Новость политики

Яков Якубович после встречи с Сергеем Собяниным в отделении переливания крови не исключил, что будет выдвигаться в мэры

16.06.2020 в 16:38:00
3765

15 июня мэр Москвы Сергей Собянин посетил отделение переливания крови городской клинической больницы № 52, которая стала одной из пяти наиболее загруженных больными с коронавирусом.

Как заявил градоначальник, более 80 тыс. москвичей стали донорами крови.

Среди добровольцев оказался глава муниципального округа «Тверской», почетный донор России Яков Якубович. Напомним, в 2018 году Яков Якубович планировал принять участие в выборах мэра Москвы, но после победы в праймериз снял свою кандидатуру в пользу оппонента по партии Сергея Митрохина. Подробностями встречи с градоначальником и своими впечатлениями о ней Яков Якубович поделился с «Московской газетой».

Яков Борисович, Вы давно сдаёте кровь и являетесь почётным донором России. Сколько раз Вы уже сдали кровь?

— Да, больше 12 лет. Не могу сказать, сколько раз сдавал, не считаю. Получил я «почётного донора» в 2016 году, набрав 40 кроводач. Значит, учитывая, что сдаю я тромбоциты и кровь около 10 раз в год, думаю, всего — больше 70 раз точно.

— Вы случайно оказались в отделении переливания в тот момент, когда там был мэр?

— Практически случайно. Я собирался накануне в субботу сдать кровь или тромбоциты, но в регистратуре мне сказали, что пока запасов достаточно и предложили приехать в понедельник, 16 июня. В отделении переливания я заметил некоторую суету и напряженность, а когда спросил, что происходит, мне ответили, что ожидают мэра. Он приехал как раз в тот момент, когда подошла моя очередь заходить в операционную.

Признаться, выглядело это достаточно странно. Несколько десятков сотрудников службы охраны, какие-то списки, пристальные взгляды. Не могу понять, зачем столько суеты? Тем более, что в общем-то, если бы мэр нагрянул внезапно без предупреждения, все было бы точно так же, поскольку отделение всегда работает и принимает доноров без особых сложностей. Когда я стану мэром, я не буду столько уделять этому внимания.

— Мэром? Вы серьезно? У Вас ведь была уже такая возможность, но Вы не стали участвовать в выборах в 2018 году после победы в праймериз партии «Яблоко». Получается, Вы не отказались от идеи попробовать свои силы в роли градоначальника?

— Не думаю, что сейчас подходящий момент обсуждать эту тему. Но да. Мой ответ утвердительный. Не только не отказался, но и полон решимости исправить свои прошлые ошибки. Мне кажется любой политик, имеющий амбиции, способности и видение, должен ставить себе такую планку, которая ему кажется реалистичной и желанной, и стремиться к тому, во что он верит, для чего он предназначен.

— Это была Ваша первая встреча с мэром?

— Ну если можно так выразиться. Да, раньше мы никогда не встречались. Один раз я видел на совещании по военному призыву его заместителя Анастасию Ракову, но лишь издали, и мы не разговаривали ни разу ни с ней, ни с другими его заместителями. Я не уверен, что они даже знают, как я выгляжу. Так уж система государственной власти выстроена. Местное самоуправление практически не видят сверху. И заявить о себе ему крайне сложно, почти нереально. Разве что открыто объявить войну, как некоторые мои коллеги. Но это не мой путь.

— Ваши отношения с правительством Москвы нельзя назвать тёплыми?

— На муниципальных выборах я был выдвинут партией, оппонирующей властям по многим вопросам (РОДП Яблоко – прим. ред.). Хотя нам удаётся находить общий язык для решения вопросов местного значения в интересах жителей, разногласия остаются. Впрочем, Отто фон Бисмарк сказал: «Политика — искусство возможного». Вацлав Гавел поправил: «…искусство НЕвозможного». А я говорю: «Политика — искусство реального (или нереального)». В ней нет места категоричности: деля на чёрное и белое, принимая одну из этих крайностей, покупаешь билет в один конец. Однако следует помнить, что люди — главный фундамент поддержки, на который нужно опираться.

Мне кажется, мы слишком далеко ушли от донорства…

— Да, кажется так. Как Ваше впечатление от встречи с мэром Сергеем Собяниным?

— Как-то мне рассказывала одна моя добрая и хорошая знакомая, как мэр приехал осматривать после капитального ремонта учреждение, которым она руководит. Как всегда градоначальника поводили по учреждению, но вдруг неожиданно знакомая предложила ему зайти на пять минут и выпить чайку, поболтать. И он не только согласился, но и на глазах у изумлённой свиты спокойно пошёл в кабинет и провёл там не пять минут, а полчаса. Вроде нормальное поведение нормального человека. Но только не для лиц, занимающих такие посты. И не для России.

Я рассказываю эту историю для того, чтобы подчеркнуть: как бы далеко мы ни забрались, как высоко ни взлетели, нужно оставаться людьми, быть близкими к народу, к гражданам, чувствовать и понимать их интересы, а не только жить цифрами и докладами советников и принимать решения только на основании технократических доводов.

— Хорошо ушли от ответа. Видно, что в политике Вы пойдете далеко.

— Ну перестаньте.

— Не скромничайте. Мы видели в сюжете на ТВЦ, как вы что-то обсуждали с мэром. Хотя в эфире не рассказали, что именно. Наверное, Вы ему говорили то, что давно хотели сказать?

— Не понял вопроса.

Вы как-то живо жестикулировали, как будто эмоционально объясняя ему какие-то проблемы.

— К сожалению, как раз о проблемах-то сказать не очень много удалось. По крайней мере в той степени, в какой хотелось. Я все-таки считаю, что «хороша ложка к обеду», и в уместной обстановке нужно говорить уместные вещи. Конечно, я говорил о донорстве. О той работе, которую ведут сейчас врачи в условиях околовоенного положения. О том, как важно организовывать подбор и поиск именно безвозмездных доноров, главная мотивация которых — помощь людям и спасение жизней, а не деньги. Поблагодарил главврача 52 больницы Марьяну Лысенко, коллектив отделения переливания ГКБ 52 и заведующую Оксану Карпову, главного внештатного трансфузиолога Андрея Буланова, которые сейчас на передовой борьбы с COVID-19. Попросил чтобы правительство Москвы не оставило без внимания их работу по привлечению именно безвозмездных доноров. Мэр сказал, чтобы не переживал, пообещал, что не оставит.

— А какие еще проблемы с донорами? Правительство Москвы ведь тратит серьёзные бюджетные средства на стимулирование доноров.

— Как всегда, «дьявол кроется в деталях». Дело в том, что в действующей системе стимулирования доноров есть так называемые «меры социальной поддержки» в виде денежного вознаграждения. Для тех, кто сдал плазму с антителами AgG, например, выплачивают 5000 рублей за 600 мл. За один тромбоцитоферез – 5760 рублей. А за 10 тромбоцитоферезов в течение года – еще 62 400. То есть сдав в течение года 10 раз тромбоциты (при том, что их можно сдавать каждые 15 дней) человек может получить 120 тысяч рублей. А если сдаст 20 раз (что с точки зрения интервалов вполне реально), то вдвое больше — 240 тысяч рублей. Согласитесь, для кого-то это может оказаться существенной суммой, и по этой причине донорство превращается для людей в дополнительный источник дохода. И ему может просто стать плевать не только на здоровье реципиентов, но и на свое собственное. Это не есть хорошо.

Но главное то, что эти «меры социальной поддержки» не являются денежными выплатами в их общепринятом смысле. Донор, который их получает за счёт московского бюджета, — все еще «безвозмездный». И претендует на получение знака «Почётный донор России» (Москвы — нет) и льготы, которые к нему прилагаются (бесплатный проезд по Москве и Подмосковью, льготы на ЖКУ, отпуск в любое время и так далее. В общем, мотивацией для донора становится не его гуманитарная миссия, а деньги.

«Настоящие» же безвозмездные доноры, к коим отношу себя и я, не мотивированы на доход, а в первую очередь видят свою роль в благотворительном деянии. Это и повышает безопасность, и с гуманистической точки зрения имеет под собой более нравственные основания. Я знаю, что многим моя позиция не понравится, мол «сытый голодного не разумеет», но согласитесь, превращать кровь, собственную человеческую ткань товаром – неэтично. А предлагать за это деньги – тем более.

Мы, донорское сообщество, довольно давно добиваемся, чтобы средства, выплачиваемые в качестве мер социальной поддержки донорам, были перенаправлены на решение реальных проблем кадровых и почётных доноров, причём, желательно, не в прямой монетарной форме. Это может быть расширенная медицинская страховка и обслуживание. Упрощение процедуры прохождения диспансеризации (она нужна, по крайней мере, ежегодно — сейчас это целая история и морока). Проблемы с парковками, как ни странно, тоже актуальны для доноров, которые приезжая, например, на Центральную станцию переливания на ул. Поликарпова, вынуждены парковаться за плату. Есть и другие «плюшки», которыми можно было бы завлечь доноров. Скидки на каршеринг, бесплатный доступ к велопрокату, льготы на входные билеты в музеи. И все это будет привлекать доноров. Но ориентированных уже не на прямой доход в денежной форме за кровь, а в виде поощрения за благотворительную деятельность. Причем применить эти поощрения можно не только для доноров московских учреждений, но и для всех московских доноров, в том числе тех, которые сдают кровь для федеральных центров – ФНКЦ Димы Рогачёва, РДКБ, НМИЦ Гематологии, Бакулевский центр и другие. Ведь там доноры нужны не меньше, и лечатся там в том числе и москвичи. Но принимают там только безвозмездных доноров.

Так что, как видите, проблем хватает. Только слышать нас пока что-то не очень хотят. Видимо, опасаются резкого оттока доноров, что, в общем, имеет под собой основания. Для того, чтобы этого не произошло, нельзя принимать резкие меры. Сначала попробовать. Сделать пилотные проекты. И отделение ГКБ 52 уже показало свою эффективность в привлечении безвозмездных доноров крови и компонентов, отказавшись от приёма доноров, претендующих на «меры социальной поддержки», которыми номинально фактически подменены денежные выплаты.

— Не предложили попробовать Сергею Семеновичу самому сдать кровь?

— Предложил, конечно. Но он сказал, что у него слабые вены. Бывает.

— Спасибо, Яков Борисович. Желаем Вам не только политических успехов, но и продвижения Ваших благотворительных инициатив. Сейчас это особенно востребовано.

Автор: Беседовал Алексей Нилов
ТеГИ
Яков Якубович, Сергей Собянин, донорство
Поделиться
Похожие новости