Новость общества

Вынос святых: РПЦ выселяет музей Андрея Рублева из Спасо-Андроникова монастыря

Вынос святых: РПЦ выселяет музей Андрея Рублева из Спасо-Андроникова монастыря

Фото: photosight.ru

18.06.2019 в 16:30:00
23682

Живописец был канонизирован церковью на излете советской эпохи

Еще не успел утихнуть скандал вокруг строительства «храма на драме» в Екатеринбурге, а РПЦ вновь грозит стать эпицентром общественного раскола. Музей Андрея Рублева выселяют из Спасо-Андроникова монастыря по обращению патриарха Кирилла в Росимущество. А сотрудники музея не понимают, что его ждет.

Комментируя ситуацию на «Эхе Москвы», ученый секретарь музея Наталья Комашко сообщила, что церковь ни на какие договоренности и компромиссы не идет и хочет получить все. Музей, по логике церковников, должен просто собрать экспонаты и удалиться на все четыре стороны.

Прелесть ситуации в том, что в 60-е годы ХХ века Спасо-Андроников монастырь был реставрирован именно с целью создания в нем музея Андрея Рублева, который жил на территории монастыря во время работы на фресками Спасского собора. Здесь же живописец скончался во время морового поветрия в 1428 году и был похоронен на монастырской территории. Музей стараниями советских специалистов по древнерусской культуре был здесь открыт 1960 году к 600-летию со дня рождения живописца, канонизированного Русской православной церковью в лике преподобного святого.

С юридической точки зрения не придерешься. Церковь действует по принятому в 2010 году закону о реституции, предусматривающему возвращение РПЦ всех объектов религиозного назначения, которые принадлежали ей до революции. Спасо-Андроников монастырь входит в число таких объектов. С этической точки зрения ситуация выглядит чистейшим абсурдом, если не сказать глумлением: как-будто нынешнее церковное руководство фактически гонит за ворота собственного святого, сподвижника православной веры и иконописца с мировым именем.

Формально целью закона о реституции, которым теперь с неиссякаемым энтузиазмом пользуется РПЦ, было восстановление исторической справедливости и позиций церкви, в первые годы советской власти подвергшейся жестоким репрессиям, а в последующие десятилетия остававшейся в тени официальной идеологии. Фактически же закон о реституции был очередной «индульгенцией», выданной клерикалам в обмен на лояльность путинскому режиму.

Не часть ли церкви Андрей Рублев и его работы? Вопрос риторический и ответ на него очевиден. Но речь уже давно идет не о вере. Речь скорее идет о коммерческом проекте, бенефициары которого стремятся получить максимальную финансовую выгоду.

Советские вожди закрывали церкви и открывали на их месте склады и клубы. Спасо-Андроников монастырь в этом смысле не избежал общей судьбы. У него тяжелая и даже трагическая история. До 1922 года здесь располагался один из первых концентрационных лагерей ВЧК, где проходили массовые расстрелы. После этого на монастырской территории поочередно размещались приют для беспризорников, общежитие для рабочих завода «Серп и Молот» и учреждения наркомата обороны. 

Антирелигиозная риторика коммунистического режима сочеталась с предельно практическим подходом, опять же носившим глубокий ментальный смысл. Что может быть эффективнее в деле ниспровержения святынь в глазах народа, чем их перевод в разряд утилитарного? По сути РПЦ сейчас действует в рамках той же самой логики, девальвируя веру в глазах собственной паствы под разговоры о смирении терпении и любви к ближним.

Что появится на территории Спасо-Андроникова монастыря после его передачи РПЦ? Очередная автомойка, автомагазин, бизнес-центр, или какой-нибудь другой ликвидный объект?

Историю семилетний давности с храмом Христа Спасителя все прекрасно помнят. Видимо реализации бизнес-планов церковного руководства и мешает Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. А как иначе можно объяснить столь категоричное требование к культурному учреждению освободить занимаемые площади?

Можно предположить, что руководство РПЦ, не останавливаясь ни перед чем, намеренно продолжает вызывать к себе неприязнь со стороны российского общества. История с Екатеринбургом облаченных в рясу господ в общем-то ничему не научила и ни над чем не заставила задуматься? Впрочем, как и история с передачей в собственность церкви Исаакиевского собора, который петербуржцам в итоге удалось отстоять. Там ведь была аналогичная ситуация, угрожавшая выселением действующему музею. Закон о реституции, по сути, развязал церковникам руки. Этими руками продолжается нагнетание социальной напряженности.

Политический момент для очередной конфронтации тоже выбран весьма «удачно». Через три месяца выборы в Московскую городскую думу. И очень вероятно, что созданным конфликтом непременно воспользуется оппозиция. Таким образом, может получиться так, что противники власти в борьбе с этой самой властью будут разыгрывать козырь, любезно предоставленный церковью.

Автор: Антон Стариков
ТеГИ
РПЦ, музей Андрея Рублева, Спасо-Андроников монастырь
Поделиться
Похожие новости