Новость политики

Востоковед Котков назвал сценарии развития событий в тайваньском вопросе

Востоковед Котков назвал сценарии развития событий в тайваньском вопросе

Фото © «Московская газета»

21.07.2024 в 12:15:00
2200

В январе этого года на президентских выборах в Китайской республике победу одержал кандидат от правящей Демократической прогрессивной партии (ДПП) Лай Циндэ. В отличие от своей предшественницы, Цай Инвэнь, он взял более мягкий курс, выразив в своей инаугурационной речи готовность к возобновлению сотрудничества с материковым Китаем для начала в сферах туризма и образования. Несмотря на это, напряженность в Тайваньском проливе сохраняется. Из-за обострения кризисов в различных частях мира и роста внимания к предстоящим выборам в США, казалось бы, ситуация вокруг острова ушла из повестки дня

Однако это не значит, что тема перестала быть актуальной, сказал в интервью «Московской газете» востоковед, писатель, переводчик и руководитель Центра изучения стран Дальнего Востока Кирилл Котков.

Кирилл Анатольевич, в каком случае КНР может вернуть Тайвань?

— В настоящее время КНР не контролирует остров. В последние годы Китай очень часто стал проводить учения в Тайваньском проливе, которые носят характер, явно направленный на то, чтобы в случае военных действий установить морскую блокаду Тайваня и полностью отсечь остров от возможной помощи США и их союзников. В настоящий момент Китай имеет шанс вернуть Тайвань скорее всего в том случае, если в США, например, на почве выборов или по какому-то другому поводу случится мощный политический кризис, в результате которого США будут заняты решением собственных проблем и у них физически не будет возможности помочь Тайваню.

Учитывая нежелание Тайваня присоединиться к Китаю и стремление США использовать Тайвань как рычаг давления, какие сценарии развития событий в тайваньском вопросе наиболее вероятны?

— Сложно предугадать, как именно будет развиваться ситуация в Тайваньском проливе сегодня. Я не исключаю сценарий, в котором Китай ожидает истощение ресурсов Запада из-за поддержки Украины для возвращения Тайваня под свой контроль, так как ослабление Запада играет на руку Китаю.

Однако есть сценарий, которого китайское руководство значительно опасается, а именно вовлечения в кризис своего давнего союзника, КНДР. Одно дело – локальная операция по возвращению Тайваня, а другое дело разрастание ее в полномасштабную конфронтацию на Дальнем Востоке.

Сегодня Китай продолжает использовать санкции как один из способов сокращения военной поддержки Тайваня со стороны США. Недавно КНР ввела новый пакет в отношении одной из крупнейших в мире американских компаний по продаже оружия Lockheed Martin. Как повлияют эти меры на дальнейшие действия Вашингтона?

— Это никак не повлияет на действия США в этой части мира. Еще в 1989 году США наложили эмбарго на продажу оружия Китаю. Единственный способ ограничить поставки оружия – блокада Тайваня.

Си Цзиньпин заявил, что никакие силы не могут разделить материковый Китай и Тайвань. КНР продолжает считать остров своей исторической территорией, на которой проживает этническое население Китая. Каким образом и возможно ли мирное разрешение ситуации в Тайваньском проливе?

— Все заявления Си Цзиньпина о неделимости материкового и островного Китая – риторика, которая сводится к одному: «Тайвань – наша территория, и мы никогда не откажемся от своих претензий на него». Китай в данном случае защищает свои интересы.

Из этого вытекает вопрос: возможно ли мирное объединение в существующих условиях?

Уже не раз были предприняты попытки его реализации. Например, программа «Одна страна – две системы» в отношении Гонконга и Макао изначально задумывалась для присоединения Тайваня. Однако, как оказалось, жители Гонконга не очень рады тому, что они входят в состав Китая. Оказалось, что все не так просто. После революции зонтиков и гонконгского «Майдана» (сначала в 2014 г., а потом 5 лет назад) был поставлен жирный крест на всех планах мирной инкорпорации Тайваня в состав материкового Китая. И самое важное: за 70 лет на Тайване выросло поколение людей, для которых Китай — историческая родина, но не более того. Они ощущают себя больше тайваньцами, нежели китайцами. С каждым годом Тайвань все дальше отдаляется от Китая. Китай делает один шаг навстречу присоединению Тайваня, а Тайвань – два шага назад.

Несмотря на непростую ситуацию по обе стороны пролива, разрешение проблемы было бы возможным, но намного ранее. Наиболее благоприятный момент для мирного объединения был тогда, когда Китай присоединил к себе Гонконг и Макао, конец 90-х - начало нулевых. Тогда о чем-то можно было говорить.

— Что удалось сделать Китаю за эти годы в рамках тайваньского вопроса?

— Ему удалось в некоторой степени подвязать Тайвань на китайский рынок. Дело в том, что еще с 90-х гг. тайваньские бизнесмены активно инвестировали в Китай, и значительная часть товарооборота между двумя берегами Тайваньского пролива – завязана на континент. Китайское руководство активно работало с бизнес-кругами Тайваня по линии «одна страна – две системы». Однако Китай мало, а то и вовсе не работал с широкими массами людей на Тайване. В итоге широкие массы не хотят быть его частью, им и так неплохо живется. Они бы хотели сохранить тот статус-кво, который у Тайваня есть. То, что Тайвань – частично признанное государство – ничего страшного, потому что с тайваньским паспортом можно по визе и без нее попасть в любую страну, в том числе и в Россию.

Статья написана в рамках проекта «Дизайн смысловых пространств».

Автор: Беседовала Дарья Клюенкова, МГИМО
ТеГИ
Китай, Тайвань, остров, востоковед
Поделиться
Похожие новости