Новость общества

Психолог Валерий Ивановский объяснил желание людей следовать моде

Психолог Валерий Ивановский объяснил желание людей следовать моде

Фото © «Московская газета»

13.10.2023 в 14:27:00
2379

Чем вызваны тревога и дискомфорт, возникающие, когда человек не может себе позволить купить модные вещи? Чем объяснить желание покупать много дорогих вещей, которые зачастую пылятся в шкафу? Нужно ли человеку следовать моде и почему он это делает? Что такое «мода» в принципе, если она так будоражит сознание людей, «Московской газете» рассказал клинический психолог, основатель академии «ТРИЭТТА» Валерий Ивановcкий

Мода — действительно попытка стандартизировать способ социального поведения людей, но она не возникает стихийно, считает Валерий Ивановский: «Вся наша окружающая жизнь свидетельствует о том, что события подчиняются логической причинно-следственной связи: раз на небе зажигаются звезды, это кому-то нужно. Если говорить о моде на определенную одежду и аксессуары, то корни ее следует искать не в попытках выразить свою индивидуальность и заявить некий протест на существующие социальные догмы, а в истории явления, когда социальная стратификация, место в социальной иерархии определялось, в том числе и одеждой, которую носит обладатель того или иного социального положения».

Такой подход, по его словам, пересекается с распространенным клише, что встречают по одежке, ведь физиологически все люди весьма похожи.

«Все мы примерно одинакового роста, имеем определенные для нашей национальности черты лица, руки, ноги, туловище. Различие между людьми определяется объемом знаний, нравственных категорий, правил, которым он следует, — отметил клинический психолог. — При этом, разумеется, ни у кого не написано на лбу содержание, а донести информацию до возможного собеседника, что ты из себя представляешь, нужно. Одежда изначально существовала именно для этих целей, она как глашатай шла впереди человека и заявляла о его статусе».

Такой подход мы можем наблюдать и в наши дни. Определенную униформу имеют врачи, представители правоохранительных структур, судьи, представители различных сообществ. Например, в бизнес-сообществе принято носить рубашку, галстук и пиджак, говорит собеседник «Московской газеты».

«Изначально одежда маркировала человека, она без лишних слов определяла его социальный статус. Например, простая холщовая рубаха без оторочки — принадлежность крестьянскому сословию. Кружевные дорогие одеяния с длинными рукавами — аристократии. Как тогда, так и сейчас существовали достаточно серьезные санкции за нарушение предписанной одежды. В Уголовном кодексе до сих пор существует норма, карающая самовольное ношение одежды полицейского или военной формы, если человек не является военнослужащим», — отметил эксперт.

О модных поветриях осведомлено большое количество людей, но настоящих модников — тех, кто выполняет все предписания моды, следит за ней, немного, констатирует Валерий Ивановский:

«Иллюзия того, что мода определяет достаточно много в нашей жизни, возникает потому, что вдохновители моды широко пользуются средствами массовой информации, иными средствами массовой коммуникации для информирования о своей активности. Если же бросить даже поверхностный взгляд на деятельность, то можно увидеть, что это сфера, где находится большое количество финансов и состоятельных людей, которым постоянно предлагается некая униформа, что выделяла бы их из безликой толпы и кричала бы об их статусе. Таким образом мода — это способ, который предлагается человеку, чтобы заявить о себе как о личности, играющей существенную роль в социальной иерархии, как личности, которая в соответствии со своим статусом, требует определенного к себе отношения».

При этом сердцевиной социального уважения является не внешняя атрибутика, дорогие модные вещи, люксовые аксессуары, а та степень социального влияния, которое оказывает деятельность человека на социум, убежден психолог: чем больше положительное влияние, тем больше в ответ социум оказывает такому человеку признания и уважения.

«В свою очередь признание и уважение конвертируются в достаточно серьезные финансовые поступления, которые позволяют человеку потреблять дорогие бренды. Поэтому сам дорогой бренд, говорим ли мы о моде или о модных аксессуарах, является всего лишь одним из признаков, причем не обязательно высокого статуса человека», — говорит эксперт.

Существует большое количество известных состоятельных людей, мультимиллионеров и миллиардеров, которые просто и скромно одеваются, живут в стандартизированных жилищах и пользуются общественным транспортом для своих перемещений, — отметил Валерий Ивановский. — В этой связи мода — это некий эрзац, который позволяет человеку без определенных социальных заслуг обладать всей атрибутикой социально состоявшегося гражданина, состоявшейся личности».

Однако для создания видимости состоятельности человеку все же нужно достаточное количество финансов, добавил собеседник издания. Оттого-то потребителями моды в основном являются люди, обладающие финансовыми возможностями, но не имеющие соответствующего социального статуса.

Валерий Ивановский приводит в пример ситуацию, когда дети являются потребителями состояний отцов. В таких случаях ребенок обладает лишь атрибутикой социально значимых граждан, но не приложил никаких усилий, чтобы получить финансовые средства, которыми пользуется, а значит они ему не принадлежат по праву достижений:

«Такие люди вынуждены доказывать в первую очередь себе, что имеют право на высокую социальную иерархию. В отсутствие возможностей доказать это какой-то результативной деятельностью, они прибегают к моде как к эрзацу. То есть они потребляют дорогие вещи, которые должны говорить об их эксклюзивности и социальной иерархии».

Выходит, что мода эксплуатирует комплексы таких людей, помогает им их изживать, уменьшать уровень тревоги.

«Мы видим, что потребители моды — это люди достаточно часто с большими финансовыми возможностями, но неопределенной социальной иерархии, — поясняет клинический психолог. — Напротив, люди, которые по праву своей деятельности, по праву достижения получают достаточно большое финансовое вознаграждение, достаточно равнодушны к моде, потому что у них нет времени и желания следить за всеми ее капризами и двигаться в их створе».

Отсюда, по словам эксперта, и капризность, неуловимость, летучесть моды. Мода существует вне базовых принципов, и в ее основе не лежит функциональность:

«Если мы говорим о модной одежде, то у нее часто вычурный крой и совершенно не утилитарные материалы. Достаточно часто мода переходит в некий перфоманс, который совершенно не преследует цель дать человек качественную одежду как способ комфортно функционировать при любых внешних условиях, чувствовать себя гармонично с окружающей действительностью. Перфоманс является средством выразить себя, доказать свою индивидуальность, исключительность, поэтому на первом месте находится идея, а форма и содержание вторичны. Если мы посмотрим на ультрамодные образчики одежды, это абсолютнейшая эклектика, смешение всего со всем. На первое место выходит эпатаж, желание привлечь к себе внимание».

При этом нельзя ставить на одну линию моду и вкус, считает Валерий Ивановский, это вещи параллельные.

«Вкус — это всегда некий опыт, основанный на системе знаний, на использовании логического аппарата, сравнении предметов, анализе и синтезе, на обобщении и абстрагировании. Вкус всегда связан с функциональностью. Вещи, одетые со вкусом, находятся в гармонии, взаимодополняют друг друга, создают впечатление высокой эстетической оценки, красоты и целостности», — подчеркнул психолог. Он также уверен, что вкус не может быть врожденным чувством, но может быть результатом вдумчивого отношения к вещам, которые должны отвечать трем канонам: красоте, функциональности и индивидуальности.

«Очень важно, что за вкусом всегда лежит некий прагматизм, рациональность, а за модой всегда лежит эмоция некоторой компенсации, ведь человек, который следует моде, ощущает большую тревогу, неуверенность в себе, в качестве своей личности, в том, по праву ли он занимает ту или иную позицию в иерархии, по праву ли претендует на занятие того или иного места в социуме. В этой связи мода — достаточно легкий способ обзавестись внешней атрибутикой, чтобы уменьшить эту внутреннюю тревогу. Очень часто люди, потребляющие дорогие модные вещи, пытаются спрятаться за ними как за щитом. Спрятать свои страхи и неуверенность, показать другим: «я состоялся», «я могу», «уважайте меня». В этой манифестации скрывается не просто неуверенность, но крик об одиночестве, о помощи, требование, любить человека таким, какой он есть. Это всегда призыв к сочувствию, любви, в то время как вкус — это рационализация бытия, ее структурирование, обретение гармонии красоты через функциональность», — заключил Валерий Ивановский.

Автор: Светлана Андросова
ТеГИ
психолог, ивановский, триэтта, мода
Поделиться
Похожие новости