Новость политики

Что означает визит президента Ирана в Дамаск

Что означает визит президента Ирана в Дамаск

Фото: ТАСС

04.05.2023 в 08:50:00
3544

В Дамаск с официальным визитом прибыл президент Ирана Ибрахим Раиси. Он намерен провести переговоры с главой Сирии Башаром Асадом по широкому кругу вопросов

Обращает на себя внимание тот факт, что этот визит иранского лидера стал первым с 2010 года, т.е. с начала гражданской войны в арабской республике. Это означает, что ситуация с безопасностью в сирийской столице была признана удовлетворительной и позволяющей провести переговоры на высшем уровне. Итоги самих консультаций появятся позднее, но о том, какие темы будут подниматься, можно косвенно судить по составу иранской делегации. Президента сопровождают министры иностранных дел, обороны, связи и информационных технологий, дорог и городского строительства. Присутствие глав этих ведомств даёт понимание о том, в каких сферах возможно достижение новых договорённостей. Уже заявлено, что будет обсуждаться развитие как политических, так и экономических отношений между двумя странами.

Особенно показательно визит Раиси выглядит на фоне нормализации отношений сирийского правительства с арабскими соседями. Недавно стало ясно, что Сирию и её президента Башара Асада решено постепенно выводить из международной изоляции, и вскоре, вероятно, будет восстановлено членство республики в Лиге арабских государств. Саудовская Аравия уже выразила свою поддержку этой идее, как и большинство других членов организации. Возобновление нормальных дипотношений с монархиями Персидского залива и другими арабскими странами повлечёт за собой и приток их инвестиций в Сирию, которой предстоит масштабное восстановление экономики, разрушенной в результате многолетней войны.

В то же время представители Саудовской Аравии, Египта, Ирака и Иордании призвали к выводу иностранных сил с территории Сирии. Формально речь шла о тех военных подразделениях, которые находятся в Сирии без одобрения центральных властей и, соответственно, незаконно, как, например, турецкие или американские формирования. Иран и Россия направляли своих военных по приглашению Дамаска, однако следует учитывать, что Саудовская Аравия, лидер арабского мира, по-прежнему относится к Ирану с большой настороженностью и воспринимает его как конкурента за влияние на Ближнем Востоке, несмотря на договорённость о восстановлении двусторонних дипотношений. Поэтому для иранского руководства возвращение Сирии в ЛАГ и последующее налаживание контактов Дамаска с Эр-Риядом и другими арабскими столицами — своего рода вызов, требующий ответа и действий по укреплению собственных позиций. Ведь пока режим Асада подвергался международному бойкоту, Иран во многом оставался эксклюзивным партнёром Сирии наряду с Россией. Однако, как отмечает историк Тимур Желоков, РФ в основном сотрудничала с Сирией по вопросам безопасности и сравнительно слабо представлена в экономике страны, тогда как иранские компании активно развивают различные производства на сирийской территории.

В течение всей гражданской войны Иран спонсировал многие сферы сирийской экономики и госсектора и, по словам сирийского экономиста Самира Сейфана, готов приложить большие усилия, чтобы сохранить своё лидирующее положение. Ведь выделенные кредиты и инвестиции необходимо окупать. Между Сирией и Ираном уже заключено большое количество различных соглашений, в том числе о зоне свободной торговли, и иранская сторона намерена участвовать в развитии сирийской промышленности, банковского сектора, связи и энергетики. Издание Foreign Affairs рассказывало, что Иран также усиливает своё культурно-образовательное и религиозное влияние в Сирии. Целью культурной политики Ирана является переход хотя бы части суннитского населения Сирии в шиизм и смягчение отношения остальных сирийцев к представителям этой конфессии, чего Тегеран пытается добиться посредством внедрения элементов своей образовательной программы в учебных заведениях и спонсорских инициатив. Визит Ибрахима Раиси во главе представительной делегации укладывается в эту стратегию поддержания иранского присутствия.

Кроме того, Раиси и Асаду наверняка есть, что обсудить по теме обороны и безопасности. Перманентная напряжённость между Ираном и Израилем распространяется и на сирийскую территорию. Армия обороны Израиля регулярно наносит удары по объектам сирийских военных и проиранских вооружённых формирований, которые, по мнению Иерусалима, представляют угрозу безопасности еврейского государства. Во время своего выступления на открытии сессии кнессета премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху в очередной раз заявил, что не допустит военного усиления Ирана на израильских границах, в том числе в Сирии и Ливане. Непосредственно накануне приезда Раиси израильские военные нанесли удар по аэропорту Алеппо, где базировались в том числе шиитские вооружённые отряды. Обозреватель-международник Игорь Субботин отметил, что, по некоторым данным, в ходе своего визита иранский президент должен был посетить не только Дамаск, но и Алеппо. Поэтому атака аэропорта этого города вряд ли является случайностью. Можно предположить, что Израиль посылает иранской стороне сигнал о том, что будет вполне реальными действиями противиться военному усилению Ирана в Сирии, а в случае необходимости целью может стать и руководство исламской республики. На этом фоне, вероятно, укрепление сотрудничества в сфере обороны и безопасности станет одной из тем переговоров в Дамаске.

Отдельный вопрос – взаимодействие Ирана и России на сирийской территории с учётом того, что конфликт в скором времени может прекратиться. На начальном его этапе цели Тегерана и Москвы в Сирии были очень схожими – поддержка власти Башара Асада и восстановление его контроля над всей страной. Иран является важным участником процесса урегулирования в астанинском формате, куда также входят РФ и Турция. Министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу сообщил, что встреча глав внешнеполитических ведомств четырёх стран должна пройти 10 мая, а на высшем уровне переговоры России, Ирана, Турции и Сирии, по словам замглавы российского МИД Сергея Вершинина, должны состояться во второй половине 2023 года. Тегеран играет значимую роль в политических консультациях по восстановлению мира в Сирии, в частности, содействует усилиям партнёров по поддержанию безопасности и борьбе с терроризмом.

Но когда конфликт закончится, может начать действовать совсем другая логика, которую можно описать известной фразой «ничего личного, только бизнес». Востоковед Василий Останин-Головня отмечал, что одной из приоритетных задач Ирана является создание стабильного подконтрольного ему коридора, проходящего через Сирию, Ирак и Ливан, чтобы в итоге получить выход к Средиземному морю. Пока перспектива снятия западных санкций не просматривается, а Персидский залив в большой степени контролируется суннитскими монархиями, мешающими свободному выходу иранской продукции, в том числе нефти, на международные рынки. Если удастся протянуть надёжные коммуникации до Средиземного моря, возможности «серой торговли» в обход санкций расширятся. И в решении этой задачи Иран, испытывающий серьёзные социально-экономические сложности внутри страны, вряд ли будет оглядываться на интересы своих нынешних партнёров по сирийскому урегулированию.

Россия и Иран претендуют на контроль над некоторыми стратегическими объектами транспортной инфраструктуры Сирии, в том числе морскими портами, и на доступ к месторождениям нефти и фосфатов. Старший научный сотрудник Института востоковедения РАН Игорь Матвеев делает вывод, что экономические интересы РФ и Ирана во многом пересекаются, и договариваться о разграничении сфер влияния будет непросто. Иран, в частности, сделал ставку на максимальную привязку к себе сирийской экономики посредством кредитов и приобретения ликвидных активов. Также иранская сторона стала основным поставщиком в Сирию продуктов питания, медикаментов и различного оборудования. Эксперт Олег Блохин пояснил, что экономическое сотрудничество между Россией и Сирией пока не достигло тех масштабов, которые могли бы быть при должном внимании с российской стороны и ликвидации дефицита компетентных специалистов на данном направлении. Аналитик также подчеркнул, что «конкурентами России в Сирии является не только Турция. Это и европейские страны, и США, и тот же Иран. И ряд государств Ближнего Востока. При этом нашими конкурентами могут быть даже страны, считающиеся нашими союзниками. Но они будут стараться нас обойти, чтобы усилить собственное влияние как в Сирии, так и в ближневосточном регионе в целом». И пока иранские позиции в экономике Сирии выглядят прочнее. Однако если приложить достаточные усилия, у РФ ещё есть шанс получить свою долю прибыли и от рынка сбыта, и от сирийских полезных ископаемых, если будет активно бороться за теплое местечко под сирийским солнцем. Вопрос заключается лишь в том, найдёт ли Москва необходимые ресурсы для развития экономических связей. Ведь на Востоке долго поддерживать статус ключевого союзника на одной лишь благодарности за помощь в победе над терроризмом не получится. Однако, перспективы упрочить своё положение и в Сирии, да и на Ближнем Востоке у России очень хорошие.

Автор: Алексей Черников
ТеГИ
иран, дамаск, Ибрахим Раиси, Башар Асад
Поделиться
Похожие новости