Новость общества

Юрий Бычков: «В России появится новый перспективный рынок развития инфраструктуры долголетия»

Юрий Бычков: «В России появится новый перспективный рынок развития инфраструктуры долголетия»

«Московская газета»

10.07.2020 в 16:33:00
4877

Сейчас широко обсуждается вопрос о том, что после пандемии жизнь уже никогда не будет прежней. Возможно, изменится сам человек, его взаимоотношение с обществом, круг потребностей, появятся новые цели и задачи для реализации личностного потенциала

Предприниматель Юрий Бычков из Ижевска считает, что сейчас во главу угла должна быть поставлена новая система ценностей, которая сформирует жизненную философию и задаст тренды развития бизнеса, где наряду с традиционными маркетинговыми подходами, появятся иные, основанные на принципах здоровья и долголетия людей. На своем примере он показывает, как это можно сделать сегодня, и обращает внимание инвесторов на всем понятные и общедоступные вещи.

— Как вы считаете, изменились ли ценности общества, повлияла ли на это пандемия?

— Думаю, никто не будет спорить, что после пандемии главной ценностью для всех нас стала жизнь. Она измеряется продолжительностью и качеством, ведь лучше жить долго и чувствовать себя при этом здоровым и счастливым. Но в реальности мы видим подмену понятий, и человек почему-то тратит свою жизнь на иные ценности. Мы учимся в школе, в институте, для того чтобы получить профессию и зарабатывать. Чем больше зарабатываем, тем больше тратим: именно на это нас настраивает траектория социального успеха — надо быть лучше, совершеннее, выглядеть престижнее и т.д.

Примерно 300 лет назад с развитием капиталистических отношений появилось общество потребления, сейчас оно превратилось в гигантскую систему производства и продаж. Любое предприятие (по производству чая, кофе, алкоголя, бытовой техники, сотовых телефонов) стремится к тому, чтобы реализовать свою продукцию на рынке, этому подчинены маркетинг, реклама, предлагаемый нам образ жизни, вокруг него строится структура торговых центров. То есть все заинтересованы в том, чтобы люди как можно больше приобретали и тратили деньги. Речь не идет здесь о базовых потребностях. Например, мы наблюдаем, что фэшн-марки становятся все доступнее, люди на них подсаживаются, каждый сезон меняя гардероб. Затем при увеличении доходов они приобщаются к категории товаров «лакшери», заботясь уже о собственном престиже.

На ваш взгляд, что должен понять, осознать потребитель?

— Сознанием потребителя управляют не только маркетинг и мода, но и привычки. Если человек курит, пьет пиво, вечерами сидит у телевизора, то вряд ли он захочет резко изменить образ жизни. Для этого нужна серьезная причина. Сегодня практически 80–90% населения имеет лишний вес и проблемы со здоровьем именно из-за неправильного питания. А есть Аюрведа — индийская медицина с 5-тысячелетней историей, один из главных постулатов которой состоит в лечении едой. Значит, человек должен понять разницу между тем, что ему предлагают, навязывают, тем, к чему он привык, и тем, что ему действительно нужно.

Возьмем пример. Ресторан — это объект инфраструктуры, который заставляет человека тратить деньги за интерьер, атмосферность и подачу блюд. А теперь представьте, что есть ресторан, в котором, помимо прочего, еда напрямую влияет на продолжительность жизни. В Германии, в центре города Бад-Эмс стоит старинный отель, внутри него аюрведическая клиника, а при ней ресторанчик, где оплата идет за индивидуальную схему здорового питания. Вам прописывается определенная диета, подбираются блюда с разным набором калорий и вкусов, за которые вы платите установленную сумму. Прибыль этого бизнеса построена на вашем приобщении к здоровым привычкам. Можно представить в будущем такие рестораны, вывеска которых бы гласила «+5 лет» или «+10 лет». То есть, приходите, платите (условно) 1000 рублей, например...

— …И приобретаете дополнительное время жизни?

 — Да. Но сейчас, как вы понимаете, во главу ресторанного бизнеса поставлено количество проданных блюд и алкоголя, то есть того, что совсем не полезно. Полезность на десятом месте. Однако мы можем создавать инфраструктуру, которая бы продлевала жизнь, делала ее лучше и счастливее. 

Что необходимо для того, чтобы создать подобную инфраструктуру? И на каком этапе сейчас общество потребления?

— Общество потребления уже начинает терять свои позиции. Во-первых, мы имеем избыточное предложение товаров, которое явно превышает спрос. Во-вторых, идет замедление экономического роста, о чем свидетельствуют отрицательные ставки по банковским вкладам в Европе. Изменился даже образ богатого человека. В Европе и Америке миллионеры довольствуются малым: передвигаются на велосипедах, ходят пешком, питаются довольно просто, а крупные суммы отдают на благотворительность. Система потребления начинает стагнировать, разрушаться. Все понимают, что дальнейшее увеличение производства товаров возможно, но вряд ли все удастся продать. Нужна новая идея, новая инвестиционная парадигма и, на мой взгляд, она состоит в том, на смену «обществу потребления» должно прийти «общество управления временем».

Поясните суть «общества управления временем»?

— Так как человек заинтересован в увеличении продолжительности своей жизни, ему необходимо показать правильный путь к этому, а для этого необходимы соответствующие атмосфера и инфраструктура. Часть бизнеса, обслуживающего общество потребления, конечно, останется, но другая его часть уже создает новую инфраструктуру и новую философию, связанную с экологичностью производства, органическим земледелием и большим вниманием к самому человеку. Таким образом, у людей появляется право выбора: жить как обычно или жить иначе, заботясь о своем здоровье. У инвесторов будет возможность вкладывать деньги в создание новой инфраструктуры, продлевающей людям жизнь, а человек, который живет дольше, в том числе, будет настроен на потребление. То есть, данная идея несет обоюдную пользу и инвесторам, и потребителям.

— Как вы предлагаете продвигать данную идею?

— Через широкое информирование людей и привлечение внимания к проблеме. А формировать инфраструктуру продления жизни можно уже сейчас — из того, что имеем. Это природная среда, дающая нам ресурсы для восполнения сил, альтернативные системы здравоохранения, образования, социальной реабилитации. Например, в школах и вузах мало внимания уделяется формированию здоровых привычек, философии долгой полноценной жизни. В качестве дополнения к системе государственного дошкольного и начального образования наша компания разработала проект детского центра (в формате 20–30 тысяч кв. метров). Причем это не просто развлечение с горками и аттракционами, время нахождения там ребенка будет нацелено на познание, творчество и отдых. Это своего рода конкуренция детскому саду и начальной школе. Мы предлагаем торговым центрам нашу идею и доказываем ее выгоду, ведь дети будут приходить сюда каждый день, а не раз в месяц, а родители при этом смогут спокойно работать.

Есть ли у вас еще какие-то проекты?

— Нами реализованы проекты «Воткинские термы» и «Ижевские термы». Я считаю их как раз частью инфраструктуры, которая улучшает качество жизни и способствует ее продлению. Это целая культура, которую придумали в свое время древние греки, а древние римляне распространили повсеместно. Спустя столетия европейцы вспомнили данную традицию и перевели на уровень СПА-курортов, причем доступных. В той же Германии 550 крупных терм. Наши термы опираются как на римские традиции, так и на русскую банную культуру. Посещения по цене вполне доступны, нашими клиентами являются социально активные люди, ответственно относящиеся к своему имиджу и здоровью. Дополню, что еще один проект, пока нереализованный, связан с центром долголетия. Задуман он как «дом престарелых», только с иным подходом к обслуживанию: оплата персонала будет зависеть от того, чем дольше пожилой человек в его стенах проживет. То есть, опять же должна быть взаимная заинтересованность сотрудников и клиентов в долгой, полноценной жизни.

Это интересная предпринимательская инициатива. Как вы думаете, кому она может быть полезна?

— Всем людям. Конечно, предпринимателям, инвесторам, также чиновникам. В непростой экономической ситуации после пандемии людям бизнеса сложно определиться с будущим. Я уверен, что в сферу «управления временем жизни» вкладывать средства можно и нужно, потому что за здоровьем, качеством жизни и долголетием будущее. Согласитесь, произвести больше автомобилей сейчас уже не самое главное. Понадобятся ли завтра автомобили вообще вместе со стоянками, парковками, дорогим обслуживанием, производством запчастей? Например, Илон Маск придумал новый бизнес с использованием общедоступных беспилотных автомобилей-помощников. Это говорит о том, что спрос на личные автомобили уменьшается в разы. После пандемии мир действительно уже не будет прежним. Перед всеми обнажилась новая экономическая истина.

— Какие шаги вы бы предложили бизнес-сообществу в развитии данной инициативы?

— Сейчас мы наблюдаем тренды падения рынка, прежде всего, связанного с продажей нефти. Когда рушатся основы экономики, общество потребления неизбежно разрушается: снижается спрос на многие вещи, то, что ранее было ценным, уходит на десятый план. Товары обесцениваются, а жизнь человека, ее качество и продолжительность, здоровье высвечиваются как главная ценность. Законы инвестирования гласят, что при падающем рынке ничего покупать нельзя, но есть компании, которые растут против тренда. Например, компания облачных конференций Zoom, услуги которой очень востребованы. Для инвесторов, которые должны распорядиться имеющимся объемом денег, есть сигнал к тому, чтобы «идти» частью капитала в сферы бизнеса, неизменно растущие при любых обстоятельствах. Считаю, что сфера управления временем будет развиваться, потому что она формирует совершенно новые отношения — между людьми, с государством, финансовые отношения и т.д. Вектор экономики должен быть перенаправлен с сырьевой основы в инфраструктуру продления жизни, потому что здоровый и качественно живущий человек становится объектом экономической важности.

Автор: Анна Кова
ТеГИ
Юрий Бычков, инфраструктура долголетия, перспективный рынок
Поделиться
Похожие новости