Новость политики

Европа воевать не хочет, США ещё не решили. Запад ищет пути окончательного закрытия иранской ядерной программы

Европа воевать не хочет, США ещё не решили. Запад ищет пути окончательного закрытия иранской ядерной программы

Фото © «Московская газета»

17.10.2021 в 15:04:00
3016

Накануне глава европейской дипломатии Жозеп Боррель призвал иранских представителей возобновить переговоры по ядерной программе и пригласил их в Брюссель для этой цели. Чиновник сказал европейским журналистам, что не может назвать конкретную дату, но заявил, что сворачивание военного атомного проекта Ирана – стратегическая задача, в решении которой нужно проявить терпение, поскольку нельзя допустить неудачи в этом вопросе. При этом Боррель особо подчеркнул, что способ решения может быть только дипломатическим

«Я не хочу думать о «плане Б», потому что ни один из альтернативных вариантов не выглядит привлекательно. Единственный вариант помешать Ирану получить ядерное оружие — это возвращение в соглашение по атому», — сказал дипломат. 

Здесь стоит напомнить, что позиция Евросоюза несколько отличается от мнения США. Говоря о «плане Б», Боррель имел в виду недавнее высказывание госсекретаря Энтони Блинкена, в котором американский чиновник назвал дипломатию самым эффективным методом достижения цели, однако если она не приведёт к желаемому результату, США готовы рассматривать и другие варианты. Под другими вариантами, по всей видимости, следует понимать и силовые. 

Западные страны в последнее время пытаются вернуть Иран к переговорам в многостороннем формате, куда входят США, Китай, Россия, Франция, Великобритания и Германия, а также сам Иран. Целью этих переговоров, которые ведутся с середины 2000-х годов, является недопущение получения Ираном ядерного оружия, к которому исламская республика стремится уже не одно десятилетие. В 2015 году был подписан Совместный всеобъемлющий план действий по ядерной программе, согласно которому Иран отказывался от намерений создать ядерное оружие, а взамен ему разрешалось использовать атомные технологии в мирных целях, и постепенно снимались жёсткие международные санкции, наложенные до этого.

Ядерная программа Ирана обоснованно вызывает особое беспокойство у мирового сообщества. На высшем международном уровне принято множество документов о нераспространении ядерного оружия, легитимно его могут иметь лишь постоянные члены Совбеза ООН – США, Великобритания, Франция, Китай и Россия. Однако общеизвестно, что этими странами список обладателей самого смертоносного вида вооружений не ограничивается. Без особых последствий для себя ЯО разработали Индия и Пакистан, с 1970-х годов у многих экспертов существует уверенность, что таковое есть и у Израиля, хотя Тель-Авив эти слухи никогда не подтверждал. 

Кроме иранской, лишь северокорейская ядерная программа вызывает столь единодушную негативную реакцию в мире. Дело в том, что другие перечисленные страны создали атомную бомбу без шума и не демонстративно, для самозащиты или сдерживания враждебного соседа, как в случае с Индией и Пакистаном. В Иране же на официальном уровне заявлялось, что эта страна может уничтожить Государства Израиль «за полчаса». Сами израильтяне и другие государства резонно предполагают, что ядерное оружие может быть применено для достижения этой цели. Недаром в состав посредников, стремящихся не допустить появления ЯО у Ирана, вошли страны с такими разными геополитическими интересами, как США, Китай и Россия. Ядерная война на Ближнем Востоке не нужна никому.

В 2015 году казалось, что проблема близка к разрешению. Договорённости были достигнуты, иранские власти обещали не разрабатывать ядерные боеприпасы и допускать на свою территорию инспекторов МАГАТЭ для контроля за выполнением соглашения. Однако в 2018 году тогдашний президент США Дональд Трамп объявил о выходе его страны из ядерной сделки, поскольку, по его мнению, она не способна предотвратить получение Ираном атомного оружия. Результат многолетних переговоров был фактически обнулён. Иран стал постепенно отказываться от взятых на себя обязательств, а США вернули антииранские санкции, в том числе против нефтяной отрасли республики.

При этом Иран стал далеко не первой ближневосточной страной, которая разрабатывала своё ядерное оружие. Ирак и Сирия также стремились к получению этого вида вооружений. В прессе появлялись данные о том, что на определённых объектах на территории этих стран якобы идёт обогащение ядерного топлива для того, чтобы оно стало пригодным для военных целей. Вероятно, эти события также могли стать предметом многолетних международных переговоров, но до этого дело так и не дошло. В один прекрасный день в дело вступала израильская авиация, и ядерные объекты уничтожались бомбардировкой с воздуха, без официальных заявлений, без разрешения ООН и прочих формальностей. Режим Саддама Хусейна в Ираке испытал на себе такой налёт в 1981 году, режим Башара Асада в Сирии – в 2007-м. Израиль даже получал в свой адрес порцию осуждений из мировых столиц, но никаких долгосрочных последствий у этих осуждений не было. И сейчас складывается ощущение, что такая же судьба может ждать иранский ядерный проект. 

Недавно премьер-министр еврейского государства Нафтали Беннет на встрече с канцлером ФРГ Меркель объявил, что Иран как никогда близок к получению ЯО, и в этой ситуации ответственность за недопущение такого исхода ложиться на Израиль. В Тегеране внимательно следили за судьбой своих арабских соседей, и свои наиболее важные ядерные объекты разместили внутри горных склонов, под защитой каменной толщи. 

Однако заявление Беннета наводит на мысль, что Израиль готов повторить свой прежний успешный опыт в третий раз. Причём, как показали прошлые события, он не будет согласовывать свои действия ни с кем, включая своего главного союзника – США. Возможно, как раз с этим связана резкая активизация усилий западных стран вернуть Иран за стол переговоров. С разной риторикой, но США и ЕС дают Ирану понять, что лучше бы урегулировать вопрос дипломатическими мерами. Тем более что президент в Штатах уже давно не Трамп, а Джо Байден неоднократно показывал, что готов исправлять ошибки своего эксцентричного предшественника. В противном же случае, если переговоры не возобновятся в ближайшие два-три месяца, можно ожидать самого неблагоприятного развития событий. В Тель-Авиве вопрос закрытия иранской ядерной программы называют вопросом выживания Израиля, но и Иран вряд ли смирится с утратой, если Израиль всё же возьмётся уничтожить его ядерные объекты. А у Тегерана и без атомных бомб средств нанесения ущерба другим странам более чем достаточно. Поэтому возобновление переговоров и уступки с обеих сторон стали бы благом для всех, какими бы воинственными не были заявления некоторых глав государств.

Автор: Алексей Черников
ТеГИ
европа, сша, иран, ядерная программа
Поделиться
Похожие новости