Новость общества

Российский рынок потребительских товаров вступает в новую реальность из-за ухода западных брендов

Российский рынок потребительских товаров вступает в новую реальность из-за ухода западных брендов

коллаж «Московской газеты»

09.03.2022 в 16:26:00
6174

В первых числах марта стало появляться все больше новостей о том, что западные производители самой разнообразной продукции по собственной инициативе прекращают работу в России и поставки своих товаров

Уход с российского рынка многочисленных зарубежных брендов уже напрямую затронул сектор потребительских товаров: одежды, продовольствия, автомобилей и автозапчастей, косметики и многих других отраслей. Списки фирм, покинувших российский рынок, приходится обновлять ежедневно. Все большее число сограждан волнует вопрос: как отразится сложившаяся ситуация на их жизни, что мы будем есть и во что одеваться?

Наиболее ощутимыми для населения могут стать угрозы для поставок товаров, необходимых для удовлетворения базовых жизненных потребностей человека, в первую очередь – продуктов питания. Управляющий партнер экспертной группы Veta Илья Жарский напоминает, что в России принята специальная доктрина продовольственной безопасности, согласно которой разработаны конкретные меры по обеспечению каждого гражданина достаточным для нормального образа жизни количеством продовольствия.

Однако, помимо задачи непосредственно существования, есть такой немаловажный показатель, как качество жизни, ее комфорт и возможность питаться не только ограниченным набором базовых продуктов. И со всем этим могут возникнуть существенные проблемы. Во-первых, продукты станут дороже. На этом сходятся практически все эксперты, опрошенные агентством «Прайм» в рамках соответствующего исследования. Удорожаются все этапы производственных и логистических цепочек, стали существенно дороже кредиты для бизнеса, а значит и конечный продукт возрастет в цене.

Во-вторых, под вопросом окажется бесперебойность поставок таких продуктов, которые невозможно производить или выращивать в РФ из-за природно-климатических условий. Речь идет о некоторых фруктах, включая бананы и цитрусовые, кофе, а также чае и оливковом масле. Последнее сейчас и вовсе, в основном, поступает из стран ЕС, как и часть кондитерских изделий.

Но даже если импорт идет из стран, никак не участвующих в санкционной кампании против России, таких как Бразилия, Египет, Таиланд или Эквадор, могут возникнуть большие проблемы с оплатой зарубежных поставок.

Овощами, мясной и молочной продукцией, а также большинством видов рыбы Россия способна обеспечивать себя полностью или почти самостоятельно. Однако многие бренды, под которыми эти товары производятся на российских предприятиях, принадлежат западным компаниям. Некоторые зарубежные компании, как например французская Danone, покидают РФ не полностью. Они лишь прекращают инвестиционные проекты, но продолжают производство основных категорий товаров, таких как молочко и детское питание. Но гуманизм распространяется далеко не на все привычные российскому покупателю позиции на полках магазинов.

В частности, стало известно о приостановке работы в России компаний Coca-Cola и PepsiCo: будет приостановлена продажа Pepsi, 7Up, Mirinda и других напитков.

Российские ретейлеры найдут замену этим фирмам, однако нельзя забывать, что крупные международные компании в странах, где производятся товары под их брендами, организуют достаточно жесткий контроль качества. Это вопрос их репутации и доверия клиентов.

Если же речь идет о компаниях меньшего масштаба – тем более в условиях, когда конкурентов на рынке остается гораздо меньше, падает и мотивация так же тщательно следить за качеством продукции. Базовые законы экономики свидетельствуют, что в таких условиях придется довольствоваться более узким ассортиментом за возросшую стоимость.

Схожая ситуация складывается и на рынке одежды. Многие крупные европейские бренды как люксового, так и массового сегмента объявили о приостановке деятельности в РФ. Один из возможных результатов – это серьезный кризис бизнеса, основанного на сдаче в аренду торговой недвижимости. На зарубежные компании приходится около половины арендуемых площадей ТЦ, говорит глава ретейл-департамента компании CBRE Марина Малахатько. Пока исход подобных компаний из России продолжается, заменить таких крупных арендаторов на внутреннем рынке на данный момент некем.

Непосредственно ассортимент одежды также станет менее разнообразным. В России производится относительно небольшая доля одежды, однако и этот сегмент оказывается под вопросом.

«Без участия иностранных партнеров российские компании не смогут обеспечить рынок локальной продукцией, так как на текущий момент основные виды сырья, фурнитуры для производства одежды и обуви импортные.

Кроме того, сегодня локальное швейное производство обеспечивало не более 25% от рынка готовой продукции. И само оборудование на швейных производствах импортное. Поэтому рынок одежды и обуви глубоко импортозависимый на всех уровнях: техническое оборудование, волокно, нити, ткани, производство. Для его функционирования необходимы иностранные поставщики и подрядчики», – отмечает гендиректор Fashion Consulting Group Анна Лебсак-Клейманс.

Остальная продукция завозилась из стран Азии: Турции, Индии, Китая и т.д., а поставки из этих стран также попадают под косвенные угрозы финансового и логистического характера.

В целом, подобные соображения можно распространить на авторынок, бытовую технику и товары для дома. Результат везде, похоже, будет одинаковым. Резко упадет число поставщиков, а значит снизится конкуренция и вырастут цены. Без зарубежных комплектующих или оборудования отечественные производители мало чем способны обеспечить страну полностью, а исправление этой ситуации требует структурной перестройки экономики, которая не может быть проведена в короткие сроки. Поэтому россияне, вероятно, не останутся совсем без товаров, необходимых для повседневной жизни. Однако культуру потребления придется сильно поумерить, как и требования к соотношению «цена/качество».

И наконец, сотни тысяч человек в одночасье окажутся безработными. В одних лишь ресторанах McDonald’s, о закрытии которых стало известно накануне, работало десятки тысяч россиян. Им временно продолжат выплачивать зарплаты, однако сколько продлится такая щедрость – неизвестно. Учитывая количество закрываемых магазинов и производств, на уровне занятости этот исход зарубежных брендов также заметно отразится.

Впрочем, в Госдуме уже решили, что мы готовы к снижению уровня жизни из-за санкций ради Донбасса. Вот мы и готовимся.

Автор: Алексей Черников
ТеГИ
российский рынок, товары, бренды, производители
Поделиться
Похожие новости