Новость общества

Психолог Валерий Ивановский рассказал о последствиях ковид-психоза для государства

Психолог Валерий Ивановский рассказал о последствиях ковид-психоза для государства

Фото: news.day.az

21.10.2020 в 13:16:00
5133

По мнению эксперта, чрезмерное нагнетание страстей может привести к катастрофе

В начале октября СМИ сообщили об избиении женщины в московском метро. Дама, будучи без маски, кашлянула, чем и спровоцировала агрессию. В Санкт-Петербурге жестко задержали гражданина без маски: мужчина был повален на землю несколькими полицейскими. Правоохранители объяснили применение силы отказом человека подчиниться законным требованиям сотрудников полиции.

В другой ситуации, о которой журналисту «Московской газеты» рассказала знакомая, пассажирка была в маске; закашлявшись от резкого запаха парфюма, она получила удар сумкой по голове. Еще случай: от сотрудницы нашего издания, чихнувшей в метро (девушка была в маске), пассажирка пересела на другой конец вагона. Есть подозрение, что многие москвичи могут поведать о похожих историях...

Эксперты насторожены высоким градусом волнения в обществе из-за новой коронавирусной инфекции; в оценках некоторых из-них слышится даже определение «ковид-психоз». О причинах реакций, явно переходящих грань этики и закона, мы поговорили с клиническим психологом, основателем академии психологии Trietta Валерием Ивановским.

— Валерий Валерьевич, чем, на ваш взгляд, вызваны крайне агрессивные реакции многих представителей общества на все, что связано с новой коронавирусной инфекцией? Ведь ожесточенные баталии происходят не только в реале: пользователи соцсетей, такое ощущение, готовы друг другу глотки разорвать, отстаивая свое отношение к COVID-19…

— Предполагаю, что это может быть естественным следствием пропаганды (именно пропаганды!), связанной с директивным навязыванием определенных правил поведения, подкрепленной многочисленными «кнутами» в виде запретов, принуждений и штрафов. Я сейчас не говорю о том, насколько эти меры эффективны и оправданы в борьбе с новой коронавирусной инфекцией — речь, подчеркиваю, идет только о психологическом аспекте проблемы.

Однако, думаю, это только одна сторона вопроса. В действительности же он гораздо глубже. Обратите внимание: инициаторы информационного потока о коронавирусе создают в дотоле инертном поле определенную разность потенциалов, в общественном мнении возникают два полюса, которые можно условно назвать «плюс» и «минус». Ну а разность потенциалов, как нам известно из школьного курса физики, неизбежно порождает движение. Социум также существует на основе базовых законов природы, поэтому поляризация мнений приводит к определенным действиям. В нашем случае это, к сожалению, агрессия одних членов общества по отношению к другим, чье поведение, по их мнению, имеет деструктивный характер. Так ли это в действительности — совсем другой вопрос.

— Директивные ограничения преподносятся как чуть ли не единственный способ защиты людей от коронавируса. Иногда возникает ощущение, что нас пытаются охранять от нас самих же: из уст отдельных должностных лиц еще недавно звучали слова о безответственности москвичей, не желающих надевать маски и перчатки в общественных местах. А на днях официальный источник, наоборот, поблагодарил жителей столицы за то, что они стали реже нарушать режим ношения СИЗ…

— Предполагаю, что в данном случае может присутствовать надежда на то, что со временем соблюдение ограничительных мер станет сознательным: то есть, человек будет выполнять все требования не под угрозой штрафов, а из-за сформировавшегося социального инстинкта. Также, не исключено, делается ставка на формирование пула «активистов», которые, как определенный контингент в ИТУ, будут играть роль надсмотрщиков. Однако вряд ли это произойдет: давлением, особенно физическим, индивидуума можно запугать, но не переубедить. Наоборот, внутренне он лишь укрепится в своей позиции.

Возьмем описанные вами стычки в метро: как вы думаете, удар сумкой по голове или заламывание рук откроет человеку истину о ношении масок? Вряд ли; скорее, только озлобит. А ведь подобные инциденты происходят при большом количестве свидетелей, и вдобавок видеозаписи попадают в интернет, отчего аудитория просмотров увеличивается многократно. И, наверное, почти все, кто это видит, встанут либо на одну сторону, либо на другую. То есть, поляризация, напряжение социального поля только увеличится.

— Разве наше общество поляризовано только по отношению к ковиду?

— К сожалению, нет. Возникает ощущение, что люди, управляющие общественно-политическими процессами, создают огромное количество таких точек напряжения, дробящих социальную ткань на многочисленные полярные группы. Это касается и отношения к событиям на Украине и в Белоруссии, и многих других событий внутренней и внешней политики.

Помните народную мудрость о том, что целый веник не переломить, а каждый его прутик в отдельности сломать легко? Это в том числе и про социальное разобщение. Такое ощущение, что акторы политических процессов поняли этот принцип с точностью наоборот, и когда нужна консолидация общества, они, искусственно создавая точки напряжения, наоборот, разделяют его.

Как следствие, это может вылиться в большой социальный взрыв или в тысячу взрывов меньшего масштаба. Стоит ли говорить о том, что от любых конфликтов будет страдать общество в целом, в том числе и те, кто не имеет к ним никакого отношения? К тому же в условиях многочисленных конфликтов вряд ли возможно вести государство к каким-то созидательным целям.

В условиях сложной эпидемиологической и экономической обстановки власть принимает непопулярные, а зачастую, видимо, и ошибочные решения, что, естественно, увеличивает количество недовольных ею. Происходит еще одна «глобальная» поляризация – на сторонников власти и оппозиции. Причем некоторые предпринимаемые меры, допускаю, могут противопоставлять бюджетников и силовиков недовольным гражданам, что только усиливает накал страстей. Не надо быть семи пядей во лбу, чтобы предположить, что итогом таких действий может стать повторение гражданского противостояния начала XX века.

— Не сгущаете ли краски, особенно если говорить о ситуации с коронавирусом?

— Судите сами: инициаторы информационных потоков про ковид, сознательно или нет, апеллируют к базовым биологическим инстинктам человека. То есть, утверждается, что вирус и невыполнение мер по защите от него несет смертельную угрозу. Такие угрозы человеческий организм воспринимает в первоочередном порядке, для реагирования на нее выделается огромное количество психической энергии. Однако в последнее время в обществе все громче звучат альтернативные мнения об опасности новой коронавирусной инфекции, панический вал понемногу начал откатываться назад. Но аккумулированная психическая энергия не может сама собой «рассосаться», ей нужен выход! И она может выплеснуться либо в индивидуальных актах агрессии, либо в каком-то мощном социальном протесте. 

Создавая другие точки напряжения, акторы этих процессов также пытаются убедить людей в угрозе их витальным функциям. То есть, взывают к древним биологическим инстинктам. Далее все происходит по описанной выше схеме: накопленная психическая энергия ищет выход… и находит. 

— Некоторые эксперты описывают происходящее термином «индуцированный психоз»…

— Индуцированное бредовое расстройство было впервые описано французскими психиатрами в 1877 году. Суть его, если не вдаваться в подробности, в том, что у человека, находящегося в контакте с больным (индуктором бреда), через некий промежуток времени отмечаются аналогичные проявления. Утверждается, что индуцирующие моменты играют важную роль при возникновении массовых психозов.

Некоторые параллели с текущей ситуацией провести можно. С одной стороны, у здравых людей нет сомнений в том, что новая коронавирусная инфекция существует и что она может быть опасна для определенной категории людей. С другой стороны, в масс-медиа транслируется много противоречивых и зачастую непроверенных сведений об этом заболевании, что вызывает у людей реакции, подобные тем, о которых мы говорили выше. Такие реакции могут быть признаком психотического расстройства – состояния, в котором человек теряет ясность мышления и возможность адекватно оценивать ситуацию. Давайте подумаем: как нападение на человека без маски может уберечь от заражения COVID-19? Никак. напротив, это, скорее, увеличит его вероятность.

Могу предположить, что за чью-то недальновидность россиянам приходится расплачиваться своим здоровьем. Недавно были опубликованы итоги исследований, согласно которым в Санкт-Петербурге в период пандемии число смертей людей с психическими расстройствами выросло по сравнению с прошлым годом на 447,8 процента! Увеличились более чем вдвое показатели смертности от болезней крови, от пневмонии. На 13,6 процента выросла смертность от заболеваний мочеполовой сферы. И это, подчеркиваю, только Питер. Думаю, истинный масштаб трагедии во всей стране нам еще только предстоит оценить.

Автор: Беседовал Алексей Нилов
ТеГИ
коронавирус, COVID-19, общество, государство
Поделиться
Похожие новости