Новость общества

Секреты управления деньгами и конфликтами обсудили финансисты

Секреты управления деньгами и конфликтами обсудили финансисты

Фото © «Московская газета»

27.05.2025 в 15:46:00
1540

В России наблюдается очевидный тренд на обеление бизнеса, что требует от предпринимателей изменения подходов к расчёту налогооблагаемой базы и финансовому учёту и одновременно открывает новые возможности для развития компаний

Об этом заявила основатель консалтинговой компании и онлайн-школы FAUDIX Наталья Гусева на дискуссионной панели «Управленческий учёт с позиции владельца: что важно знать финансисту?», которая прошла в субботу в Москве.

Рынок труда в России уже не первый месяц сталкивается с дефицитом квалифицированных бухгалтеров. Эксперты отмечают, что большинство специалистов, ищущих работу, обладают средней квалификацией, и далеко не все из них имеют опыт работы в международном бизнесе. Если же на рынок выходит высококвалифицированный специалист, в течение недели он наверняка получит несколько предложений о трудоустройстве. По этой же причине компании, в штате которых уже есть компетентные специалисты, не хотят их отпускать. Растёт спрос на представителей следующих специальностей – аналитиков, финансовых мененжеров и экономистов. За прошлый год число таких вакансий выросло на четверть. На этом фоне часть финансистов и бухгалтеров решают заняться частной практикой, тем более что для небольших компаний зачастую выгоднее отдавать решение этих задач на аутсорсинг, а не нанимать финансистов в постоянный штат сотрудников. 

Однако, уходя в частную практику, важно учитывать риски и новую ответственность, которая отличается от постоянной работы в найме  крупной компании. Наталья Гусева подняла такие вопросы, как внедрение системы управленческого учёта в малом и среднем бизнесе, адаптация системы под конкретные задачи и поиск нестандартных решений в финансовом анализе. Клинический психолог Валерий Ивановский показал слушателям непосредственную связь финансовой сферы и психологии, представил необычный взгляд на конфликты при внедрении управленческого учёта и пути их решения. 

«Конфликт – это всегда столкновение в борьбе за важные и дефицитные ресурсы, и в бизнесе, где важную роль играет конкуренция, зачастую как между компаниями, так и внутри них, эта причина для конфликтов особенно актуальна. Но не стоит забывать о мудрости, гласящей, что лучший поединок тот, которого не было. Это верно и для конфликтов, ведь энергию, которая уходит на противостояние, с большим успехом можно употребить на созидание. Взаимообмен энергиями между индивидом и окружающей средой как непреодолимое условие существования, предопределил два способа такого обмена: соперничество (конфликт) или сотрудничество (любовь). Конфликт как способ жить — это пространство тревоги и страдания, которое не имеет счастливых перспектив. Соперничество всегда заставляет нас обращать внимание на свои недостатки как на самое тонкое звено, которое может порваться в момент конфликта и привести нас к поражению, а это создает ситуацию перманентной неуверенности в себе, мире и других людях, что снижает качество жизни и заставляет нас ощущать себя несчастными», — объяснил Валерий Ивановский.

«Очень полезно сочетать знания о финансах, управленческом учёте и более глубинные знания в области психологии. Потому что финансы – это не просто цифры. Чтобы достигать результата, нужно работать с людьми, и психология здесь оказывается далеко не на последнем месте. Мне очень понравился системный подход к этому вопросу, в том числе с точки зрения конфликтологии. Он показал, что в каких-то спорных, сложных ситуациях, которые могут казаться неразрешимыми, очень многое зависит от нашего взгляда. Это стимулирует над многим задуматься и пересмотреть какие-то свои проекты», — рассказала владелец консалтинговой компании FAUDIX, специалист в сфере управленческого учёта Наталья Гусева. 

Эксперт отметила, что 90% людей, работающих в финансовых специальностях – это женщины. 

«Это связано с тем, что такая работа очень кропотливая, дотошная, работа с цифрами и деталями. А у мужчин, как правило, немного другой склад ума, они себя по-другому проявляют», — считает Гусева. Говоря о трендах на рынке управленческого и финансового учёта, эксперт отметила, что с серым бизнесом работать значительно сложнее из-за более запутанного финансового документооборота, однако в последнее время всё больше предпринимателей выбирают работу «в белую», что значительно облегчает труд бухгалтеров и финансистов и открывает для компаний новые перспективы роста. 

«Ещё одним важным трендом является внедрение искусственного интеллекта. Активно ведутся дискуссии о том, заменит ли ИИ бухгалтеров и финансистов. На мой взгляд, конечно, профессионалов искусственный интеллект не заменит, но избавит от какой-то рутинной работы. Я сама частично пользуюсь ИИ, но, конечно, формирование отчётов я нейросети не доверю хотя бы потому, что это вопрос конфиденциальности данных», — отметила Гусева. 

«Конечно, если финансист собирается заниматься частной практикой или создавать консалтинговую команду, ему необходимы знания в области психологии, навыки управления командой, коммуникации, продажи. Потому что, уходя в свободное плавание, нужно будет уже не только быть сведущим в какой-то узкой экспертной области, но и уметь управлять командой, конкурировать, постоянно развиваться. И человек, желающий пойти по этому пути, должен быть готов принять на себя эти нагрузки и расширить зоны своей ответственности», — заключила Наталья Гусева.

Основатель и гендиректор международного модельного агентства MONE Сергей Тимовский рассказал, что в его компании работают 56 сотрудников, из которых 90% — женщины. 

«Особенностью работы с женщинами я бы назвал то, что они часто руководствуются эмоциями. А если речь идёт об эмоциях, в первую очередь надо дать людям успокоиться, дать возможность высказаться. Поэтому я всегда сначала даю высказаться всем сторонам, но решение потом принимаю сам. При работе с мужчинами можно сделать больший упор на субординацию – я начальник, как я сказал, так и будет. И это чаще всего срабатывает. А в случае с женщинами это может восприниматься как подавление, и недовольство будет накапливаться, как сжатая пружина. Поэтому нужно обязательно давать всем высказаться, выслушивать и потом принимать решение», — рассказал Сергей Тимовский в беседе с журналистом «Московской газеты».

Собеседник издания подчеркнул, что получил полезную информацию как в сфере финансового и управленческого учёта, так и в сфере конфликтологии. 

«Финансовый и управленческий учёт – это непосредственно мой бизнес-интерес, и ту информацию и методологию, которую я услышал, действительно могу применить в своём бизнесе. Кроме того, на встрече у меня была возможность завязать новые контакты, познакомиться с людьми, что тоже соответствует интересам бизнеса. Но и с точки зрения конфликтологии был полезный опыт. Здесь предлагался своего рода библейский подход — «относись к другим так, как хочешь, чтобы относились к тебе». Я это знал, конечно, но ещё раз убедился, что других инструментов взаимодействия с людьми и не существует», — сказал глава модельного агентства.

Сергей Тимовский призвал предпринимателей при ведении бизнеса обязательно математически просчитывать риски и рентабельность проекта. По его словам, важность этого фактора осознают специалисты в сфере финансов, но в погоне за прибылью не осознают многие бизнесмены, что в итоге порождает постепенно нарастающий хаос в компании. 

«Что касается психологического аспекта, большинство проблем и конфликтов порождаются плохой коммуникацией. Порой даже сидя за одним столом, люди не слышат друг друга и не могут договориться. Поэтому, на мой взгляд, предпринимателей нужно обязательно учить правильной коммуникации. Ведь результат общения в первую очередь зависит от того, кто посылает запрос и как он формулирует своё сообщение. Важно налаживать коммуникацию и находить решение заблаговременно, ещё до того, как начнётся конфликт», — заключил Сергей Тимовский.

Наталья Неснова уже 2 года занимается частной практикой, работает финансистом на аутсорсе и помогает компаниям-клиентам не только наладить систему управленческого учёта и финансового менеджмента, но и поддерживать состояние спокойствия и уверенности в будущем. 

«Мне очень понравилась атмосфера, созданная организаторами мероприятия. Участие в дискуссии позволило мне под другим углом взглянуть на финансовый анализ, управление финансами и многое другое. Думаю, это повысит ценность и качество моих услуг. Также я осознала, насколько тесно переплетаются финансовая сфера и психология. Когда я слушала психолога, у меня родился такой инсайт, что многие конфликты рождаются из сравнения, поэтому свою жизненную стратегию нужно определять не через сравнение, а через партнёрство, сотрудничество и равенство. Такой подход открывает перед нами огромные возможности. И, конечно, хотелось бы ещё осветить такие вопросы, как конфликт и саботаж со стороны команды клиента в процессе сотрудничества. Для меня как для человека, занимающегося частной практикой, этот аспект очень важен», — отметила Наталья Неснова.

Финансист Светлана Ваганичева, которая специализируется на внедрении управленческого учёта в компаниях, в которых его до этого вообще не было, рассказала, что в той или иной форме конфликты присутствуют практически в каждом таком проекте. 

«Когда собственник говорит мне, что хочет внедрить управленческий учёт, и я начинаю рассказывать, что для этого должны сделать бухгалтер, коммерческий директор, другие сотрудники, нередко это порождает непонимание и отторжение. Приходится гасить эти конфликты или собственнику, или мне самой. У меня прямо сейчас идёт такой вялотекущий конфликт с одним бухгалтером, от которой мне нужны определённые цифры. Их не надо отдельно для меня рассчитывать, они у неё и так должны быть. Но мои запросы раз за разом или игнорируются, или воспринимаются в штыки. Я уже думала, что сделала всё от меня зависящее, чтобы урегулировать этот конфликт, но сегодня я поняла, что ещё не всё. Что можно найти подходы, зайти с другой стороны. Я уже поставила себе эту задачу, буду думать, разрабатывать стратегию. Я бы хотела подробнее поспрашивать про практические кейсы, какая реакция может последовать на ту или иную мою попытку, но теорию я получила, так что буду на основе этой теории вырабатывать стратегию», — рассказала Светлана Ваганичева.

Руководитель финансово-договорного отдела строительной компании Анастасия Жарикова в беседе с журналистом «Московской газеты» отметила, что из услышанного вынесла главное – само наличие конфликтов в компании нормально и свидетельствует о том, что компания растёт. 

«Что касается финансового учёта, я осознала важную вещь – порой финансисты слишком закапываются в своих цифрах, готовят отчёты ради отчётов, хотя главная цель отчёта – предоставить руководителю информацию, на основе которой он мог бы принимать дальнейшие решения», — сказала Анастасия Жарикова. 

Она добавила, что на мероприятии подробно обсуждалось создание структурированных отчётов, но в будущем хотелось бы также больше информации о том, как эти отчёты визуализировать и представлять руководителю, чтобы наглядно и чётко донести необходимые смыслы. В том числе важно учитывать цветовые сочетания, которые в наибольшей степени подходят для выделения приоритетного и второстепенного. Собеседница отметила, что в Сети немного информации о правильном использовании цветов на графиках и диаграммах, однако она очень пригодилась бы финансистам и бухгалтерам.

«Мне как руководителю было бы также интересно понять, как замотивировать сотрудников, как разрешать ситуации, когда приходит новый сотрудник, а какие-то коллеги ведут себя некорректно, как сделать так, чтобы в коллективе климат способствовал общей работе. В последнее время я поняла, что очень классно, когда все финансисты — того же уровня профессионализма, как я — чтобы можно было уйти в отпуск, и работа продолжалась. Очень здорово, когда можно выдернуть любого человека из команды, и бизнес-процессы не стопорятся», — резюмировала Анастасия Жарикова.

Об особенностях работы коллектива разработчиков программного обеспечения в сфере финансов рассказала специалист по автоматизации финансов Ольга Костерина. 

«Я сама раньше была финансистом и позже занялась внедрением финансовой отчетности в программах в крупных компаниях. Заметно, что в сфере разработки работает гораздо больше мужчин, у нас коллектив преимущественно мужской. Нам с ними нечего «делить», то есть нет биологической и социальной причин для этого по классификации. Что можно сказать по поводу конфликтов – на проектах по автоматизации управленческого учета они возникают тогда, когда какой-то член коллектива боится, что работы станет больше, или не чувствует своей значимости. Но выстраивая систему в программе мы показываем, что от абсолютно каждого сотрудника или заказчика зависит успех проекта. Ведь в нашей сфере деятельности только командная игра, где у заказчика и исполнителя одна цель, сможет добиться эффективного конечного результата. Важно показывать значимость и преимущества каждому члену коллектива, и тогда бизнес-процессы будут продвигаться», — рассказала собеседница издания. 

По её словам, крайне интересной была информация о трёх уровнях конфликта и о том, что при формировании стратегии выхода из конфликтной ситуации нужно помнить, что от урегулирования конфликта выиграют все стороны. Костерина подчеркнула, что намерена структурировать полученные знания и в дальнейшем применять их в своей работе.

Финансовый консультант на аутсорсе Анна Эсаулова рассказала, что посетила мероприятие, чтобы подкрепить свои знания и о ведении финансового учёта, и о том, как взаимодействовать с людьми в этом процессе. 

«За каждым финансовым отчётом стоит человек, который, прежде всего, действует в своих интересах. Он хочет, чтобы всё было красиво, понятно и прозрачно. И я как финансист должна его в этом поддерживать. Но, как нам объяснили, поскольку в нашей профессии нужно постоянно осваивать новое, учиться, узнавать дополнительную информацию, не бывает так, чтобы вся работа проходила абсолютно гладко. А значит конфликты неизбежны. Я поняла, что нужно не только грамотно составить отчёт, но и правильно представить его собственнику, руководителю, донести главные смыслы и ценности этого процесса. Тем самым я со своей стороны могу повлиять на предотвращение каких-то конфликтов, помочь решить спорный вопрос, и эффективность моей работы повышается», — подчеркнула Анна Эсаулова. 

Собеседница добавила, что для неё главным выводом из услышанного стала необходимость заранее продумать стратегию своего поведения в возможных конфликтах с сотрудниками. 

«Моя цель – внести некие изменения в бизнес-процесс, а любые изменения рождают сопротивления. И моя ответственность в том, чтобы заранее подумать, как решить эти конфликты, чтобы из-за них не пострадала конечная цель изменений», — заключила финансист.

ТеГИ
FAUDIX, Наталья Гусева, Валерий Ивановский, управленческий учет
Поделиться
Похожие новости