Новость общества

«Внешторгбанк 2.0»: новая система зарубежных расчётов будет напоминать советскую модель?

«Внешторгбанк 2.0»: новая система зарубежных расчётов будет напоминать советскую модель?

Фото © «Московская газета»

05.02.2023 в 15:48:00
2249

Центробанк может разрешить небольшим российским банкам иметь на постоянной основе корреспондентские счета за рубежом. Собеседники «Московской газеты» считают это неким возвратом к советской банковской системе, но также видят в этом предложении вполне ситуационный смысл. Также экономисты рассказали, как и где россияне теперь смогут заводить счета за границей и насколько удобно будет их обслуживать

«Против отдельных небольших российских банков западные санкции потребуют длительного выяснения, процедур и т.д. Но, так или иначе, любые российские внешнеторговые расчёты теперь будут производиться по такой схеме. До тех пор, пока хотя бы один российский банк имеет такой тип расчётов, ничто не мешает через него их проводить», – объяснил логику, стоящую за предложением Ассоциации банков России (АБР), экономист Сергей Хестанов.

По словам эксперта, новая система зарубежных расчётов будет напоминать советскую модель, но с такими неожиданными для неё элементами, как система расчётов SWIFT.

«В советские времена возможность проведения зарубежных расчётов имело очень небольшое количество банков. В зарубежных юрисдикциях открывались специальные совзагранбанки, которые находились под советским контролем и имели стопроцентно советский капитал. Поэтому, повторюсь, достаточно, чтобы хотя бы один банк за рубежом, с которым имеются корреспондентские отношения, имел полноценные возможности пользоваться тем же SWIFT. Без SWIFT прекрасно можно обойтись, но главная сила этой системы расчётов в том, что она очень распространена. Если исключить Россию, Иран и Северную Корею, в большинстве стран имеется хотя бы часть банков, у которых есть доступ к SWIFT. Этот сервис позволяет дёшево обслуживать гигантское количество небольших платежей. От невозможности пользоваться этим сервисом страдают не крупные, а малые и средние клиенты», – рассказал Сергей Хестанов.

От предстоящего усложнения системы зарубежных расчётов пострадают только самые мелкие участники рынка, считает собеседник издания: «Да, транзакции будут проходить дольше и обходиться дороже. Но даже среднего уровня компания может себе позволить повышенные транзакционные издержки. Сложности критичны только для того, кто создаёт большое количество маленьких платежей: физические лица, малый бизнес. Чем крупнее платёж и чем реже он происходит, тем меньше эти препоны мешают».

Получается, какая-нибудь небольшая организация, осуществляющая параллельный импорт в Россию какой-либо продукции, будет испытывать трудности с расчётами?

«Параллельный импорт будет консолидироваться. Конечно, я не говорю, что его будут осуществлять госкорпорации. Но если госкорпорация захочет, никто не помешает ей воспользоваться услугами «рюмочной в Твери», – заметил эксперт.

Ввиду всего этого, можно сказать, что мы движемся куда-то в сторону советской банковской системы, однако, полного возвращения к ней не намечается, добавил Сергей Хестанов.

«У нас значительное количество банков сохраняют возможность проведения заграничных платежей. Даже на пике «холодной войны», а тогда ситуация была гораздо жёстче, чем сейчас – небольшое количество советских загранбанков сохранило возможности проведения операций. Сценарий полной блокировки малореалистичен. В конце концов, даже дипломатическим представительствам необходимы какие-то деньги на расходы. К тому же, есть надёжные банки и на Западе, и на Востоке, подключенные к российской системе передачи финансовых сообщений. Никто не мешает организовать транзакции, используя посредников», — сообщил экономист.

Финансовые ограничения, вводимые в отношении российской экономики, парадоксальным образом её укрепляют, считает Сергей Хестанов:

«Активность тех, кто принимает все эти ограничения, выглядит иррационально. Советский Союз торговал довольно свободно, тратить деньги никто не мешал – ограничения были только на вычислительную технику, высокотехнологичное оборудование. Все санкции, которые мешают тратить деньги и снижают отток капитала из России в реальности российскую финансовую систему даже в какой-то степени укрепляют. По крайней мере, в краткосрочной перспективе. В долгосрочной, они, конечно, дадут негативный эффект, но до неё ещё надо дожить, и за это время может многое измениться. Так что ограничения против банков тоже в какой-то степени поддерживают на коротком горизонте российскую финансовую систему и экономику, перенаправляют часть спроса на внутренний рынок. Те деньги, которые россияне раньше тратили на отпуск за рубежом, теперь помогут российской экономике. В доковидные времена туристы из РФ тратили за рубежом 10% российского экспорта в денежном выражения. Это, на самом деле, много».

Насколько проблематично россиянам теперь будет обслуживать или заводить банковские счета за рубежом?

«Для тех, у кого счета за рубежом заведены давно, проблем не возникает, — отметил собеседник «Московской газеты». — У многих моих знакомых такие счета есть. Хотя один из них недавно пожаловался, что немецкий банк запросил у него какие-то документы. Один мой друг осенью прошлого года рассказал, что его теща открыла счет в Германии ещё до 2008 года, и осенью 2022 года её заставили этот счёт закрыть. Но, в основном, тех, у кого есть старые счета и, что важно, вид на жительство за границей, не трогают. А вот завести счёт теперь трудно. Даже в Израиле людям с двойным гражданством – израильским и российским – банковский счёт почему-то заводят очень неохотно. С другой стороны, для большинства россиян проблема с банковским счётом за границей не актуальна. Россияне должны информировать наши «органы» о таких счетах, и в этом есть такие организационные издержки, которые слишком велики для владельцев небольших счетов и приемлемы для россиян с доходом сильно выше среднего».

Предложение АБР – попытка вернуться к тому, чтобы банки в России были банками в полном смысле слова, сказал «Московской газете» предприниматель, экономист Дмитрий Потапенко.

«Банков в России мало и их становится всё меньше, хоть прошедший год и обошёлся без их уничтожения. Собственно, банк, который не может участвовать в международном обмене платежами – это не банк, а расчётный центр в рамках одной юрисдикции. После выдвинутого АБР предложения банковское сообщество, я думаю, взбодрится», – сказал предприниматель.

Однако, по мнению Дмитрия Потапенко, шанс взбодриться окончательно – очень мал, заявки российских банков на получение счетов за рубежом не получат там одобрения.

«Впрочем, ОТП, «Райффайзен» и ещё несколько российских банков имеют счета за рубежом, но перекрыть их несложно. Я согласен с Сергеем Хестановым, что мы движемся к «Советскому Союзу 2.0», просто думаю, что аналог Внешэкономбанка будет один, а не несколько. Но это, на самом деле, не существенно. Теоретически, Россию могут отрезать от международной финансовой системы вплоть до того, чтобы оставить только возможность платежей за энергоресурсы, но у такого развития событий вероятность лишь 40%», – прогнозирует Дмитрий Потапенко.

Малый и средний бизнес не будут иметь доступа к международным платежам вообще, а открывать банковские счета россияне смогут только на Ближнем Востоке и в Средней Азии, считает предприниматель.

Автор: Николай Васильев
ТеГИ
центробанк, расчет, абр
Поделиться
Похожие новости