Новость политики

Могут ли митинги против роста цен на электричество повлиять на политику Евросоюза?

Могут ли митинги против роста цен на электричество повлиять на политику Евросоюза?

© REUTERS / INQUAM PHOTOS

02.10.2022 в 20:21:00
3321

На европейскую протестную карту этой осени можно добавлять ещё одну точку

Митинг против инфляции и роста цен на ЖКУ состоялся в Бухаресте. Манифестация прошла в центре города, перед зданием румынского кабинета министров. По словам организаторов акции, люди вышли с требованиями принять меры против инфляции, вернуться к регулируемому рынку коммунальных услуг и отправить в отставку некоторых членов правительства, включая премьер-министра Николае Чукэ. Полиция насчитала около тысячи участников, сами митингующие утверждают, что их было около 10 тысяч. Такая разница в оценках численности типична для протестных мероприятий, и опыт подсказывает, что истина может быть где-то посередине.

Из-за конфликта в Украине и антироссийских санкций, включающих в том числе максимально быстрый отказ от российских энергоресурсов, привели к существенному увеличению общей инфляции и скачку цен на электроэнергию, часть которой вырабатывается на газовых электростанциях. За сентябрь Евростат зафиксировал рекордную в истории ЕС 10-процентную общую инфляцию, а стоимость энергоресурсов в преддверии отопительного сезона выросла сразу на 40,8%. Больнее всего кризис бьёт по сравнительно менее богатым государствам Восточной Европы. Они же стали эпицентром протестов, прокатившихся за месяц по нескольким странам.

Самые массовые митинги собирали оппозиционные движения Чехии. Несколько недель назад демонстрация в Праге привлекла около 70 тысяч участников, а 28 сентября на Вацлавскую площадь вышли около 20 тысяч человек, что говорит о нисходящей тенденции протестной активности. Аналогичные акции проходили в других крупных городах республики – Брно, Остраве, Пльзене и т.д. И в случае с Чехией палитра требований оказалась более широкой, а главный бенефициар происходящего – более очевидным. Помимо немедленного заключения прямых газовых контрактов с РФ для снижения цены топлива митингующие потребовали прекратить поддержку Украины и обеспечить военный нейтралитет Чехии, т.е. как минимум выйти из военной организации НАТО.

Последние требования с экономикой напрямую не связаны, зато очень хорошо согласуются с условиями, которые Москва выдвигала Евросоюзу для нормализации отношений. В частности, ещё в декабре 2021 года Россия выдвинула предложения, согласно которым инфраструктура НАТО должна была вернуться в границы 1997 года, то есть альянс, по мысли Кремля, должен вывести свои подразделения и военные объекты с территории восточноевропейских членов, включая Чехию, Польшу, Словакию и др. Тогда в НАТО отвергли эти предложения, а теперь с аналогичными требованиями, по совпадению, выступают протестующие в самих европейских столицах.

Издание New York Times после пражских митингов предсказывало тяжёлую с политической точки зрения зиму в ЕС, поскольку подобные протесты могут повторяться в разных странах и даже приводить к политическим кризисам. Журналисты также отмечали особенно активную роль крайне правых партий в организации таких протестов. К примеру, в ФРГ митинги с антиправительственной повесткой организует «Альтернатива для Германии», также известная тёплыми отношениями с коллегами из РФ. Сегодня же акция протеста против антироссийских санкций и за запуск газопровода «Северный поток – 2» проходит в городе Цвиккау на востоке Германии. У протестов в ФРГ масштаб более скромный, однако повестка в целом похожа на чешские и румынские демонстрации.

Конгресс США и правительство Великобритании ещё в 2016 году поручали спецслужбам своих стран расследовать влияние России на политику некоторых европейских партий, включая крайне правые, так как, по мнению британских и американских парламентариев, Москва через скрытое финансирование таких партий якобы пыталась лоббировать свои интересы, продвигая идею о снятии санкций и подрывая единство Евросоюза.

В последние месяцы подобные подозрения прозвучали более определённо. В связях с Россией организаторов демонстраций в Праге обвинил премьер-министр Чехии Пётр Фиала, а министр обороны Украины Алексей Резников указывал на то, что РФ может быть заинтересована во внутренней дестабилизации Евросоюза и НАТО.

Конечно, юридическое доказывание таких связей может занять очень долгое время и в итоге ни к чему не привести, однако сложно отрицать фактическое совпадение интересов российского руководства и некоторых политических сил, активно участвующих в нынешних европейских протестах.

Остаётся открытым вопрос, стоит ли ждать разрастания этих протестов до той степени, когда они реально могли бы повлиять на политику ЕС в отношениях с Россией и Украиной и на энергетическом рынке. В российском информпространстве популярна точка зрения, что волна недовольства граждан антироссийскими санкциями и сопутствующими сложностями только зарождается, а в будущем Европу ждут вынужденные изменения в политике в сторону примирения с Москвой. Так, экономист Василий Колташов убеждён, что неизбежно грядёт «восстание» народов Европы против «господства США», после которого Россия поможет восстановлению экономик европейских стран, а между ЕС и РФ вновь наладятся рабочие взаимоотношения.

Однако пока всё выглядит далеко не так радикально. Как отмечает кандидат политических наук Станислав Бышок, не стоит преувеличивать пророссийский характер протестов. Эксперт констатирует, что общественное мнение в странах ЕС преимущественно поддерживает Украину и европейскую помощь Киеву, а протестные акции направлены прежде всего на то, чтобы призвать власти смягчить экономические последствия конфликта для собственных граждан. И эта общественная активность приносит свои плоды. По состоянию на начало сентября правительства многих стран Евросоюза от Польши и Финляндии до Испании и Португалии приняли различные меры поддержки населения и энергокомпаний на общую сумму свыше 114 млрд евро.

Вряд ли следует воспринимать массовые протесты в европейских странах как нечто необычное и даже чрезвычайное, что должно привести к коренным изменениям во внешней и внутренней политике. Массовые акции являются нормальным и часто используемым каналом коммуникации между обществом и властью, одним из атрибутов демократии. И нынешняя волна протестов не выглядит какой-то особенной по массовости или радикализму собравшихся. Достаточно вспомнить, что в 2017-2018 годах в той же Румынии митинги против коррупции и контроля властей за судебной системой собирали по 60-100 тысяч человек. В сентябре 2022 года во Франции прошли выступления «жёлтых жилетов», требовавших повышения социальной защищённости граждан. Правительство тогда пошло на определённые уступки, однако ни к отставке руководства страны, ни к какому-то разрушительному политическому кризису это не привело.

Не исключено, что в некоторых странах ЕС в течение зимы демонстрации из-за энергетического кризиса могут повториться. Но нет никаких реальных оснований предполагать, что они приведут к радикальному изменению позиции ЕС по конфликту в Украине, отношениям с РФ или энергетической политике.

Автор: Алексей Черников
ТеГИ
румыния, митинг, евросоюз
Поделиться
Похожие новости