В России объявлена экологическая революция
Сегодня в СберУниверситете в Подмосковье стартовал Российский экологический форум, на площадке которого обсуждаются вопросы, связанные с оборотом твёрдых коммунальных и иных отходов, подводятся промежуточные итоги т.н. «мусорной реформы» и будут озвучены предлагаемые меры по привлечению инвестиций в отрасль. Мероприятие продлится 12 и 13 октября
Говоря о важности мероприятия, глава «Российского экологического оператора» (РЭО) Денис Буцаев отметил: «К 2030 году нам необходимо выполнить национальные цели из указа президента РФ — 100% сортировка отходов и снижение захоронения ТКО на полигонах в два раза. Мы регулярно проводим дискуссии, и хочу подчеркнуть, что проговаривать проблемы, а также искать совместными усилиями их решения — так же важно, как и развивать саму инфраструктуру. Российский экологический форум — это новый уровень для обсуждения развития отрасли обращения с ТКО в России».
Но наиболее амбициозное заявление на форуме уже сделала вице-премьер Виктория Абрамченко. Она заявила, что цели так называемой экономики замкнутого цикла, которая предполагает запуск в повторное использование большей части отходов, должны быть к 2030 году достигнуты. Для этого, по словам чиновницы, необходимо добиться выполнения нескольких показателей: должно перерабатываться более 85% упаковочных материалов, лишь половина от коммунальных отходов будет подлежать захоронению, а не менее 40% вторичных ресурсов должны будут использоваться в сельском хозяйстве, дорожном строительстве и других отраслях промышленности. На эти цели из госбюджета планируется выделить 10,6 млрд рублей. Абрамченко констатировала, что для достижения столь серьёзных результатов предстоит принять три законопроекта, которым сейчас активно сопротивляется бизнес. Первая из этих правительственных инициатив направлена на то, чтобы собственники опасных химических и иных подобных производств сами несли ответственность за ликвидацию экологического вреда, накопленного за время работы предприятия. К идее предложить такие меры кабмин подтолкнула ситуация в городе Усолье-Сибирское, где в течение многих десятилетий накапливались опасные отходы от завода, а несколько лет назад предприятие объявило себя банкротом, не ликвидировав загрязнение почвы, воды и воздуха. Сегодня город живёт в условиях чрезвычайной ситуации и экологической катастрофы.
Законопроект о новой концепции расширенной ответственности производителей призван переложить часть расходов на утилизацию упаковок с населения на бизнес. Предприятия будут платить экосбор, что простимулирует компании использовать более экологичные материалы, пригодные для переработки. И последний законопроект из озвученных Викторией Абрамченко – о регулировании вторичных отходов. Этим документом вводится юридическое понятие вторсырья, к которому будут отнесены коммунальные отходы, пригодные не только к захоронению, но и к переработке, а также устанавливаться налоговые льготы для региональных операторов, сдающих такие отходы в переработку.
Негативное отношение бизнеса к большинству из этих нововведений понятно, ведь на компании планируется возложить немалые дополнительные издержки, однако сама вице-премьер высоко оценила прогнозируемые последствия от реализации этих мер. «В случае их принятия, коллеги, у нас будет ситуация в стране «до и после»: до этого регулирования и после него. Это действительно будет такая экологическая революция», — заявила Абрамченко.
На форуме также было объявлено, что половина субъектов федерации может завершить реформу обращения с отходами к 2024 году. Правительство выделило несколько регионов-лидеров этого процесса – Астраханская, Калининградская, Курская, Московская, Тульская, Ярославская, Сахалинская, Мурманская, Нижегородская, Пензенская, Саратовская и Тюменская области, а также ХМАО. Для оценки использовались разные показатели, среди которых уровень переработки отходов, вовлечённость населения в раздельный сбор мусора, качество оказания услуг по вывозу ТКО и удовлетворённость общества ситуацией в этой сфере. Абрамченко пообещала как помощь, так и элементы понуждения отстающим регионам, чтобы реформа там тоже продвигалась успешно.
Напомним, вопрос утилизации отходов в России обострился в последние годы, когда по разным регионам прокатилась волна недовольства граждан тем вредом, который наносят окружающей среде и их здоровью мусорные полигоны и мусоросжигательные заводы с высоким уровнем вредных выбросов. Всей стране стало известно более чем двухлетнее противостояние местных жителей с властями и подрядчиком около станции Шиес в Архангельской области, где планировалось открыть полигон для ввоза мусора из Москвы и других центральных регионов. В итоге от проекта отказались, а территорию начали рекультивировать. Похожие акции протеста проходили в Подмосковье, Татарстане, Удмуртии, Владимирской, Ярославской, Кировской областях и т.д. Власти вынуждены были обратить внимание на ситуацию с бытовыми и промышленными отходами, поскольку она стала опасной не только с точки зрения собственно экологии, но и в плане социальной стабильности.
Реформа обращения с отходами реализуется в РФ с 2019 года и с самого начала вызывала много критики у экологов, населения и бизнеса. Суть реформы заключается в том, что услуги по вывозу мусора переводятся в разряд коммунальных, а в каждом субъекте учреждён единый региональный оператор, отвечающий за транспортировку и утилизацию отходов. В конце 2019 года Госдума приравняла сжигание мусора к утилизации, из-за чего появилось множество проектов мусоросжигательных заводов, также, по мнению экологов, наносящих серьёзный ущерб природе. Кроме того, граждане часто жаловались на перебои с вывозом мусора и резкий рост цен из-за смены юрлица, ответственного за эту услугу.
Меры, предлагаемые сейчас правительством и озвученные на экологическом форуме, как раз имеют целью устранить хотя бы часть явных недостатков «мусорной реформы», в том числе, наконец, начать стимулировать россиян к раздельному сбору отходов и переложить значительную часть ответственности за вред экологии на бизнес, наносящий этот вред.
Пока неясно, приведут ли новые нормы к желаемому результату, но очевидно, что эта проблема по-прежнему находится в центре внимания российского правительства.