Новость общества

Психолог Ивановский рассказал, почему человек ищет смысл жизни и может ли он существовать без него

Психолог Ивановский рассказал, почему человек ищет смысл жизни и может ли он существовать без него

Фото © «Московская газета»/Алёна Черепкова

30.07.2021 в 20:14:00
5958

Многие люди живут, удовлетворяя лишь так называемые животные, базовые, потребности и не задумываются о высоком. Но когда они выходят за рамки утилитарных потребностей, то начинают задаваться банальным вопросом: «в чем заключается смысл жизни, и для чего я вообще живу» 

От чего зависит поиск смысла жизни и стоит ли его искать, рассказал клинический психолог, основатель академии психологии «ТРИЭТТА» Валерий Ивановский.

— Валерий Валерьевичкак вы считаете, нужно ли человеку искать смысл жизни или к этому следует относиться не более, чем к какой-то модной тенденции?

Человек, безусловно, является неотъемлемой частью биологического разнообразия Земли и подвержен тем же эволюционным законам, которые детерминируют жизнь других живых существ. Миллионы лет человек развивался как животное и только около 50 тысяч лет развивается по социальным законам. Если смысл жизни животного предопределен теми безусловными и условными инстинктами, которые он сначала принимает в рамках филогенеза, а потом в результате перипетий собственной жизни, то в ходе социальной эволюции давление условных и безусловных рефлексов на человека ослабевает, а на сегодняшний день практически сведено к нулю. Безусловные и условные рефлексы берут на себя управление человеческим поведением, например, в результате стрессовых ситуаций или определенных травм, когда поражаются высшие отделы головного мозга. Но в целом человек движим именно социальными инстинктами и потребностями. 

Однако стоит отметить, что когда человек освобождается от давления биологических инстинктов, то он не приобретает социальные механизмы, которые становятся частью его генетической наследственности, поэтому каждый человек самостоятельно проходит путь социального становления. Каждый младенец рождается абсолютно беспомощным, поскольку те остатки безусловных рефлексов, которые присутствуют в нем, не могут обеспечить ему выживание, а альтернативной программы в виде социального инстинкта ещё нет. Поэтому ему необходим период социализации, который даст, в том числе, ответ на вопрос, для чего жить и в чем заключается смысл жизни.

Факт того, что некоторые люди движимы только животными инстинктами, несколько парадоксален, но, тем не менее, такое действительно бывает. Недаром всемирно известный психолог Маслоу в свое время придумал пирамиду потребностей, в основании которой находились потребности утилитарные, они же биологические (в сне, еде, сексе, безопасности), а верхнюю часть составляли потребности чисто социальные, на вершине которых находилась самореализация. 

Наблюдая за жизнью людей, можно сделать вывод, что некоторые движимы только утилитарными инстинктами, которые выражаются в желании плотно поесть, сладко поспать и накопить большое количество богатств, а социальные инстинкты им как будто не прививаются. Этому есть как минимум два объяснения. Первое из них заключается в том, что по сравнению с миллионами лет эволюции биологической, тысячелетия эволюции социальной являются ничтожным сроком для того, чтобы эта принципиально новая эволюционная схема работала без сбоев. Поэтому в случае стрессов и непредвиденных обстоятельств нервная система откатывается к уже заученному поведению. С другой стороны, мы живем в век социальных катаклизмов и потрясений, когда происходит огромный парадигмальный сдвиг во всем мире. То есть те социальные установки, ценности и ориентиры, которые были незыблемы еще 3-4 десятка лет назад, становятся все более размытыми и не могут управлять людьми и увлечь их за собой. Сейчас мы наблюдаем период, когда человечество пытается найти для себя новую систему ценностей, поэтому происходит некий откат к биологическим целям и биологизированному смыслу жизни, поскольку они, как минимум, обеспечивают выживание особи. Ведь когда определенные социальные ценности уже себя изжили, а другие еще не появились, человек теряет мерило правильности и неправильности своих поступков и свою путеводную нить. В этой связи поиск смысла жизни не является каким-то модным течением, это насущная необходимость. С третьей стороны, необходимо понимать, что когда мы говорим о том, что биологические инстинкты жестко детерминируют поведение и заставляют животных в тех или иных обстоятельствах действовать стереотипными схемами, а социальное научение в этом плане является входом в царство свободы, когда человек может реагировать более гибко и пластично, то в этом заключается диалектика развития. Ведь, по сути, биологический инстинкт и социальная схема поведения – это две стороны одной медали, потому что в результате социального научения человек получает те же самые жесткие схемы поведения, которые предопределяют всю его жизнь и, как правило, человеку очень трудно свернуть с этого пути социальных императивов.

— Как человеку понять, что он хочет от жизни?

— Смысл жизни состоит из двух неравноценных составляющих. Первая – это относительно небольшая часть, связанная с доставшимися нам в наследство от биологической эволюции инстинктами самосохранения, размножения, биологическими потребностями: безопасность, еда, сон, секс, которые занимают в мотивации человека 20-25%. Остальные 75-80% – это его социальные детерминанты.

Большую часть смысла жизни формируют те мотивы, которые человек впитывает в результате своей социализации. Они в свою очередь формируют иерархию установок, в вершине которой находится утверждение «человек ничто, социум всё». Для социума важно выживание рода, поэтому социально поощряемыми и одновременно необходимыми будут такие действия, которые укрепляют общество в целом и улучшают жизнь его членов. Поэтому и наибольшее счастье, чувство самоудовлетворения или удовлетворения, понимание полноты своей жизни приносят только такие социальные активности, результат которых направлен на других людей. Причем чем больше людей в результате деятельности конкретного человека оказываются облагодетельствованы, тем более счастливым этот человек себя чувствует и тем более социально поощряемой является такая активность. Поэтому смысл жизни заключается в том, чтобы содержать свое тело в здоровье и благости, и в том, чтобы делать как можно больше добра другим людям.

— То есть вы хотите сказать, что смысл жизни любого человека – это делать добро? 

— У каждого человека, в зависимости от его личностных траекторий, смысл жизни конкретизируется в тех или иных достижениях: кто-то становится врачом, кто-то художником, кто-то пожарным. В ходе общей социализации, которую проходит человек, формируются конкретные смысловые линии, которые детерминируют поведение каждого человека, она же ответственна за то, что ее фрагментарность приводит к недосформированности иерархии социальных потребностей, которые субъективно воспринимаются как поиски смысла жизни, размытость ускользающих жизненных устремлений. Поэтому человеку порой очень сложно ответить, к чему он стремится и в чем смысл его жизни. Об этом достаточно много рассуждают в философской парадигме, но очень редко делают простой психолого-генетический анализ, который бы определял, как формируются потребности человека, куда они и зачем его ведут.

Считается, что высшим смыслом человеческого индивидуального существования, об этом написано во многих философских системах и художественных произведениях, является любовь. Влюбляясь, человек по собственной воле тратит огромное количество энергии на то, чтобы сделать хорошо другому человеку. Где-то он забывает про себя, и все его устремления направлены на то, чтобы его любимый человек ни в чем не нуждался и был счастлив. Именно в любви заключена квинтэссенция социального – забудь себя ради счастья другого. В этом и есть смысл жизни. Ведь чем бы ни занимался человек, когда он понимает, что результаты его труда благотворно воздействуют на многих, он чувствует себя нужным и счастливым.

В этой связи показательны судьбы людей, употребляющих все свои социальные навыки для увеличения материального состояния, как правило, они достаточно несчастные люди, потому что они обмануты дважды. С одной стороны, они считают, что деньги могут принести им какое-то счастье и успокоение, но практика показывает, что материальные богатства не делают их ни здоровее, ни умнее, ни увереннее в себе, при этом социум отторгает таких людей, поскольку интуитивно чувствует, что они живут не для общества, а сугубо для себя. То есть с точки зрения эволюции, они регрессируют, оборачивает свое развитие вспять, идут поперек социальной эволюции. 

В русской и других культурах главной добродетелью является щедрость, желание помочь ближнему, широта души. В жизни мы встречаем много людей, которые готовы делиться и отдавать, щедры на эмоции, энергию, знания, они вызывают у нас невероятно положительные эмоции и желание общаться. Поэтому настолько трогательны те подвиги, когда, например, сотрудник МЧС, спасая из пожара других людей, отдает свою жизнь за них или когда ребенок спасает собаку из пруда. В этом и есть смысл жизни. 

— А личностный рост и смысл жизни как-то взаимосвязаны между собой? 

Мы уже говорили о том, что наше тело и социализация являются основой, предопределяющей, и мировоззрение, и возможные пути, по которым человек идет, и возможные реакции на те или иные вызовы со стороны окружающей среды. Личностный рост связан с процессом созревания, саморазвития человека и является знаком того, что его социальное развитие идет в правильном направлении. Но иногда мы сталкиваемся с тем, что заложенная социальная программа сбоит, и тогда человеку необходимо срочно найти какую-то иную систему координат, в рамках которой он мог бы двигаться. И тут на помощь человеку приходят курсы личностного роста, которые догружают эти ориентиры.

Автор: Алёна Черепкова, Алёна Лобанова
ТеГИ
Валерий Ивановский, психология, смысл жизни
Поделиться
Похожие новости