Новость общества

Сеть «Магнит» зятя министра Лаврова хочет снижать цены, но ей пока не дают

Сеть «Магнит» зятя министра Лаврова хочет снижать цены, но ей пока не дают

Фото: Ведомости/ТАСС

05.04.2022 в 20:35:00
11239

Может ли торговля следовать постулатам большой политики?

Внимательные наблюдатели за процессами в российской экономике, происходящими на стыке с политикой, могут сказать, что бывший инвестбанкир Александр Винокуров, женатый на дочери главы МИД РФ Сергея Лаврова, пытается исполнять высоконравственные установки своего высокопоставленного родственника.

Полгода назад СМИ сообщали, что зять министра иностранных дел —владеющий Marathon Group предприниматель Винокуров — стал крупнейшим акционером торговой сети «Магнит», с 16,9% акций ритейлера доведя свою долю в компании до 29,75%.

Сергей Лавров, со своей стороны, иногда успевает высказываться о бизнесе и даже конкретно о проблемах с продовольствием. Год назад министр так излагал позицию российских либералов: «Вот если бы мы не спорили с Западом, у нас сейчас был бы пармезан и многое другое, чего нам искренне не хватает, а вот по каким-то причинам закрыли закупку продовольствия на Западе (причем, не объясняют, что это была ответная мера), прекратили закупать продовольствие, стали заниматься импортозамещением, продукты подорожали».

Лавров также заявлял, что, «кроме желания жить хорошо, жить сыто, быть уверенным за своих детей, друзей, родных, в нашей стране не меньшую роль во всем том, что мы делали за всю нашу тысячелетнюю историю, всегда играло чувство национальной гордости».

И вот сегодня его зять, можно сказать, доказывает, что не торгаш какой-то, мечтающий о росте прибыли за счет потребителей, а предприниматель, думающий о простом народе – сеть «Магнит» обратилась к поставщикам с просьбой снизить цены, чтобы на полках также можно было переписать ценники в сторону снижения и стимулировать спрос. Ритейлер объяснил это наблюдаемым сейчас укреплением курса рубля. Пока, правда, до официального объявления инициативы дело не дошло – все это инсайд «Ъ».

В «Магните» считают, что, как поднимали цены поставщики вслед за скачком доллара, так теперь нужно и отойти назад. Ритейлер сообщил, что «многие из них (поставщиков, — прим. ред.) уведомили о повышении при курсе 110–120 руб., указывая валютный фактор одним из ключевых в росте себестоимости. Мы считаем, при укреплении рубля это должно работать и в обратном направлении».

Производители, со своей стороны, говорят, что также хотят поддержания спроса и готовы на скидки, однако опасаются, что укрепление биржевого курса рубля может быть временным. Снижение отпускных цен может не отразиться на полках магазинов, зато способно повысить доходы сетей, подозревают поставщики.

На фоне роста курса рубля в СМИ сообщалось, пожалуй, только об одном снижении цен – несколько алкогольных дистрибьюторов Simple, Luding Group и Ladoga на днях объявили о снижении прайса на импортный ассортимент на 10–20%  после мартовского повышения.

«Любая компания, связанная с внешнеэкономической деятельностью, сейчас не может осуществлять без проблем платежи напрямую от российской компании в сторону зарубежной. Многие поставщики и дистрибьюторы не могут официально завозить товары на территорию России и тоже вынуждены закупать через третьи страны. Все это усложняет и удорожает логистическую цепочку. Плюс невозможность контрактоваться в евро и долларе, которая поддерживается на федеральном уровне, что, конечно, ведет к тому, что нужно делать стопроцентную предоплату (…). Это тоже ведет к издержкам, потому что предоплата сразу или оплата поставки потом — это две большие разницы», — объясняет положение поставщиков эксперт по правовым вопросам «Опоры России» Алексей Петропольский.

Президент кондитерской фабрики «Победа» Виталий Муравьев высокие цены обусловливает даже удорожанием краски для обертки конфет: «Мы поставляем свою продукцию по себестоимости шоколада, там порядка 60-70% — это какао-продукты, которые имеют четкую валютную составляющую. То есть цены всех какао-продуктов привязаны к ценам какао-бобов, которые торгуются на Лондонской бирже в фунтах: сахар, молоко для молочного шоколада (…). Часть упаковочных материалов, какая-нибудь бумага или картон покупаются тоже за валюту, краски покупаются за валюту. В среднем по рынку подъем произошел где-то в диапазоне 30%. Торговые сети ничего не просят, мы сами их снижаем, нам нужны продажи. В среднем по рынку процентов на 10 цены опустятся, акции мы уже вернули. Цены должны быть где-то процентов на 20 выше тех, которые были при курсе 75 рублей за доллар».

Ну и, конечно, одна из главных причин того, что цены не вернутся обратно, — это дорогие кредиты, вызванные высокой ставкой рефинансирования Центробанка.

Как выражается эксперт Петропольский, «предприниматели мыслят всегда так, что цены поднимать часто нельзя, но, когда складываются определенные обстоятельства, можно. И даже если бы все вернулось обратно, цены бы точно не вернулись, потому что предприниматели, пользуясь сегодняшней ситуацией, цены подняли и опускать обратно не захотят».

Так или иначе, ожидается, что начавшееся падение покупательской активности на фоне разрастающегося кризиса будет только усиливаться. А значит торговле придется идти навстречу потребителям, даже вводить подзабытые сейчас промоакции. Да и «желание жить хорошо, жить сыто», как говорил Сергей Лавров, никуда не делось.

Автор: Борис Куркин
ТеГИ
магнит, магазин, сеть, цены
Поделиться
Похожие новости