Новость общества

Терапия страшнее болезни? Как коронавирус лечат в частных российских клиниках

Терапия страшнее болезни? Как коронавирус лечат в частных российских клиниках

Фото © «Московская газета»

25.10.2021 в 17:04:00
8113

В связи с ростом заболеваемости COVID-19, в Сети стали появляться сообщения о сомнительных схемах лечения пациентов с новой коронавирусной инфекцией, которые применяют некоторые частные медучреждения. «Московская газета» направила редакционные запросы в соответствующие министерства и ведомства, чтобы разобраться в ситуации

Новая волна коронавируса привела к тому, что больничные койки снова переполнены, люди стали обращаться в частные клиники. Вместе с тем, как отмечают эксперты, лечение болезни не всегда требует обязательной «тяжёлой артиллерии»: коктейля из десятка лекарств — от антибиотиков до гормонов.

Однако именно такой «вунш-пунш», как рассказал начальник ситуационного центра ЦОДД при правительстве Москвы Александр Евсин на своей странице в Facebook, похоже, применяется в некоторых коммерческих медучреждениях.

Александр Евсин описал историю Антона и его супруги Анны, болевших коронавирусом, по всей видимости, в лёгкой форме, но решивших перестраховаться и лечь в платный стационар на пару дней. Ранее молодой человек в соцсети опубликовал схему лечения, которая, по его словам, включала следующие типы лекарств: «Дексаметазон», «Илсира», «Ртлегиа», «Актемра», «Олумиант», «Ремдесевир», «Клексан», «Левофлоксацин».

Пользователи Сети, среди которых немало экспертов, бывших и практикующих врачей, заметили, что такой перечень лекарств может применяться в случае серьёзного течения заболевания: «Стандартный протокол лечения тяжёлого ковида с дыхательной недостаточностью и цитокиновым штормом». В случае же лёгкого или среднего протекания болезни этот протокол может, напротив, иметь негативные последствия и привести к ухудшению состояния больного.

«Если это так, то вряд ли можно удивляться бОльшей смертности и ярким негативным ощущениям пациентов, испытавших на себе такой протокол. Они совершенно искренне говорят: «Такого со мной еще не было!». Таким лечением, есть мнение, можно и абсолютно здорового человека в могилу свести. С такого лечения — главное вовремя соскочить, пока ещё на ногах держишься. С таким протоколом, если рядом будут лежать больные с пневмониями любых этиологий, да и вообще от любых инфекций (даже своей же условно-патогенной микрофлоры!), можно высоковероятно подхватить внутрибольничную инфекцию и закончить сепсисом», — отмечает Александр Евсин.

Действительно, ещё в прошлом году главный врач больницы №40 в Коммунарке Денис Проценко рассказал о том, что «73% летальных исходов были зафиксированы в более поздние сроки госпитализации, и причины большинства — суперинфекции, которые привели к сепсису».

В ответ на редакционный запрос «Московской газеты» в пресс-службе Департамента здравоохранения города Москвы ответили, что «надзор за соблюдением частными (коммерческими) медицинскими организациями города Москвы порядков и стандартов оказания медицинской помощи, а также государственный контроль за лекарственными и фармпрепаратами, за обращением медицинских изделий осуществляет территориальная служба Росздравнадзора по городу Москве и Московской области».

При этом в Депздраве отметили, что «лечение пациентов с диагнозом коронавирусная инфекция осуществляется в соответствии с временными методическими рекомендациями, разработанными Министерством здравоохранения РФ».

Министерство здравоохранения Российской Федерации на запрос редакции на момент написания статьи не ответило.

Более развёрнутый и содержательный разговор получился с сопредседателем Всероссийского союза пациентов Яном Власовым. Эксперт подтвердил информацию пресс-службы Департамента здравоохранения города Москвы о том, что лечение от COVID-19 и в частных, и в государственных клиниках проходит на основе рекомендаций Минздрава России, однако обратил внимание на то, что сейчас уже «выпущена тринадцатая версия временных методических рекомендаций».

По словам Яна Власова, рекомендации, которые сегодня издаёт министерство, «ситуативные и не имеют глубокой научной базы».

«Попытки нащупать правильный подход сейчас идут по всему миру. Особенность ситуации в том, что пытаются применять разные препараты – старые и новые. В Минздраве лежит огромное количество заявок на расширение списка рекомендаций. Пытаются новые свойства придать старым лекарствам и эти намерения лежат уже в области коммерции», — подчеркнул Власов. 

При этом, по его словам, особое беспокойство вызывает именно частая и, к сожалению, объяснимая экстраординарной обстановкой, смена рекомендаций. 

Эксперт добавил, что «было бы нелишним сделать публичной работу комиссии при Минздраве, которая принимает решения о рекомендациях. Нужно, чтобы она публиковала свои предложения для экспертного сообщества». 

«Это позволит повысить информированность и доверие со стороны специалистов. А пока происходит так: врачам в «красной зоне» сегодня выдают одни препараты, завтра – совершенно другие. Почему – никто не успевает объяснять, слишком мало времени. А решение о смене рекомендаций, вместе с тем, должно быть научно обоснованным, не политизированным и в идеале, конечно, иметь правовой статус, — подчеркнул сопредседатель Всероссийского союза пациентов.

На сегодняшний день из доступной информации можно предположить, что лечение пациентов в некоторых частных клиниках с лёгкой и средней формой коронавируса может осуществляться по тем протоколам, которые применяются для лечения больных в самом тяжёлом состоянии, в том числе, на ИВЛ. Решение о методике лечения, таким образом, зависит от соотношения профессионализма, совести и алчности врачей и администрации коммерческих учреждений здравоохранения. Более того, чёткое следование рекомендациям в соответствии с законодательством освобождает медицинскую организацию от юридической ответственности в случае смерти или нанесения тяжкого вреда здоровью пациента. 

Редакция продолжит следить за развитием ситуации.

Автор: Игорь Егоров
ТеГИ
терапия, коронавирус, клиника
Поделиться
Похожие новости