Рынок автокредитования может столкнуться с испытанием
Как сохранение «жесткой линии» Центробанка отразится на рынке автокредитования
Безусловно, при повышении ставки ЦБ РФ рынок автокредитования ждет серьезное испытание. Несмотря на то, что за последний год наблюдается значительный рост количества легковых автомобилей, которые приобретаются за счет заемных средств, это сопровождается повышением цен на все модели. На одну треть выросли цены на самые популярные марки, в том числе китайские, которые занимают уже более 40% продаж. Об этом сообщила «Московской газете» доцент кафедры налогов и налогового администрирования факультета налогов, аудита и бизнес-анализа Финансового университета при правительстве РФ Елена Смирнова.
Как сигналы ЦБ о возможном повышении ставки могут отразиться на популярности кредитов на покупку авто? Не приведет ли это к падению продаж и замедлению темпов восстановления авторынка, поскольку кредиты станут еще дороже?
«Потенциальное повышение ключевой ставки приведет к снижению объемов рынка автокредитования. В начале 2024 года в России было выдано рекордное количество кредитов на автомобили, поэтому летом ожидается падение спроса на 15-20%. Однако снижение активности на рынке будет краткосрочным, так как статистика продаж новых автомобилей демонстрирует положительную динамику. В марте россияне купили 146 тыс. легковых автомобилей, что в два раза больше, чем за аналогичный период прошлого года. При этом средняя процентная ставка в сегменте автокредитования сейчас составляет 16%, но россияне активно используют кредитные программы при покупке авто. В первом квартале 2024 года было выдано кредитов на общую сумму 528 млрд рублей, что на 110% больше, чем за аналогичный период прошлого года», — сообщили «Московской газете» в пресс-службе ГК АвтоСпецЦентр.
«Вопреки прогнозам, после повышения ставки ЦБ РФ до 16% резкого охлаждения рынка автокредитования в России не произошло. За период с января по май 2024 года в РФ было продано 467 700 автомобилей, что почти на 90% больше годом ранее. Объем выданных кредитов в феврале составил 171 млрд рублей, в марте — 224 млрд, в апреле – 206 млрд. Эти показатели – почти в два раза выше прошлогоднего уровня. Для желающих приобрести автомобиль важнее стоимости кредитов другие факторы, которые потенциально могут привести к росту стоимости автомобиля: повышение утилизационного сбора или дефицит новых машин. В настоящее время можно констатировать, что авторынок успешно преодолел все трудности последних двух лет. И показатели 2024 года могут продемонстрировать не просто восстановление рынка, но и превышение докризисного уровня – как в количестве проданных автомобилей, так и в объеме выданных автокредитов», — добавили в пресс-службе ГК АВТОДОМ.
Однако не все эксперты настроены столь же оптимистично.
«Сигналы Центрального Банка РФ о вероятном повышении ключевой ставки, безусловно, отразятся на рынке автокредитования и могут замедлить восстановления авторынка в целом. Повышение ставки ЦБ повлечет за собой рост процентных ставок по автокредитам, что сделает их менее доступными для потребителей. Во-первых, удорожание кредитов напрямую снизит спрос на них со стороны населения. Многие потенциальные покупатели автомобилей в кредит будут вынуждены отложить покупку или искать более бюджетные варианты. Премиальный сегмент пострадает в меньшей степени, так как там преобладают покупки за счет собственных средств. А вот массовый сегмент, где доля кредитных продаж традиционно высока, ощутит снижение спроса», — рассказал «Московской газете» доктор делового администрирования (MBA/DBA) по юриспруденции и по экономике и управлению Роман Синицын.
«Отдельная тенденция – рост цен на те марки, которые ушли с российского рынка (даже на подержанные автомобили наблюдается постоянный спрос, несмотря на возникающие проблемы с техническим обслуживанием и ремонтом). Для премиального сегмента вышеуказанные вопросы не так важны, поскольку они в основном приобретаются за счет собственных средств клиентов, в т.ч. за счет юридических лиц – руководство компаний предпочитает оформление используемых автомобилей представительского класса на организацию, перенося уплату транспортного налога и обслуживание на расходы бизнеса. Если рассматривать ситуацию с приобретением российских подержанных автомобилей, то это касается различных модификаций Лады от ВАЗа. В настоящее время идет снижение продаж за счет заемных средств ввиду высоких кредитных ставок, в том числе по сравнению с новыми автомобилями (более 20%, то есть примерно на одну треть выше). Если будет расти ставка ЦБ РФ, увеличатся и ставки по автокредитам, что не будет способствовать активному использованию населением таких ресурсов. А с учетом того, что средневзвешенные цены на автомобили с пробегом выросли за последние пять лет в два раза, общая сумма платежа будет пропорционально повышаться, что также отрицательно скажется на приобретение автомобилей (особенно неновых) в кредит», — добавила Елена Смирнова.
В целом ситуация на рынке автокредитования будет зависеть от Центробанка, который пока ограничивается лишь туманными намеками по поводу дальнейшей судьбы ставки.
«Намеки ЦБ о вероятном повышении ставки действительно могут оказать влияние на автокредитование, что, в свою очередь, может отразиться на продажах автомобилей. Среди негативных последствий — фактическое удорожание кредитов; повышение ключевой ставки ЦБ обычно приводит к росту процентных ставок по кредитам, а это сделает их менее доступными для граждан. Снижение спроса на автокредиты, так как покупатели будут искать более доступные варианты. Замедление темпов восстановления авторынка, который уже испытывает трудности из-за дефицита комплектующих и повышения цен на автомобили. Смягчить негативные последствия может наличие ощутимого для рынка количества покупателей со стабильно высоким доходом и острым желанием приобрести новый автомобиль. Кредитные организации, в свою очередь, могут снизить первоначальный взнос или увеличить срок. Итоговый результат будет зависеть от значения повышения в % пунктах, длительности фиксации на установленном уровне, состоянии экономики в целом и реакции банков», — поделился своим мнением с изданием коммерческий директор федеральной транспортной компании «Скиф-Карго» Михаил Коптев.
Читайте также:
-
Центробанк может понизить ключевую ставку до 7% до конца года — такое мнение высказал гендиректор АКРА Михаи...17.08.2022 в 12:00:002722
-
Сбербанк с понедельника снизил ставки по вкладам. Ранее ЦБ понизил ключевую ставку до 8% годовых. В этой связи максималь...26.07.2022 в 11:06:002269
-
Регулятор недавно снизил ключевую ставку на 3 базисных пункта до 11% годовых. Некоторые считают, что этого недостаточно,...31.05.2022 в 09:44:002783
-
На фоне беспрецедентных экономических санкций экономика России подверглась серьезным испытаниям. Минэкономразвития соста...25.05.2022 в 14:36:003154
-
Финансовая система России справляется с западными санкциями. Риски для ценовой и финансовой стабильности перестали нарас...30.04.2022 в 19:51:003044
-
Госдума намерена снизить максимальную ставку по микрозаймам из-за падения доходов населения22.11.2021 в 18:38:001990