал Владимир Ирвин (фамилия изменена по просьбе автора), некоторым московским застройщикам ежегодно приходится выплачивать по искам огромные суммы — в общем объеме доходящие до 10 млрд рублей в год.

Смысл заработка на девелоперах следующий: приобретатель квартиры с упомянутым ремонтом приглашает независимого эксперта, который указывает на его якобы недоработки. Эксперт производит оценку ущерба «пострадавшего» в твёрдой сумме и в виде претензии предъявляет ее застройщику. Теоретически удовлетворить требования можно оперативно. Но застройщики редко соглашаются на подобные «мирные сделки» и получают иск. В большинстве случаев суд становится на сторону «пострадавшего» покупателя, назначая компенсацию за некачественный, по его мнению, ремонт, плюс штраф в сумме от общей стоимости сделки.

«Пока в Приморье доля квартир с отделкой White Box еще невелика, прецедентов немного, хотя некоторые компании уже фиксируют случаи предъявления претензий, обоснованность которых, мягко говоря, под сомнением. Эти «тревожные звоночки» заставляют нас готовится не к лучшему развитию сценария, — рассказывает Ирвин. — Дело в том, что в России эта область законом однозначно не отрегулирована, и в случае предъявления покупателем претензии к застройщику в части компенсации якобы некачественного ремонта денежной суммой (которые, порой, доходят до миллиона за один случай), тот просто не может предложить устранить недоработки, так как с него требуют не устранения, а денег. Мол, «ты заплати, а я сам устраню». В этом случае, застройщик и на подрядчика переложить эти финансовые затраты не может. Генподрядчик объект сдал, я принял, по закону мы квиты».

По словам собеседника издания, самое неприятное для застройщиков то, что после успешно провернутой «схемы с компенсацией», данный покупатель рассказывает об этом в общедомовом чате новых жильцов, и некоторые следуют по его пути.

«Мы понимаем, что уже в следующем году спрос на квартиры с отделкой White Box увеличится настолько, что приморским девелоперам придется массово учитывать этот момент при строительстве квартир. А с заходом в застройку данного сегмента нас, так же, как и коллег в Центральной России, вполне ожидаемо коснётся проблема «псевдонедовольных» покупателей, — рассказал «Московской газете» генеральный директор ИСК «Система» Алишер Аббасов.

Эксперт поясняет, что в этой связи, необходимо заранее прорабатывать возможные нападки и заключать договора в части долевого строительства, максимально защищающие обе стороны. «Безусловно, покупатели не должны страдать от некачественного жилья. Но и требовать с застройщика компенсацию за то, чего нет, ставя такие сомнительные схемы на поток — вряд ли идет в разрез с законом. Это подрывает репутацию девелоперской компании. Кроме того, подобные ситуации приводят к конфликту застройщика, который является посредником между покупателем и генподрядчикам. Если вопрос некачественного ремонта решается в суде в пользу приобретателя этого ремонта, девелопер будет вынужден обратиться к подрядчику с требованием либо устранить претензии истца, либо компенсировать их материально», — подчеркнул Аббасов.

«Все верно, подобные прецеденты выставления претензий уже зафиксированы в Приморье. В частности, в нашей компании уже даже есть «чёрные» списки таких «постоянных клиентов», но мы все равно пока не отказываемся от сотрудничества с ними и отрабатываем замечания. В мае сдали первый дом в Хабаровске и сразу столкнулись с недовольными, требующими компенсацию по типу «сделай то, не знаю что». Каждый случай решаем с юристами. В каждом последующем объекте стараемся снизить риски с помощью детальной проработки договоров с покупателями», — рассказал еще один руководитель крупной девелоперской компании, попросивший не называть его имени.

«Когда отделка внутри квартиры выполняется не в полном объеме, как в случае с White Box, можно найти массу зацепок, для составлении претензий в адрес застройщика и требований каких-то компенсаций. Людей, которые стараются спекулировать брешами в законах или какими-то упущениями в договорах, к счастью, немного. Но, как говорится, «и в хорошем стаде найдется паршивая овца». Немало в России юристов, которые берутся за подобные дела, понимая их беспроигрышность. В итоге страдают бюджеты и репутация застройщиков и субподрядчиков, — согласен с коллегами директор ООО «Стройзаказ» Олег Пикалов. — Защита в этом случае одна — грамотно составленный договор с потенциальным приобретателем квартиры, в котором должен быть прописан полный, детальный перечень выполняемых работ со ссылками на ГОСТы и другие стандарты, четко определена зона ответственности сторон, чтобы взаимоотношения покупателя и продавца были максимально отрегулированы заранее».

Автор: Анна Мацовская
ТеГИ
приморье, застройщики, White Box, квартиры
Поделиться
Похожие новости