Новость общества

Психолог Валерий Ивановский назвал важнейшие функции юмора в нашей жизни

Психолог Валерий Ивановский назвал важнейшие функции юмора в нашей жизни

Фото © «Московская газета»

02.03.2024 в 19:54:00
1611

Команда аналитики VK провела исследование и выяснила, кто чаще всего реагирует лайками на контент в социальной сети «ВКонтакте» и какие посты вызывают наибольший отклик. Так, пиковым временем для оставления реакций оказалось 20:00, а днями с наибольшей активностью в 2023 году стали 1 января, 8 марта и 1 сентября. Женщинам принадлежат 62,8% оставленных лайков, а среди возрастных категорий самой активной ожидаемо оказалась молодёжь – треть отметок «Нравится» оставлены людьми в возрасте 16-24 лет. Следом идут пользователи в возрасте 25-34 и 35-44 лет. Больше всего лайков собирали посты в сообществах про юмор, затем по популярности идёт новостной контент, посты творческой и культурной тематики. О том, как можно интерпретировать эти результаты с психологической точки зрения и что о пользователях «ВКонтакте» говорит наибольшая популярность юмористического контента, «Московская газета» побеседовала с клиническим психологом, основателем академии «ТРИЭТТА» Валерием Ивановским

«Существует достаточно много определений юмора. Например, в интернете некоторые ресурсы определяет юмор как «интеллектуальную способность подмечать в явлениях их комичные, смешные стороны. Чувство юмора связано с умением субъекта обнаруживать противоречия в окружающем мире». Научных работ, посвященных этой тематике, не так много. При попытках осмысления юмора достаточно большой упор делается на сферу эстетического, например, комического, иронического, острот и так далее. Как правило, сама сущность юмора обходится, и попытка формулирования расплывчатой дефиниций заменяется на членение юмора на те или иные составляющие, на те или иные подвиды: шутка, анекдот и так далее. Соответственно, при такой трактовке, очень трудно ответить на вопрос, почему же пользователи одной из самых больших социальных сетей предпочитают посты с юмором. И что интересно, на втором месте идут посты новостные, а на третьем – творческие или культурные. Хотя с точки зрения психологии в этом прослеживается определённая зависимость. Дело в том, что смех, юмор играет в жизни сложноорганизованных живых существ, в частности человека, важную роль. В иерархизированных, социальных сообществах юмор выполняет одну очень серьезную функцию. Он помогает избежать ситуации конфликта и мгновенно разрядить накопившуюся энергию, которую две особи должны были потратить на физическое столкновение безобидным способом. При этом возникает достаточно интенсивная положительная эмоция. То есть изначально на биологическом уровне юмор является своеобразным клапаном, который помогает избежать конфликтной ситуации, не разрушить социальную основу взаимодействия животных, сохранить их индивидуальную жизнь, сохранить их социальный порядок и в какой-то степени упрочить его за счет той положительной эмоциональной окраски, которую человек или высокоразвитое животное испытывает в результате создания юмористической ситуации. На уровне физиологии это работает так: человек попадает в очень важную для него ситуацию, даже если эта ситуация конструируется рассказчиком юмористического контента как важная с точки зрения его выживания, удовлетворения его потребностей. И он не знает, каким образом реагировать. В такой ситуации включаются эмоциональные механизмы, которые мгновенно приводят организм человека в состоянии физической готовности действовать. Причем действовать или нападением на того, кто в данной ситуации может представлять угрозу, или бегством от потенциального источника угрозы. Потому что все неизвестное, все непонятное мы маркируем как потенциальную опасность. И вот вдруг, когда организм уже полон энергии, действия, движения, вот-вот будет запущена реакция «бей или беги», человек, используя дополнительную информацию и рациональные когнитивные механизмы, видит, что на самом деле ситуация не представляет угрозы. В этом случае ему необходимо каким-то образом израсходовать ту химическую энергию, которая наполнила организм, для того чтобы человек мог действовать, и он начинает смеяться. То есть происходит очень сложный комплекс физиолого-психологических процессов. Потому что, с одной стороны, при смехе включается большое количество мышц, с другой стороны, задействуется определённое количество мозговых структур, и все это вместе позволяет эту энергию израсходовать самым безопасным образом. Причем изначально у человека имеется достаточно общее схематическое представление о том, что вот-вот предстоит борьба, она будет достаточно напряженной и исход ее непонятен. И вдруг в следующее мгновение оказывается, что ситуация не представляет никакой угрозы. И в результате этого опознавания и того, что человек избежал очень опасной в его жизни ситуации, выделяется огромное количество положительных гормонов, ведущую роль среди которых играет дофамин и серотонин. То есть, с одной стороны, принцип экономии усилий, с другой стороны, понимание того, что удалось избежать опасностей и, с третьей стороны, сам смех, юмор сигнализирует тому, кто только что чуть не стал объектом атаки, что стоящий перед ним человек, индивид, не представляет никакой опасности, потому что в этот момент он разряжает вот эту энергию, вероятную агрессию, самым безобидным образом – смехом. Он таким образом маркирует другому свое поведение как не агрессивное, как не опасное, как дружелюбное, как то, что он другого не рассматривает как соперника, а рассматривает его, соответственно, как друга, товарища – того, с кем не опасно находиться вместе. Поэтому эволюционно у больших животных и у человека первой функцией, которую выполняет юмор, является ситуация избегания опасности, при которой человек может экономить усилия, может оставаться живым, целым, невредимым и взаимодействовать с другим человеком не как с оппонентом, а как с собеседником», — рассказывает Валерий Ивановский.

Причем, по словам клинического психолога, здесь очень важно, что юмор возникает как реакция на то, что изначально какая-то ситуация была воспринята как угрожающая, а потом оказалось, при дальнейшем анализе, что она безобидна. И юмор помогает эту накопившуюся энергию возможной агрессии трансформировать социально приемлемым, психологически приемлемым способом. С другой стороны, у человека юмор начинает играть несколько иную, отвлеченную роль. Прежде всего не биологическую, а социальную.

«Дело в том, что юмор, как правило, представляет собой повествование, которое описывает конкретную ситуацию, которая могла тем или иным способом угрожать герою этого повествования, но в самый последний момент оказалось, что он ее неправильно оценивал, и ситуация оказалась абсолютно не угрожающей. И мы видим, что в свернутом виде любая ситуация юмора повторяет эту биологическую основу, в которой происходит выделение энергии, неправильная оценка ситуации, потом ее корректировка и разрядка. Но у человека юмор начинает играть дополнительную, очень важную роль — он на конкретных примерах, на конкретных зарисовках, на конкретных ситуациях, причем доступных любому человеку, любому слушателю, показывает наиболее короткие, наиболее приемлемые эвристические способы, как вести себя в той или иной непонятной ситуации. Потому что те продукты, которые мы описываем как юмористические, всегда составлены таким образом, что человек оказывается в ситуации, где ему необходимо решить какую-то физическую или морально-нравственную задачу, и у него нет достаточных ориентиров, нет ментальных карт, которые позволили бы ему её решить. Он воспринимает эту ситуацию ошибочно, а потом оказывается, что она развертывается совершенно по-другому. То есть через юмористические ситуации человек может легким, доступным способом получить самую важную, самую простую, самую эффективную информацию о жизни и составить ментальные карты, каким образом вести себя правильно в той или иной ситуации, не усложняя своё положение, не делая лишних движений, не волнуясь и не переживая. Получается, что юмор – это самый доступный, самый легкий интеллектуальный способ получить правдивые, наиболее адекватные знания о жизни, не осложненные какими-то правилами этикета, сложными морально-нравственными нормами, какими-то ситуациями выбора, в которых человек может этот выбор совершить ненадлежащим образом. Это вторая функция юмора», — объяснил психолог.

Валерий Ивановский привёл в пример анекдоты, которые создаются на основе различных нелепых ситуаций, в которые попадают люди. Рассказывая друг другу эти анекдоты, люди получают необходимую информацию, причём независимо от исхода анекдотичной ситуации. Человек либо понимает, как не надо себя вести, чтобы не получить отрицательный исход, либо, наоборот, узнаёт, как нужно действовать, чтобы получить желаемый результат.

«Третья функция, которую выполняет юмор, заключается в том, что очень усложненная социальная среда, в которой находится человек, огромное количество институтов и институций, от которых исходит различная информация, достаточно значимая для жизни человека, могут продуцировать эту информацию искаженно. Допустим, какие-то профессиональные организации людей описывают реальность, происходящие события определенным образом и в силу, например, ущербности инструментария или недостаточного профессионализма, или руководимые другими мотивами, они дают искаженную, неверную информацию об окружающей действительности. И в этой связи человек, который из общепринятых профессиональных источников не может составить себе непротиворечивое мнение о том, в какой информационной среде он живет, какова ситуация на самом деле, начинает искать альтернативные источники. Если внутри сложноорганизованной социальной системы официальная информация искажённо или неадекватно описывает действительность, стихийно создаются альтернативные источники информации. Появляется так называемое народное творчество, юмор, анекдоты, которые позволяют корригировать конструируемую вербально реальность, приспосабливать ее к практическим нуждам человека. Это все достаточно быстро распространяется в народе, потому что юмор, как мы говорили, это определенные ментальные карты, которые подгружают для себя люди, чтобы наиболее эффективно и пластично приспосабливаться к действительности и использовать эту действительность для удовлетворения своих потребностей. То есть очень серьезная социальная функция юмора связана с тем, что она позволяет корректировать те информационные ошибки, которые допускают институты, в обязанность которых входит составление ментальных карт, чтобы их люди брали на вооружение и надлежащим образом себя вели», — говорит Валерий Ивановский.

«Наконец, функцией юмора является то, что юмор – это попытка здесь и сейчас восстановить справедливость. Восстановить справедливость, под которой мы понимаем соответствие деяния воздаянию. Почему очень часто у людей вызывает смех, когда кто-то, например, попадает в комические ситуации, условно, падает, поскользнувшись на банановой кожуре? Эта ситуация вызывает смех только в том случае, если человек, который в результате упал, до этого демонстрировал какие-то нелицеприятные качества, например, он высокомерно себя вёл, мог оскорблять окружающих или всем своим видом показывал, что он лучше, чем остальные. И вдруг он падает. То есть получается то, что называется мгновенная карма. Его ненадлежащее поведение заканчивается тем, что он попадает в какую-то комическую ситуацию, и тем самым обесценивается всё его высокомерное поведение, которое не учитывало нравственные чувства других людей. То есть еще одной функцией юмора может быть попытка разрешить какую-то ситуацию, которая потенциально была конфликтной, справедливым окончанием. И тут можно вернуться к результатам исследования предпочтений пользователей соцсетей. Если большое количество людей ставят лайки на те посты, в которых представлен юмор, это говорит о том, что люди крайне нуждаются в том, чтобы получить и использовать надлежащие ментальные карты, для того чтобы понимать, из чего на самом деле состоит действительность и каким образом себя лучше вести. И в этой связи можно было бы обратиться к каким-то научным источникам, читать учебники по социологии, по психологии, по политологии, по экономике, но это всегда требует очень больших временных затрат, а, с другой стороны, это требует определенных научных знаний. И поэтому человеку очень тяжело, у него не хватает ни времени, ни надлежащих навыков, чтобы обращаться к этим первоисточникам. Поэтому люди, как правило, используют то, что находится под рукой, что легкодоступно, что позволяет получить актуальные ответы на свои вопросы. И в этом плане юмор, который в силу своей специфики, разобранной выше, как нельзя лучше подходит для того, чтобы быть для другого человека и руководством к действию, и, с другой стороны, наглядной картинкой, наглядным способом четко уяснить составные части ситуации, увидеть плюсы и минусы того или иного поведения, выбрать наиболее рациональный и вести себя соответствующим образом.

С другой стороны, там, где юмор, всегда присутствует запрос на справедливость. То есть люди тянутся к юмору, когда они считают, что окружающая среда недостаточно справедлива в каких-то своих проявлениях. И третий вывод: тяга к юмору повышается, когда в обществе создается очень много конфликтных социальных очагов, и людям хочется найти какой-то наиболее экономный, наиболее действенный способ, для того чтобы выйти из ситуации конфликта и при этом не потерять свое лицо. И очень мощным косвенным подтверждением этим рассуждениям служит то, что на втором месте по лайкам идут как раз посты новостные. А мы говорили, что новости – это как раз самый доступный способ загрузить в себя ментальные карты сегодняшнего дня, чтобы ориентироваться на местности жизни и понимать, в какую сторону идти, чтобы найти источники удовлетворения своих многочисленных потребностей, причем не только материальных, но и социальных, и духовных. И далее по лайкам находятся посты, в которых описываются какие-то явления культуры. А как раз культура является наиболее обобщенным сгустком общественной жизни, ее основных направлений, ее вех, ее путеводных маяков, к которым должен стремиться человек. Так что это достаточно глубокое, внутренне непротиворечивое и очень многоговорящее для человека науки исследование», — заключил психолог.

Автор: Алексей Черников
ТеГИ
психолог, Валерий Ивановский, юмор, соцсети
Поделиться
Похожие новости