Новость политики

Белорусский фактор как последний аргумент принуждения к миру. Зачем Лукашенко вмешался в донбасский вопрос?

Белорусский фактор как последний аргумент принуждения к миру. Зачем Лукашенко вмешался в донбасский вопрос?

коллаж «Московской газеты»

09.02.2022 в 10:21:00
4701

6 февраля к теме эскалации вокруг Украины неожиданно активно подключился президент Белоруссии Александр Лукашенко. В интервью Владимиру Соловьёву он заявил, что в случае обострения войны в Донбассе белорусская армия будет действовать вместе с российской. Также Лукашенко добавил, что в случае пересечения Украиной неких «красных линий» он допускает нанесение по ней ракетного удара и задействование любых других средств, которые есть в наличии у РФ и Белоруссии, а также пригрозил остановить поставки электричества на Украину

На последнее заявление накануне ответил Владимир Зеленский после встречи с французским коллегой Эммануэлем Макроном. Он заметил, что товарооборот между Украиной и Белоруссией составляет $6 миллиардов ежегодно, и от блокады и прекращения торговли пострадают оба народа.

Киев продемонстрировал и более весомую реакцию на возможность подобных мер. Украинские власти объявили, что с 24 по 26 февраля пройдут трёхсуточные учения по отключению украинской энергосистемы от общей сети с РФ и Белоруссией, в которую она сейчас входит. Мероприятие нацелено на проверку возможностей украинских электросетей работать автономно. А к началу 2023 года будет произведено интегрирование Украины в единую энергосистему с Западной Европой. Глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен подчёркивала, что Брюссель будет всячески содействовать обеспечению украинской энергетической безопасности. А значит и рычагов давления на Киев станет меньше.

Но в данном контексте интересно, почему вдруг к попыткам повлиять на украинское руководство подключился Лукашенко. Рост напряжённости в этом регионе начался ещё с осени прошлого года. Россия стянула к украинской границе свыше 100 тысяч военнослужащих, а из уст дипломатов звучала крайне жёсткая риторика по поводу противостояния с НАТО, в том числе по теме Украины.

Североатлантический альянс также начал перебрасывать силы в Восточную Европу, а часть западных стран активизировала поставки оружия Киеву. Казалось, что ставки подняты уже до предела, и дальше может быть либо война, либо разрядка. И даже стали появляться первые свидетельства того, что маятник качнётся именно в сторону разрядки. После череды заявлений западных политиков о жесточайших санкциях в случае нового вторжения российских войск на Украину и ответной реакции из Москвы, что мы, мол, ничего не боимся, несколько иной характер имела встреча Владимира Путина с президентом Франции Эммануэлем Макроном. Французский лидер рассказал об умеренно позитивных итогах переговоров по украинскому вопросу. Он отметил, что, хотя у Парижа и Москвы очень разные взгляды на ситуацию, определённого прогресса удалось достичь.

«Я добился того, чтобы не было ухудшения или эскалации. Для меня было важно предотвратить эскалацию и открыть новые перспективы. Эта моя цель выполнена», — сказал президент Франции.

Но в эти же дни Москва, кажется, нашла дополнительные ресурсы для силового подкрепления своих позиций. Сведения о том, что российские войска, в том числе авиация, перебрасываются в Белоруссию, поступали и раньше. Однако это объяснялось учениями сил быстрого реагирования союзного государства. Теперь же от Лукашенко прозвучали недвусмысленные слова о том, что в случае некого «обострения» зоной боевых действий может стать и тысячекилометровая белорусско-украинская граница. Он чётко задекларировал единство своих будущих действий с Россией. В Киеве и раньше говорили, что сценарий вторжения из Белоруссии рассматривается, но теперь эта проблема для Украины встаёт в полный рост.

Но зачем для противостояния, пока лишь информационного, понадобилось привлекать Александра Лукашенко? Цели, которые в этой «войне нервов» преследует Москва, неоднократно озвучивались. Это, во-первых, отказ когда-либо принимать Украину в НАТО и отведение сил альянса на позиции 1997 года, а во-вторых — выполнение Киевом минских соглашений, подписанных в уже далёком 2015-м, когда сепаратисты на Донбассе полным ходом вели наступательные бои. На решения НАТО заявления из Минска, естественно, не повлияют. У Белоруссии не тот геополитический масштаб, чтобы стать весомым аргументом для НАТО в вопросах расширения или дислокации войск организации. А вот на действия украинских властей белорусский фактор мог бы оказать воздействие. На это, возможно, надеются в Москве.

Дело в том, что подписанные в экстремальных условиях минские соглашения предусматривают несколько пунктов, которые по большому счёту неприемлемы для суверенного государства. Выполнение этого договора предполагает амнистию для всех участников боевых действий на стороне непризнанных республик Донбасса, особый статус для этих территорий с возможностью формировать вооружённые отряды («народную милицию») по решению местных властей, проведение местных выборов в рамках этого особого статуса и лишь после этого – возвращение контроля над госграницей правительству Украины. Иными словами, предлагается убрать линию фронта и вернуть в состав Украины неподконтрольные районы Донбасса в нынешнем виде и с нынешними лидерами, предоставив им возможность влиять уже на общегосударственную политику. Это сильно ограничило бы возможности Украины вести самостоятельную внешнюю политику и поставило бы крест на западном векторе развития страны, чего, собственно, и хотела бы добиться Россия. Российские официальные лица не скрывают, что рассматривают Украину как сугубо свою сферу влияния, как почти одно государство с одинаковыми ценностями и целями. И то, что украинское общество с этим может быть не согласно, Москву крайне возмущает.

Уже не первый год вокруг этого документа ведётся непрерывная игра. Украина обещает соглашения выполнить, но их воплощение бесконечно откладывается, а вся ситуация погрязла в однообразных переговорах с периодическими обострениями на фронте. В начале февраля секретарь СНБО Украины Алексей Данилов сказал в интервью журналистам Associated Press, что эти соглашения де-факто невыполнимы, и попросил Запад не давить на Киев по этому вопросу.

«Выполнение минских соглашений означает разрушение страны. Когда они были подписаны под прицелом российских орудий, а немцы и французы смотрели, всем разумным людям уже было ясно, что эти документы невозможно выполнить», — пояснил чиновник.

В 2015-м Запад, действительно, просто наблюдал за развитием событий на востоке Украины, видимо ещё не до конца осознавая происходящее и не решив, что с этим делать. Но постепенно ситуация начала меняться. И сейчас уже США, Великобритания и ряд других стран чётко определили свою сторону, о чём ясно свидетельствуют поставки оружия для нужд ВСУ. Вероятно, подняв до предела градус напряжения вокруг Украины, Кремль всё же рассчитывает подтолкнуть Запад к отказу от защиты украинских интересов ради всеобщего мира, а Киеву просто не оставить выбора и вынудить имплементировать подписанные много лет назад документы. У Лукашенко выбора, похоже, уже не осталось. После разрыва всяких отношений с Евросоюзом и США ему приходится на многое идти ради поддержания дружбы с Москвой. Пришлось втянуться и в эту игру, которая лично ему вряд ли сулит какие-то выгоды.

Автор: Алексей Черников
ТеГИ
белоруссия, украина, домбасский вопрос
Поделиться
Похожие новости