Новость политики

В чём уникальность предстоящих выборов в Хакасии и как относятся к ДЭГ в других регионах?

В чём уникальность предстоящих выборов в Хакасии и как относятся к ДЭГ в других регионах?

Фото © «Московская газета»

28.03.2023 в 21:24:00
3829

Правительство Хакасии выразило нежелание пользоваться на предстоящих региональных выборах системой дистанционного электронного голосования (ДЭГ). Что за этим может стоять и насколько прочны позиции действующего губернатора Хакасии Валентина Коновалова?

Для главы Хакасии — коммуниста Валентина Коновалова — важно, чтобы выборы прошли максимально прозрачно, сказал «Московской газете» политолог Константин Калачёв.

«Чтобы не было даже возможности какой-либо скрытой мобилизации голосов или какого-то влияния на результаты. Понятно, мы исходим из того, что ДЭГ адекватно отражает выбор людей, но глава Хакасии, видимо, думает иначе», — отметил политолог.

Политик, которого называют соперником Коновалова на предстоящих региональных выборах, «единоросс» Сергей Сокол – ставленник Чемезова и «Ростехнологий», сообщил Константин Калачёв. Однако, по мнению Калачёва, даже при таком покровительстве шансы политика на победу далеко не абсолютны.

«Попытка политической карьеры уже была у Сергея Сокола в Иркутской области, теперь – в Хакасии, при этом среди самих «единоросов» нет единого мнения о кандидатуре Сокола, – говорит Константин Калачёв. – Для Сокола очень важно, чтобы дистанционное электронное голосование как инструмент использовалось на выборах в регионе. Поскольку даже внутри «Единой России» о его кандидатуре нет единого мнения, в какой-то степени она пролоббирована «извне».

С другой стороны, у действующего главы Хакасии Валентина Коновалова в регионе проблемы с эффективностью деятельности, доверием людей и качеством регионального управления, отметил политолог.

«Обычный молодой человек, которого «вынесло на волне». По большому счёту, это произошло случайно. Голосовали в регионе не столько за Коновалова, сколько против бывшего главы региона Виктора Зимина», – считает собеседник издания.

При этом, как заметил Калачёв, Москва всё-таки решила не снимать Коновалова, он не является большим раздражителем, федеральный центр его кандидатура вполне устроит. «Хотя, конечно, кандидатура от «Единой России» была бы предпочтительнее для многих, – подчеркнул эксперт.

Возможно, что против использования ДЭГ выступят и другие регионы, кроме Хакасии?

«От ДЭГ незачем отказываться никому, кроме коммунистов. Но если, например, Москва в Орловской области поставит на действующего губернатора-коммуниста, зачем ему отказываться от ДЭГ? Тут вопрос только технической подготовки, вопрос расходов. Но не идеологический. Дело в том, что в Хакасии на предстоящих выборах – ситуация реальной конкуренции в борьбе за кресло главы. В каком ещё регионе сейчас подобная ситуация?» — подчеркнул Константин Калачёв.

«Это единственный прецедент, когда именно правительство региона не хочет внедрять ДЭГ, так как это сработает не в пользу действующего главы Хакасии, губернатора-коммуниста, который не хочет усложнять себе жизнь, — считает политолог, президент Центра развития региональной политики Илья Гращенков. – Во всех других регионах ситуация ровная: власть поддерживает ДЭГ. Так что тут Хакасия уникальна».

Как относятся к системе ДЭГ в других регионах РФ?

Как говорят собеседники «Московской газеты» в Новосибирской и Ростовской областях, большого возмущения, как и больших симпатий к удалённому голосованию ожидать не стоит.

«Власть относится к ДЭГ хорошо, особенно, когда не слишком уверена в ходе выборов, – рассказал изданию новосибирский политолог Алексей Мазур. – Оппозиция относится к ДЭГ плохо, считая, что этот способ голосования не защищён от фальсификаций и не поддаётся контролю. Мол, невозможно приставить наблюдателей, невозможно доказать подлинность голоса избирателя, потому что проголосовать на компьютере может абсолютно любой человек. В своё время в Москве традиционные избирательные участки в одних районах показали победу «Единой России, в других – оппозиционеров, а по результатам ДЭГ все оппозиционеры проиграли. Эту ситуацию можно объяснить по-разному, но из неё понятно, как относится к ДЭГ оппозиция. Так как в Хакасии губернатор – из КПРФ, правительство региона решило отказаться от ДЭГ. А в Томской области губернатор – от «Единой России», и совсем не обеспокоен проблемой дистанционного электронного голосования. Думаю, когда дело дойдёт до выборов в Новосибирской области, наша Общественная палата выступит с горячей поддержкой, как и большинство депутатов Заксобрания области, и сам губернатор Андрей Травников. А наша оппозиция — как системная, так и несистемная, относится к ДЭГ отрицательно. Кроме, может быть, ЛДПР. Да и у нее могут найтись свои причины для недовольства. Но пока все молчат. Негатив по отношению к ДЭГ может появиться ближе к выборам, но не думаю, что он будет критичным. Мэр Новосибирска, коммунист Анатолий Локоть, тоже не высказывался по поводу ДЭГ, ссылаясь на то, что слишком занят городским хозяйством. От КПРФ можно будет ожидать только номинального недовольства. В целом, по этому поводу – тишина. Может быть, наш регион и заявлял о своей готовности к ДЭГ, но сделал это бесшумно».

По мнению новосибирского политолога, в Алтайском крае у главы региона Виктора Томенко есть определённая электоральная проблема в связи с позициями конкурента губернатора на предстоящих выборах – коммуниста Марии Прусаковой.

«Организованный Прусаковой митинг в Бийске против повышения коммунальных тарифов набрал 1000 человек, при этом аналогичный митинг в Новосибирске, превышающем Бийск по населению в 5 раз, набрал всего 300 участников. Выборы в Алтайском крае пока выглядят более конкурентными, чем в Новосибирской области», – заметил Алексей Мазур.

Связаться с Марией Прусаковой по поводу отношения к ДЭГ на Алтае «Московской газете» пока не удалось, но помощник политика заверила, что это можно будет сделать ближе к началу апреля.

«В Ростовской области ДЭГ уже проводили в 2021 году, но что у нас есть какая-то любовь населения к этому способу голосования, не сказал бы, — сообщил «Московской газете» политолог, кандидат философских наук, доцент кафедры теоретической и прикладной политологии ЮФУ Дмитрий Абросимов. — В 2021 с помощью Ростовской области голосовали Донецк и Луганск. Так что энтузиазм по поводу ДЭГ в Ростовской области – это в основном избиратели Донецка и Луганска. Наше же население привыкло голосовать традиционно: участки голосования в области маленькие, находятся недалеко друг от друга, всё довольно компактно. Но, с другой стороны, какого-то активного недовольства по поводу дистанционного голосования ожидать не стоит. Хотя, при этом и широкой поддержки ДЭГ в Ростовской области нет».

В Нижегородской области проблема ДЭГ не обсуждается, сообщила «Московской газете» нижегородский журналист, социолог, политолог Валентина Бузмакова.

«Нижегородская область выразила желание участвовать в ДЭГ, губернатор Глеб Никитин как политический «отличник», это уже показал — рассказала Валентина Бузмакова. – При этом в обществе проблема ДЭГ никак не обсуждается. У города и области при действующем губернаторе есть другие проблемы: под нижегородским Кремлём снова произошёл сход грунта, в связи с ремонтом подъёмника, а в окрестном Дзержинске – огромные проблемы с экологией, ценами, коррупцией. Местные коммунисты могли бы воспользоваться этой повесткой, но ярких фигур среди них, на мой взгляд, нет, оппозиционные партии не показывают своей оппозиционности. Что касается ДЭГ, лично я не доверяю этой системе голосования. Но это всё-таки больше проблема Москвы — у столицы есть и положительный, и отрицательный опыт дистанционного голосования. А Нижний Новгород – очень провинциальный город. При Немцове (Борис Немцов — российский политический и государственный деятель, — прим.ред.) тут ещё была какая-то общественно-политическая жизнь, к настоящему же моменту город сильно «заболотился».

Автор: Николай Васильев
ТеГИ
дэг, выборы, хакасия
Поделиться
Похожие новости