«Вряд ли контрафакт куда-то денется»: глава Тверского района Москвы Якубович о расширении списка товаров, подлежащих обязательной маркировке
Ассоциация компаний розничной торговли (АКОРТ) обратилась в Минпромторг с предложением включить в перечень обязательных для маркировки товаров рубашки, пальто, куртки, плащи, блузки, спортивные костюмы и др. предметы одежды
Маркировка товаров, главным образом, направлена на борьбу с контрафактной продукцией и теми последствиями, которые имеет её оборот: отсутствие лицензий, уход от налогов и проверок надзорных органов, подтверждающих качество товара и его безопасность. Тем самым обеспечивается соблюдение интересов потребителя. Есть дополнительные выгоды и для продавцов: упрощение складского учёта и оборота товаров, их инвентаризации, логистики. Также этот инструмент позволяет анализировать коммерческий учёт.
По мнению председателя Совета депутатов муниципального округа Тверской в городе Москве Якова Якубовича, как у любой медали есть две стороны, так и маркировка имеет свои нюансы. И один из них, по мнению политика, это её стоимость.
«Для администрирования маркировки и оборота маркированной продукции необходим оператор и информационная система. В частности, к 2024 году в России будет создана единая национальная система маркировки и отслеживания товаров. Её оператор системы — Центр развития перспективных технологий, созданный на основе ГЧП. Здесь может и находиться истинный бенефициар инициативы по расширению перечня товаров, подлежащих обязательной маркировке, — говорит Якубович. — Очевидно, что любое дополнительное регулирование призвано решать некоторую проблему, и это высокие объемы контрафакта. Именно маркировкой боролись и борются с контрафактным алкоголем, медикаментами, меховой продукцией. Однако непонятно, каким образом это касается спортивных костюмов? Если речь идёт о подделках известных и элитных марок спортивной одежды, то серьёзные производители сами предусматривают маркировку продукции, чтобы отличить ее от подделки. А потребители приобретают такую одежду только в фирменных магазинах или проверенных дилерских сетях. Вряд ли кто-то в здравом уме и твердой памяти станет приобретать в «левом» интернет-магазине дорогие бренды, надеясь купить качественный товар. То есть, другими словами, производитель сам может решить следует ли ему бороться с контрафактом и подделками на собственный бренд или на это не имеет смысла тратить средства и усилия».
В случае введения обязательной маркировки расходы (пусть и не всегда значительные) лягут на производителя, который, неизбежно, перенесёт их на потребителя, уверен глава Совета депутатов Тверского муниципального округа Москвы.
Это, считает депутат, приведёт к повышению цен, причём вполне вероятно, нелинейному: «Увеличение себестоимости на незначительную величину может стать поводом для более значимого повышения цены на товар. В условиях пандемии, падающих реально располагаемых доходов населения, роста закредитованности любое решение, в результате которого вырастут цены, сегодня сложно рассматривать иначе как удар по карману россиянина. Именно так это воспринимается гражданами».
«Есть и еще одна сторона медали, — продолжает Яков Якубович. — Следует признать, что значительная часть населения страны живёт за чертой бедности и может позволить себе лишь оплату коммунальных расходов и питания. Покупка одежды для таких семей часто становится уже затруднительным, особенно тяжело социально незащищенным группам, таким как семьи с инвалидами, неполные семьи. Как ни прискорбно это осознавать, но именно такие семьи часто являются главными потребителями контрафакта либо продукции низкого качества. Существуют целые торговые сети и торговые схемы, в рамках которых реализуется продукция невысокого качества, однако по достаточно низким ценам. И это позволяет покрыть потребности малообеспеченных граждан в одежде. Введение маркировки, вполне вероятно, выведет такого рода товарные отношения за рамки закона. С одной стороны, повышение прозрачности ритейла – вещь хорошая. С другой – вряд ли контрафакт куда-либо денется. Просто реализовываться он уже будет в ненаблюдаемом секторе экономики, а значит, ожидаемо, увеличит его объем. Усилий государства вряд ли будет достаточно, чтобы бороться с таким контрафактом посредством проверок и инспекций. Все эти риски необходимо учесть при принятии решения о расширении номенклатуры товаров, подлежащих обязательной маркировке и вовремя их компенсировать либо хорошенько подумать, нужна ли вообще такая маркировка или же защита от контрафакта потребителя — дело рук самого потребителя, а также производителей».