Татарстан введет QR-контроль на транспорте, чтобы наладить отношения с Москвой?
QR-контроль, который в Татарстане решили ввести до принятия соответствующего законопроекта, придет во все крупные российские города. Эксперты считают, что Казань хочет наладить отношения с Москвой и первым из всех регионов России привести в действие законопроект «Единой России» о QR-контроле в общественном транспорте и в местах общего пользования для борьбы с коронавирусом. Закон еще не принят. Сейчас он находится на стадии обсуждения и доработки. Но это обстоятельство, похоже, не помешало республике взять инициативу в свои руки
Накануне стало известно, что Метрополитен Казани объявил срочный набор контролеров для проверки QR-кодов у пассажиров на станциях метро. К началу ноября в республике открыто 17 вакансий для проверяющих QR-коды в кафе, ресторанах и торговые центрах. Также, как сообщает Интерфакс, вакансии QR-контролеров начали появляться в Нижегородской и Самарской областях.
В пресс-службе депутата Госдумы Александра Хинштейна «Московской газете» сообщили, что удивлены этой новостью. «Законопроект о контроле за QR-кодами еще не принят. Вы же понимаете, что это странная новость?» — сказали журналисту издания в пресс-службе парламентария, добавив: «Мы темы QR-кодов не касаемся».
Пресс-секретарь генерального директора предприятия «Метроэлектротранс» Айдара Абдулхакова подтвердила «Московской газете», что предприятие действительно набирает QR-контролеров, поскольку штата сотрудников метрополитена не хватает для постоянной проверки у пассажиров QR-кодов. Сигнал к действию поступил из кабинета министров Татарстана, и сейчас, по ее словам, руководство «Метроэлектротранса» ждет соответствующего постановления президента Татарстана.
Перевозчики будут высаживать пассажиров без сертификатов
Пресс-секретарь Рустама Минниханова Лилия Галимова пояснила «Московской газете», что постановление правительства Татарстана (которое подписывает не президент, а министр) никак не регулирует деятельность общественных перевозок, а регламентирует допуск пассажиров к общественному транспорту с помощью QR-кодов трех типов (о вакцинации, о том, что человек переболел коронавирусом не более полугода назад, и о наличии медотвода).
«Перевозчик на свое усмотрение решает, как реализовать это «рамочное» решение правительства Татарстана и организовать проверку QR-кодов на республиканском транспорте с 22 ноября. Метрополитен Казани пошел по пути набора новых сотрудников, а в наземном транспорте проверкой сертификатов с QR-кодами будут заниматься кондукторы при обилечивании пассажиров. Перевозчики будут высаживать пассажиров без сертификатов. В постановлении министра Татарстана, вероятно, пропишут и штрафы для таких пассажиров, по аналогии с теми мерами, которые уже применяются в России для соблюдения масочного режима в общепите и торговых центрах. Правительство Татарстана готово субсидировать перевозчикам покупку технических средств для сканирования QR-кодов и возможные убытки от снижения пассажиропотока», — рассказала собеседница издания.
По словам пресс-секретаря президента Татарстана, в октябре в Казани выявлено около 16 000 нарушителей масочного режима на общественном транспорте.
Эпидемиологическая ситуация по стране, к сожалению, не улучшается, и в этих условиях разъяснительной работы с населением оказалось недостаточно, для исполнения требований Роспотребнадзора пришлось принять и другие меры (хотя, как утверждает Лилия Галимова, такого рода работа ведется ежедневно, а Оперштаб по борьбе с коронавирусом, на уровне своего руководства – это вице-премьер республики Лейла Фазлеева и глава республиканского Роспотребнадзора Марина Патяшина, – проводит брифинги два раза в неделю).
«Общественный транспорт – среда, где сложно обеспечить социальную дистанцию, и по этому поводу властям Татарстана поступает много жалоб.
Есть люди, которые пренебрегают правилами безопасности и не носят маски, упуская из виду, что они находятся среди людей, которые этих правил придерживаются. Контроль соблюдения масочного режима в общественном транспорте был и раньше. Просто к нему добавится проверка QR кодов», — говорит Лилия Галимова. — В борьбе с коронавирусом невозможно принимать единые решения на всей территории России, точки и «пики» заражения везде свои, поэтому каждый субъект РФ несет персональную ответственность и самостоятельно вводит соответствующие ограничения.
Пресс-секретарь Минниханова подчеркнула, что задачи «показать пример» другим субъектам у Татарстана сейчас нет, есть только цель обезопасить людей на общественном транспорте, который является самым проблемным участком борьбы с заболеваемостью: «В других регионах, например, курортных, таких как Крым, таким участком может оказаться гостиничный бизнес. Вместе с Татарстаном одним из первых новые меры по борьбе с коронавирусом стала внедрять Хакасия».
Наладить слегка испортившиеся отношения
По мнению гендиректора Института региональных проблем Дмитрия Журавлёва, QR-контролеры на общественном транспорте и в местах общего пользования скоро появятся во всех крупных российских городах. В средних и малых по численности населения городах ситуация другая, там люди живут замкнуто – если это не Татарстан или Подмосковье, у них своя внутренняя культура, поэтому важнее добрые отношения с соседом, чем указания далекой Москвы.
«В результате, QR-коды в средних и маленьких городах будут у всех – даже у тех, кто их не брал, — предположил эксперт. — А вот в регионах с жесткой вертикалью власти, таких как Татарстан, Башкирия или Чечня, QR-коды будут проверять везде, и даже там, где не надо».
В случае Татарстана эта инициативность, по мнению эксперта, объясняется тем, что регион хочет наладить отношения с Москвой, слегка испортившиеся после того, как Госсовет республики в полном составе выступил против другого федерального законопроекта – о полномочиях глав регионов. И теперь для республики реализовать федеральный закон по другой теме быстрее и эффективнее всех – это решение не только внутренних, но и внешних вопросов.
«Введение QR-кодов, как известно, прерогатива глав регионов, но очевидно, что в российской практике и традиции регионы подстраиваются под позицию, высказанную федеральную центром. Юридически регионы не обязаны ни подстраиваться под Центр, ни принимать самостоятельные шаги. И если раньше право регионов определять меры борьбы с коронавирусом было введено соответствующим указом президента, то теперь оно будет закреплено федеральным законом. А почему? Потому что, согласно Конституции, только федеральным законом может быть введено ограничение прав граждан», – отметил Журавлев.
По мнению гендиректора Института региональных проблем, в свете всего этого становится понятным, что реализовывать федеральный законопроект еще до его принятия можно, и порой даже нужно: «В этой связи становится не очень понятно недоумение пресс-службы Хинштейна: «как они (в Татарстане) могут набирать QR-контролеров, если закон еще не принят?». Возможно, так он и будет принят по итогам уже проделанной регионами работы, «задним числом»?
«Антипривирочники» — это образ мысли людей, которые не доверяют цивилизации»
«Антипрививочники — это образ мысли людей, не доверяющих цивилизации как таковой. После Второй Мировой войны был момент, когда вся Европа увлекалась идеями о том, что цивилизация — это плохо. Мой научный руководитель, доктор политических наук, профессор – «антипрививочник». Убедить мы друг друга не можем. Это не вопрос знания, это вопрос веры, аксиоматики. Сейчас эти настроения не носят такого массового характера, но все, кто в душе сомневается в цивилизации, независимо от культурного уровня и образования – они все антипрививочники». Вполне возможно, что ультраправые политические лидеры, такие как православный бизнесмен Константин Малофеев или руководитель пресс-службы «Роскосмоса» Владимир Устименко, которым, как ни странно, вторит в этом вопросе КПРФ, выведут на улицы контингент вроде екатеринбургских казаков под знаменем протеста против «цифрового рабства» и «закабаления». А может быть все закончится заявлениями в интернете в духе «злые люди, зачем вы это делаете?» Борьба c QR-кодами – это все-таки «игрушка интеллигенции». Среднему «дяде Васе» наплевать и на QR-коды, и на коронавирус, ему важно получить зарплату, и чтобы ее хватило на оплату всего-всего, включая бутылку водки», — заключил Журавлев.
Но, в любом случае, социальное недовольство заставляет «Единую Россию» с осторожностью относиться к реализации собственного актуального, казалось бы, законопроекта. Именно поэтому ответственность за него перекладывается не только с федерального центра на регионы, но и с региональной власти на перевозчиков и бизнес?
-
Человекоподобный робот Алантим расскажет об архитектуре московской подземки на выставке «Московское метро &ndash...04.07.2016 в 12:13:0013590
-
Об этом заявил мэр Москвы Сергей Собянин в ходе 6-го Московского урбанистического форума....30.06.2016 в 16:56:0022439
-
В совершении данных преступлений подозреваются двое 27-летних уроженцев Закавказья. ...30.06.2016 в 00:00:0026009
-
В этом году один из главных праздников столицы совпадает с Днем солидарности в борьбе с терроризмом. ...29.06.2016 в 00:00:0025367
-
В Москве в рамках реставрационных работ по программе «Моя улица» строители обнаружили деревянный кабак...28.06.2016 в 00:00:0033004
-
В первую очередь обновленная разметка появится в пределах ТТК. ...28.06.2016 в 00:00:0028649