Новость политики

Генсек ООН призвал налаживать диалог с Талибаном*, а некоторые страны этим уже занялись

Генсек ООН призвал налаживать диалог с Талибаном*, а некоторые страны этим уже занялись

Фото © «Московская газета»

11.09.2021 в 16:33:00
2175

Накануне генеральный секретарь ООН Антониу Гутерреш провёл пресс-конференцию, на которой, в частности, заявил, что необходимо налаживать диалог с движением Талибан* (террористическая организация, запрещенная в России — прим.ред.), которое захватило власть в Афганистане после вывода войск США и их союзников в середине августа. Он добавил, что сама организация уже находится в контакте с талибами*, однако у ООН нет полномочий признавать или не признавать какие-либо правительства, это могут делать лишь сами суверенные государства – члены ООН. Тем не менее, подобные заявления руководителя крупнейшей международной структуры показывают, что процесс признания талибов* законной властью Афганистана, похоже, начался. И через какое-то время над зданиями посольств этой страны в мировых столицах вместо флага демократического, пусть с натяжкой, но всё же современного государства может подняться знамя исламского эмирата, средневекового по форме и сути

В этой связи интересно проследить, какие страны уже начали наводить мосты с исламистами, а кто пока категорически отказывается от таких шагов. После того, как талибы* без боя вошли в Кабул и заняли правительственные здания, их представители, включая пресс-секретаря Забихуллу Муджахида и других высокопоставленных деятелей, принялись уверять мировую общественность, что Талибан* не будет таким, каким он был 20 лет назад. Все споры якобы будут решаться мирным путём, казней без суда не будет, обещали даже соблюдать права женщин, правда, какие именно – не уточняли, а также не преследовать представителей прежней власти. Не прошло и нескольких недель, как всё вернулось на «старые рельсы».

Несмотря на то, что Талибан* в РФ признан террористической организацией и запрещён, сложилось впечатление, что российские официальные лица отнеслись к новой афганской власти в лице патентованных террористов более чем лояльно. Посол России в Кабуле Дмитрий Жирнов заявил, что талибы* произвели на него хорошее впечатление, взяв под охрану российскую дипмиссию, и что это вполне «адекватные мужики», не позволяющие проникнуть в наше посольство террористам и всяким сумасшедшим». Кого еще имел в виду дипломат – непонятно, ведь они и так стояли под стенами посольства и вообще были по всему городу. То, как министр иностранных дел Лавров называл талибов* «вменяемыми людьми», в интернете не цитировал только ленивый. А когда было объявлено, что 11 сентября состоится инаугурация талибского* правительства, председатель Совфеда Валентина Матвиенко предположила, что наши дипломаты могут поприсутствовать на этом мероприятии. Правда, впоследствии пресс-секретарь президента Дмитрий Песков эту информацию опроверг, а потом талибы* вообще отменили всякую инаугурацию.

Когда Кабул только перешёл под контроль Талибана*, а большинство государств в срочном порядке эвакуировали свои посольства через единственное оставшееся окошко – кабульский аэропорт, лишь несколько стран хранили олимпийское спокойствие и вывозить дипломатов не собирались. Россия была среди них. Наших среднеазиатских соседей, среди которых Кыргызстан, Таджикистан и т.д., понять можно. Вся эта эпопея со сменой власти в Афганистане происходила у самых их границ, и этим государствам жизненно важно иметь канал информации из центра событий, чтобы адекватно реагировать на возможные угрозы своей безопасности. Остальные же из оставшихся сделали это, по большей части, из идеологических соображений. Спецпредставитель президента России по проблемам Афганистана Замир Кабулов вообще заявлял, что считает талибов* более договороспособными, чем прежнее, как он выразился, «марионеточное» правительство, поддерживаемое американцами. Китай и Иран, тоже оставившие свои посольства в Кабуле, заявляли о надеждах на мир и стабильное развитие страны при новой власти. Ещё часть мусульманских стран просто не комментировали ситуацию, словно ничего не произошло, и их дипломаты продолжили работу.

Несложно заметить, что в этой компании собрались практически все основные приверженцы антизападных государственных доктрин. Не хватало разве что Кубы с Венесуэлой, но они уж слишком далеко, и у них свои, особые способы противостоять «гегемонии» США. Однако такая расстановка приоритетов выглядит крайне тревожной. Что Россия, что Китай с Ираном, кажется, увидели в этой истории только поражение Америки, которая вынуждена была вывести свой контингент из Афганистана, и не сильно концентрировались на том, что же за этим поражением скрывается. Кстати, сам тезис о поражении тоже спорный. Если вспомнить, зачем американцы входили в Афганистан в 2001 году, то целью был разгром Аль-Каиды* (террористическая организация, запрещенная в РФ — прим.ред.). Талибы* просто попали под горячую руку, когда отказались выдать Усаму бен Ладена, США, возможно, изначально не собирались заниматься в Афганистане государственным строительством и воспитанием демократических ценностей. Но даже если признать такой запоздалый, но всё равно не слишком удачно организованный вывод войск западной коалиции поражением Штатов, что, кроме иллюзорного морального удовлетворения, из этого, вероятно, надеются вынести Россия и Китай? В обеих этих державах, претендующих на роль глобального полюса, противостоящего западному, есть проблема исламского радикализма – в России, само собой, в регионах Северного Кавказа, в КНР – в Синьцзян-Уйгурском автономном районе, который населён тюркскими народами и явно без симпатии относится к Пекину. Сейчас Талибан* заявляет, что не намерен выходить в своей деятельности за границы Афганистана и будет заниматься сугубо внутренними делами, но, напомним, права женщин талибы* тоже обещали соблюдать. Как они это делают, сейчас чуть ли не каждый день можно читать в новостях. Но даже если амбиции самих талибов* ещё долго не выйдут за пределы захваченной ими страны, нет никаких гарантий, что Афганистан снова не станет прибежищем для интернациональных исламистских группировок, как ранее Пакистан был безопасной гаванью для самих талибов*.

На экономические выгоды из сотрудничества с новой властью, на что особенно уповает Китай, продвигающий свой проект «нового шёлкового пути», тоже вряд ли можно рассчитывать. Вести в Афганистане какую-то долгосрочную экономическую деятельность чрезмерно рискованно, ведь политическая нестабильность вряд ли куда-то денется.

*организации, признанные террористическими и запрещённые в РФ

Автор: Алексей Черников
ТеГИ
оон, талибан, диалог
Поделиться
Похожие новости