Новость политики

«Взрывное» Средиземноморье: почему Турция интригует заявлениями о новом месторождении газа

«Взрывное» Средиземноморье: почему Турция интригует заявлениями о новом месторождении газа

Фото © «Московская газета»

17.01.2023 в 11:13:00
3746

Турция заявила, что отказала мировому энергогиганту в совместной разработке нового месторождения газа в Чёрном море, сообщила «Lenta.ru». Компания предлагала Турции половину рыночной стоимости месторождения в обмен на его совместную разработку, передаёт издание

«Название крупного энергоигрока не раскрывается, так как есть определённые договорённости. Но, возможно, речь идёт о нескольких крупных западных компаниях: Royal Dutch Shell, ExxonMobil, British Petroleum Total, – сообщил «Московской газете» политолог, специалист по Турции и Ближнему Востоку Дмитрий Бридже. — Турция хочет сохранить свою независимость в добычи нефти, чтобы никто не смог ставить свои условия, о чем президент Турции неоднократно заявлял в своих выступлениях. Анкара хочет получить независимость от других государств в нефтяном вопросе. В прошлом страна не могла пойти на такие шаги, но президент Эрдоган вывел Турцию на новый этап».

Запад хочет использовать Турцию как способ выхода из энергетического кризиса, вызванного отказом от российских энергоносителей, но Турция скорее хочет сыграть на кризисе в свою пользу?

«Да, Турция хочет получить независимость в энергетике от других стран, возможно, даже от России в будущем, так как у Турции есть свои приоритеты и свой взгляд на мировой порядок, который отличается от российского по многим параметрам. В Турции иная политическая система, у неё иной взгляд на мировой порядок, чем у России, Турция поддерживает оппозицию в Сирии и является членом НАТО», — пояснил эксперт.

При этом, в политике Эрдогана есть основной вектор на интеграцию в Евросоюз, отметил политолог.

«Европейский курс развития для Турции является безальтернативным, по крайней мере, на уровне действующего руководства. А скоро в Турции выборы, и данная тема будет опять подниматься, но только уже конкурентами Эрдогана», – прогнозирует собеседник «Московской газеты».

Заявление об отказе «делиться» месторождением газа с крупными западными энергетическими компаниями и всё происходящее вокруг этого многие ошибочно связывают с так называемым Лозанским договором, отметил Дмитрий Бридже. (Договор от 1923 года, согласно которому Турция, по итогам Первой мировой войны, отказалась от территориальных претензий на восстановление Османской империи, но закрепила свои суверенитет и независимость, – прим. авт.).

В 2023 году Лозанскому договору исполняется 100 лет, в связи с чем возникает вопрос о сроке его действия и возможном усилении экономических и геополитических амбиций Турции в том случае, если договор теряет силу.

С неожиданной стороны осветил для «Московской газеты» ситуацию с газовым месторождением и Лозанским договором востоковед, директор Центра изучения новой Турции Юрий Мавашев.

«В том, что Турция отказалась разрабатывать месторождение газа в Чёрном море вместе с западными компаниями мало удивительного: во-первых, заявленные запасы месторождения могут оказаться весьма далеки от реальности, а избежать утечки информации туркам бы хотелось, – отметил эксперт. – Не говоря уже о том, что речь может идти об игре на электорат Эрдогана: на носу парламентские и президентские выборы».

У Лозанского договора нет «срока действия», добавил востоковед.

«Эта информация распространяется исключительно для того, чтобы играть на явных и скрытых страхах народа. Договор, определяющий нынешние водные, территориальные и воздушные границы Турции и её суверенитет, не могут быть предметом обсуждений, то есть, Лозанский договор является бессрочным», – сказал директор Центра изучения новой Турции.

Другое дело, что Турция и Греция находятся в полушаге от конфликта, сообщил востоковед.

«Конфликта, который может вылиться в открытое противостояние с применением всех сил и средств, – пояснил Юрий Мавашев. – В НАТО, тем не менее, попытаются если не исключить, то во всяком случае свести к минимуму такой сценарий. Но рычаги воздействия на Турцию весьма ограничены. Это тоже надо учитывать, особенно в последние 5-10 лет, видя стремительное развитие турецкого ВПК. И это касается далеко не только беспилотников, но и ракет малой и средней дальности, а также бронетехники».

Эксперт также обратил внимание на то, что у возможного конфликта, как и у заявлений по месторождению газа в Чёрном море, энергетическая подоплёка.

«Напомню, что в Восточном Средиземноморье планируется создание трубопровода EastMed (проект стран «энергетического треугольника» — Греции, Кипра и Израиля — по транспортировке морского природного газа в Грецию и страны Европы, – прим.авт.). Вся турецкая политика в этом регионе связана, прежде всего, с трубопроводом EastMed. Турция очень хотела бы, чтобы её пригласили участвовать в разработке газовых месторождений в Восточном Средиземноморье. Но страны EastMed не очень этого хотят. Здесь, я считаю, и причины конфликтов. Насколько мне известно, на данный момент Турция договорилась о своём участии в проекте газопровода со всеми странами, кроме Греции. А 2023 год и тема договора – это просто символика цифр», – заключил Юрий Мавашев.

Автор: Николай Васильев
ТеГИ
турция, газ, месторождение
Поделиться
Похожие новости