Новость общества

РЖД смотрит на Запад, а горнопромышленники — на Восток?

РЖД смотрит на Запад, а горнопромышленники — на Восток?

Фото © «Московская газета»

01.11.2022 в 11:58:00
2062

«Московская газета» узнала о новых реалиях российского жд- и морского экспорта ещё до того, как их озвучил замгендиректора РЖД

Вернуть западный рынок: казалось бы, невозможное необходимо

Заместитель генерального директора ОАО РЖД Алексей Шило в интервью «Ъ» заявил, что РЖД готово предоставить российским экспортёрам угля скидки на взаимовыгодных условиях. Выгода для РЖД заключается в том, чтобы поставки угля в западном направлении в следующем году оказались больше. Также представитель РЖД отметил, что стоимость перевалки груза в некоторых портах на юге равна стоимости его доставки железной дорогой через всю страну. Поддерживать угольщиков необходимо комплексно, включая стоимость перевалки угля и его морских перевозок, а не только с помощью скидок от РЖД, подчеркнул Алексей Шило.

Пропускная способность с одной стороны, эмбарго — с другой

C восточным направлением российского экспорта, и не только угольного, есть проблемы, сообщил «Московской газете» транспортный эксперт Яков Гуревич.

«Мощностей для перевозки угля не хватало и раньше, а теперь весь экспорт пытаются развернуть на Восток, — отметил эксперт. — И уголь приходится «снимать», сейчас его перевозка в этом направлении сократилась процентов на 8-10%. При этом на угле в основном строится бюджет Кемеровской области, и регион надо как-то поддерживать. Если Кемеровская область найдёт способ продавать уголь на Запад через западные порты, РЖД поддержит регион в этом направлении. Западное направление свободно, экспорта туда идёт немного».

Но найдёт ли Кемеровская область возможность для таких поставок при действующем эмбарго на российские энергоресурсы — вопрос сложный, сказал собеседник издания.

«Не имею представления, кому на Западе мы сейчас даже теоретически могли бы продать уголь. На Восток можно продать, но недостаточная пропускная способность», — считает эксперт.

По словам Якова Гуревича, аргумент РЖД о том, что стоимость перевалки в некоторых портах на юге равняется стоимости перевозки груза железной дорогой через всю страну, вполне логичен.

«РЖД на перевозке угля в восточном направлении дает очень серьёзные скидки, а многие угольные порты принадлежат самим владельцам угольных компаний. Цены РЖД регулируются, а цены в портах — нет. Прибыль от экспорта угля должна быть разумно пропорциональной, и РЖД не хочет уменьшать свою долю в пользу перевальщиков», — говорит специалист.

Пересмотреть условия в корне: горнопромышленники не видят будущего без Востока

Другого, чем РЖД, взгляда на перспективы российского угольного экспорта придерживаются в Ассоциации горнопромышленников России: смелая мысль вернуть западный рынок не нашла у горнопромышленников однозначной поддержки. Впрочем, в Ассоциации подчеркивают, что это только мнение Ассоциации, а не всех участников угольного рынка.

«Уверены, что вывоз угля из Кузбасса на экспорт в восточном направлении в конечном итоге сокращен не будет, а коллеги из добывающих компаний придут к компромиссу по требованиям РЖД, — ответили «Московской газете» в Ассоциации горнопромышленников. —При этом важно понимать, что мы как отраслевая Ассоциация в первую очередь поддерживаем представителей отрасли и не можем оставить без внимания их сторону, особенно в случае веских аргументов позиции данной стороны. Самый первый аргумент – поручения президента России. Второй – мы прекрасно осведомлены о сложнейшей валотильной ситуации, в которой находятся угольщики. Поэтому говорить следует не о пропускной способности дороги или о развитии западного направления».

Насколько можно судить, в настоящее время перспективным направлением является, в частности, Южная Корея, считают представители отрасли. «А в ситуации, когда Турция фактически становится нефтегазовым хабом, наши компании могут экспортировать и уголь: перевозить сырье по железной дороге к Чёрному морю», — отметили в Ассоциации.

И все это не отменяет того, как отрасли важен восточный вектор развития — все стороны должны пересмотреть ситуацию в корне и прийти к соглашению, которое обеспечит стратегические перевозки в нужном объеме, добавили в организации.

Стоимость перевалки грузов на юге и пути экспорта в Европу: о чём «Московская газета» узнала ещё на прошлой неделе

«Перевалка грузов в некоторых южных портах по цене доставки этих же грузов через всю страну — это, грубо говоря, и есть повышение цен на разгрузку контейнеров, о котором я вам говорила», — подтвердила сотрудница экспедиторской компании «Groweх» (Новороссийск) Анастасия Костромина, рассказавшая «Московской» о стоимости морских перевозок в России и факторах, которые на неё влияют.

Другой собеседник издания, глава Адвокатского бюро Санкт-Петербурга «Инмарин» Кирилл Маслов сообщил, что морские поставки на Запад продолжаются, в том числе и за счёт морских посреднических услуг «Инмарин». Каким образом, собеседник раскрывать не стал. В «Инмарин» сообщили, что предложения по перевозке угля у компании есть.

«Находящиеся в портфеле нашего брокера контракты на перевозку угля из России на Запад сейчас в большей части завершены исполнением. По новым отправкам периодически ведутся консультации, но объёмы менее значительные», — пояснил «Московской газете» владелец и основатель группы «Инмарин» Кирилл Маслов.

Казалось бы, невозможное приходится каким-то образом делать хоть немного возможным?

Автор: Николай Васильев
ТеГИ
РЖД, уголь, запад, восток
Поделиться
Похожие новости