Пускать нельзя депортировать. Стоит ли России брать пример по мигрантам с зарубежных стран
Тема мигрантов, немного утихшая в мире в 2020 году на фоне всеобщих локдаунов, похоже, сегодня опять выходит на первый план. Редакция «Московской газеты» решила разобраться, как сейчас обстоит дело с миграционной политикой в России и за рубежом. И стоит ли нашей стране использовать зарубежный опыт в данной сфере
Россия
В России основным документом, определяющим миграционную политику, является «Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019–2025 годы». Власти РФ приветствуют трудовых мигрантов и считают их важной составляющей экономического развития.
При этом миграция в Россию сильно отличается от многих мировых примеров тем, что идёт из бывших союзных республик, которые были одной страной и где советские власти, приложили огромные усилия для создания единой культуры. Таким образом, власти РФ могли долгое время сильно не задумываться о культурной адаптации приезжающих, так как многие из них уже знали русский язык и быт.
Ситуация в 2010-2020-х годах стремительно меняется, так как большинство стран СНГ после развала СССР пошли по пути дерусификации и строительства ярко выраженных национальных государств.
Последним серьёзным нововведением в миграционном законодательстве РФ стало создание системы трудовых патентов в 2015 году. Это позволило разделять трудовую миграцию как по качественным критериям, так и по «страновым» (страны-члены ЕАЭС – Армения, Белоруссия, Казахстан и Киргизия, страны-члены СНГ, все остальные государства).
Эксперты, позитивно оценивая данные нововведения в части экономики и статистики, отмечают, что механизмы адаптации и интеграции иностранных граждан в России остаются в зачаточном виде, не имеют полноценного нормативного правового регулирования. Административные меры, в том числе, депортация и запрещение на въезд являются локальными мерами, не имеющими влияния на ситуацию в целом.
В 2021 году в Российской Федерации произошёл целый ряд конфликтов и массовых драк, связанных с трудовыми мигрантами. Это вызывает большой общественный резонанс и создаёт напряжённую обстановку. Более того, может быть использовано в политических целях.
Сегодня понятно, что, если не предпринять усилия, миграционные проблемы будут развиваться по сценарию западных стран: появлению больших этно-конфессиональных анклавов на окраинах крупных городов и криминализации.
Как действуют в мире?
Политика Европейского союза и США, наверное, является примером того, как не нужно выстраивать работу с миграционными потоками.
Европейская подход «открытых дверей» за 10 лет после начала «арабской весны» (серии революций и гражданских войн на Ближнем Востоке и в Северной Африке в 2011-2012 гг. – прим. ред.) доказал свою полную несостоятельность.
ЕС фактически перешёл к дезинтеграции и оказался на грани распада (Великобритания покинула ЕС, а многие страны Восточной Европы отказались следовать указаниям Брюсселя – прим. ред.) именно из-за темы мигрантов. Европейское законодательство требует от всех стран соблюдения принципа солидарности в вопросе приёма и расселения беженцев.
При этом при всей европейской любви к бюрократии и созданию большой нормативно правовой базы в ЕС не оказалось реальных механизмов для остановки нелегальных мигрантов и их массовой депортации. А правозащитные организации, начиная с 2011 года, сконцентрировали свою деятельность на усложнении жизни полиции и миграционным службам.
Так, показателен пример мэра итальянского города Риаче Доменико Лучано, неоднократно получавшего международные награды и премии за лучшие интеграционные практики и находившегося в затяжном конфликте с федеральными властями. В 2021 году его осудили на 13 лет лишения свободы за злоупотребление служебным положениям, мошенничество, вымогательство, хищения, а также содействие незаконной иммиграции.
Сегодня лидеры европейских стран признают, что их миграционная политика оказалась неудачной, но не имеют решимости принять радикальные решения: отменить пособия, депортировать всех нелегальных мигрантов, осудить чиновников на местах, которые зарабатывали на незаконной миграции.
В США миграционные процессы зашли ещё дальше, чем в ЕС, однако демократическая партия, находящаяся у власти, не видит в этом никакой проблемы.
Основой современной миграционной политики США является «Закон об иммиграции и национальности от 1990 года». Именно им было введено понятие этнического разнообразия и создан современный механизм «непротиводействия» нелегальной миграции.
США долгое время приветствовали миграцию из всех регионов мира и не предпринимали значительных усилий по интеграции мигрантов в американскую культуру. Наоборот, на практике применяли подход анклавов и резерваций, который был знаком колонистам ещё с 18 века по работе с коренным населением Северной Америки.
Сегодня жители США разделены как никогда по этно-конфессиональному признаку: всё больше экспертов говорят о том, что это общество тотального взаимного расизма – белого, чёрного, жёлтого и так далее. Таким образом, в плане миграционной политики опыт США выглядит гораздо печальнее, чем европейский. В Америке фактически произошла подмена коренного населения и утрата национальной западной идентичности, на которой и было построено её величие.
Арабские монархии – ОАЭ, Саудовская Аравия, Катар, Кувейт
Если миграционная политика США и ЕС отличается излишней мягкостью, то примером жесткого подхода служат нефтедобывающие монархии Персидского залива. Эти страны, изначально обладая небольшим коренным населением, остро чувствуют опасность потери национальной идентичности.
С одной стороны, они вообще не допускают нелегальной и нежелательной миграции (так, во время вышеупомянутой «арабской весны» Саудовская Аравия не приняла ни одного беженца из Сирии – прим. ред.). С другой, подход к трудовым мигрантам остаётся очень требовательным и суровым. Приезжающие на заработки не имеют права брать с собой семьи, должны сдавать тесты на знание основных принципов арабской и исламской культуры, а их пребывание на территории монархий строго ограничено. Нарушение любых правил приводит к немедленной депортации.
Что делать России?
Очевидно, что западные практики не могут быть ориентиром для Российской Федерации. На Западе существует много программ для интеграции мигрантов в общество, однако их эффективность остаётся под вопросом. Непонятно, почему они не сработали: в силу принципиальной неправильности или из-за перегрузки системы огромным потоком беженцев.
Напротив, подход арабских монархий должен быть более подробно изучен. Его эффективность и работоспособность – очевидны. Под вопросом остаётся только правовой статус этих механизмов: правозащитники и международные организации постоянно обвиняют страны Персидского залива в нарушении базовых прав человека.
-
В ближайшее время в российских поликлиниках и больницах может появиться множество врачей из ближнего зарубежья ...20.02.2020 в 09:18:0019615
-
Кто из нас не проверяет карманы, когда близко проходит цыганка? Кто не отодвигается в метро, когда рядом садится в рабоч...18.09.2019 в 17:20:004209
-
Правительство вдобавок к существующим визам, утвердило новую разновидность визы для въезда в страну иностранцев, желающи...22.11.2017 в 11:25:003889
-
По мнению главы МВД, тем самым станет более эффективным контроль за потоками мигрантов, пребывающих в РФ.08.11.2017 в 18:25:003664
-
Трудовые мигранты в Москве все больше стремятся получить патент и устроиться на работу легально.26.10.2017 в 10:12:002897
-
Об этом глава МВД РФ Владимир Колокольцев заявил в ходе сегодняшнего заседания Совфеда.15.12.2016 в 12:31:003090