Новость общества

Соотношение покупок авто в кредит и за наличные изменится в 2024 году

Соотношение покупок авто в кредит и за наличные изменится в 2024 году

Фото © «Московская газета»

14.12.2023 в 11:39:00
2009

В структуре потребительского спроса на автомобильном рынке доля объемов автокредитования в 2024 году начнет существенно превалировать над объемами покупок населения автомобилей за счет собственных средств, считают эксперты-собеседники «Московской газеты». В то же время есть мнение, что россияне продолжат делать выбор в пользу покупки автомобиля именно за счет собственных средств, такая тенденция сохранится в 2024 году. И этому есть причины

Это обуславливается прогнозным повышением цен на автомобили, отставанием роста доходов населения и расширением категорий групп граждан, нуждающихся в поддержке со стороны правительства РФ, в том числе в рамках программы льготного автокредитования, сообщил «Московской газете» профессор департамента налогов и налогового администрирования Финансового университета при правительстве РФ Валерий Хоружий.

В какую сторону качнется потребительский маятник в 2024 году: покупки машин в кредит или же за свои средства? Как распределятся эти доли на авторынке?

«По итогам опросов автовладельцев, проведенного «Открытие Авто», на вопрос о том, каким способом был приобретен последний автомобиль в 2023 году, 34 % упомянули кредитные средства. При этом, отвечая на вопрос о планах покупки машины в ближайший год, кредитные средства будут использовать 43% автовладельцев. С учетом текущих цен автокредит зачастую является для россиян одним из основным вариантов покупки автомобиля. Исходя из оптимистичных прогнозов рынка, объемы выдач автокредитов в рознице по итогам года составят не менее 1,4 трлн рублей. С учетом итогов 10 месяцев и 1,23 трлн уже выданных автокредитов, эти показатели более чем достижимы. В целом 2023 год превзошел все ожидания и прогнозы экспертов: мы, скорее, увидим двукратный рост рынка по объему выдач, прежде всего на фоне низкой базы прошлого года.

На рынке автокредитования в 2024 году с учетом дальнейшего ожидаемого роста ключевой ставки и цен на авто темпы роста могут замедлиться и составить порядка 7-9% при оптимистичном сценарии или удержаться в тех же значениях при базовом прогнозе. Однако проникновение кредитных сделок в общий уровень продаж с учетом упомянутых выше тенденций, скорее всего, увеличится как на рынке новых авто, так и в сегменте АСП, где этот финансовый инструментарий все активнее осваивают в официальном дилерском канале продаж», — рассказали «Московской газете» в пресс-службе «Открытие Авто» (блок автобизнеса банка «Открытие»).

Как повлияет на автокредитование наблюдающееся ужесточение денежно-кредитной политики Центробанком?

«На текущий момент доля кредитных продаж новых автомобилей составляет около 40%, автомобилей с пробегом – порядка 30–35%. Рост популярности услуг автокредитования напрямую зависит от ключевой ставки. В первой половине 2023 года при уровне ключевой ставки Банка России в 7,5 % наблюдался бурный рост автокредитования. Во второй половине года при ключевой ставке в 12% рынок автокредитования продолжал расти, во многом за счет отложенного спроса. Когда ставка поднялась до 15%, заинтересованность покупателей в приобретении автомобиля в кредит снизилась. Ныне действующая ставка создает давление на объем выдачи автокредитов, однако её последствия можно нивелировать за счет высокого уровня финансовой подготовки сотрудников дилерских центров. Кто-то предоставляет клиентам возможность выбора программы различных банков, которая отвечает их текущим требованиям, кто-то предлагает поддержку клиентам, использующим заемные средства. Такие решения выгодны и дилеру, и банку, и клиенту, у которого серьезно расширяются финансовые возможности для приобретения автомобиля», — отметили в беседе с изданием в пресс-службе ГК АВТОДОМ.

Как будут обстоять дела с китайскими авто?

«К концу 2023 года доля сделок с китайскими автомобилями в общем объеме сделок по кредитованию увеличилась до 70%. Спрос на китайские машины постоянно растет, что влияет на темпы кредитования. Еще один важный фактор – стоимость автомобилей. Предпосылок для ее снижения нет, поэтому клиенты дилерских центров активно берут кредиты. Можно предположить, что в 2024 году количество сделок по автокредитам будет расти, особенно в массовом сегменте, где займы всегда популярны. В ближайшей перспективе значительного роста цен на автомобили не будет, поэтому россияне начнут реализовывать отложенный спрос, который может удовлетворяться за счет заемных средств. Дилеры стараются предложить минимальные ставки по кредитам на китайские автомобили, поэтому оформление займа становится более выгодным, чем покупка авто за личные сбережения», — рассказали в пресс-службе ГК АвтоСпецЦентр.

«В 2023 году рост продаж автомобилей на российском рынке составил порядка 60% по отношению к аналогичному периоду 2022 года, а в денежном эквиваленте он достиг порядка 8 трлн рублей. Такой существенный рост в текущем году по отношению к предыдущему периоду обусловлен низкой базой продаж, связанной с введением в начале 2022 года многочисленных пакетов санкций, уходом из России большинства европейских, американских, японских автопроизводителей, а также с падением спроса. Таким образом в 2023 году рынок существенно отыграл упущенные позиции по продажам автомобилей за счет в основном китайских производителей (рост 29%) и параллельного импорта, а также увеличения продаж отечественных брендов (рост 20%). Вслед за продажами вырос и объем автокредитования в 2023 году соответственно. Этим процессам способствовали в том числе государственные программы поддержки автокредитования. На начало 2023 года банковский портфель автокредитования составлял порядка 1,3 трлн рублей (по данным ЦБ). По состоянию на начало декабря текущего года этот показатель вырос на 13%. Банковский сектор активно расширял свои предложения на рынке автокредитования с использованием привлекательных условий в том числе и по ставкам кредитования. Что касается перспектив следующего, 2024 года, то они весьма положительные. Правительство в лице Минпромторга продлило государственную программу льготного кредитования на период до 2026 года и выделило для этих целей порядка 65 млрд рублей, что на 23% больше прежних ассигнований. В связи с этим в структуре потребительского спроса на автомобильном рынке доля объемов автокредитования в 2024 году будет существенно превалировать над объемами покупок населения автомобилей за счет собственных средств», — сказал «Московской газете» профессор департамента налогов и налогового администрирования Финансового университета при правительстве РФ Валерий Хоружий.

Однако не все эксперты согласны с таким мнением.

«Доля спроса, которая удовлетворяется за счет собственных средств, все равно остается весьма существенной. Несмотря на то, что темпы роста объемов автокредитования впечатляют и с каждым годом увеличиваются, все же большая часть россиян продолжает делать выбор в пользу покупки автомобиля именно за счет собственных средств. Полагаю, что в 2024 году эта тенденция сохранится: будет увеличиваться доля автокредитования, однако большинство россиян все еще будет приобретать автомобили, используя собственные средства. Потому что если экономические условия ухудшатся (например, из-за усиления инфляционных процессов или увеличения уровня безработицы), то можно легко прогнозировать рост доли покупок автомобилей за счет собственных средств. По мере того, как доходы снижаются, люди становятся более осторожными в отношении заемных средств и предпочитают использовать свои сбережения. К этому добавляется также эффект недоверия к банкам и кредитам, который присутствует в российском обществе, а также рост инфляции, который может сделать кредиты менее доступными», — поделился своим мнением с «Московской газетой» доктор делового администрирования (DBA) по юриспруденции и по экономике и управлению Роман Синицын.

Автор: Сергей Путилов
ТеГИ
авто, кредит, авторынок
Поделиться
Похожие новости