В Центральной Азии происходит пересборка системы международных отношений

Укрепление связей между Узбекистаном и Азербайджаном способно изменить баланс сил в Центральной Азии, считают собеседники «Московской газеты»
Накануне в Узбекистан с официальным визитом прибыл премьер-министр Азербайджана Али Асадов. Он принял участие в IV Ташкентском инвестиционном форуме и обсудил с узбекистанскими коллегами будущее экономического сотрудничества двух стран. Это сотрудничество развивается стремительными темпами. За первые 4 месяца 2025 года двусторонний товарооборот вырос втрое по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Для дальнейшего укрепления связей Баку принял решение открыть торгпредство в Узбекистане, а важные проекты будут финансироваться из совместного инвестиционного фонда.
Успешное развитие торговых отношений между Азербайджаном и Узбекистаном стало очередным признаком общего сближения тюркоязычных стран Закавказья и Центральной Азии. Ещё более важным событием для этого региона стало недавнее присоединение Узбекистана к Шушинской декларации. Этот стратегический документ, предполагающий не только экономическое и гуманитарное, но и военно-политическое сотрудничество, был подписан Турцией и Азербайджаном в 2021 году и до сих пор являлся двусторонним. Присоединение Узбекистана к этому союзу знаменует ещё большее усиление влияние Анкары на постсоветском пространстве. Политолог Армен Ханбабян предупредил, что такой вектор внешней политики Узбекистана выгоден не только Турции, но и Западу. Узбекистан сегодня является крупнейшей по населению и наиболее перспективной с экономической точки зрения страной Центральной Азии, а Шушинская декларация, помимо взаимопомощи в случае военной угрозы, предполагает обмен развединформацией, проведение совместных учений и содействие в развитии оборонной промышленности. Учитывая членство Турции в НАТО, выгода для других членов Североатлантического альянса выглядит очевидной. А отсутствие какой-либо значимой реакции Москвы подтверждает наличие у этих стран возможности определять свои геополитические предпочтения без согласования с РФ.
Укрепление связей
Государства постсоветского пространства при формировании внешней политики не всегда учитывают интересы Москвы, считает кандидат политических наук Игорь Егоров.
«Россия успешно действует на таких направлениях, как Латинская Америка, Африка, Индия, Юго-Восточная Азия, действительно заключены взаимовыгодные партнёрства и соглашения, которые соблюдаются. Страны, ранее входившие в состав СССР, ведут самостоятельную политику. Они сами определяют, в какие экономические, политические и военные союзы им вступать», — отметил политолог.
По мнению эксперта, укрепление связей между Турцией, Азербайджаном и Узбекистаном может иметь далекоидущие последствия.
«Это может привести к формированию невыгодных для России экономических союзов, в том числе по транспортировке и продаже различных ресурсов», — подытожил Игорь Егоров.
Закрепление на международной арене
Политолог Евгений Михайлов в беседе с «Московской газетой» подчеркнул, что создание новых союзов с участием Турции, Азербайджана и Узбекистана может не соответствовать интересам России, потому что каждая страна в условиях международной турбулентности преследует собственные цели.
«Турция несмотря на некоторые внутренние проблемы — достаточно сильная страна с большими амбициями. И неудивительно, что Узбекистан и Азербайджан, тюркоязычные страны, стремятся опираться на сильного партнёра для закрепления на международной арене. Их сотрудничество в перспективе даже может привести к созданию полноценного военного блока. Но это в любом случае это может произойти ещё нескоро, и многое зависит от реакции России», — считает Михайлов.
По мнению политолога, Баку стремится сохранить свою многовекторную внешнюю политику.
«На Азербайджан по поводу отношений с РФ оказывают большое давление Турция, Великобритания и другие. Так, Ильхам Алиев сам не приехал на парад 9 мая, но при этом отправил для участия в параде азербайджанское воинское подразделение. В то же время Баку не отказывается от гуманитарной поддержки Украины. Не стоит забывать об участии Азербайджана в объединении ГУАМ, которое полноценно так и не заработало (имеется в виду Организация за демократию и экономическое развития – ГУАМ, созданная в 1999 году. В неё входят Украина, Молдова, Грузия и Азербайджан, — прим. авт.) Конечно, России нужно делать свои выводы из этих отношений с Азербайджаном», — сказал Евгений Михайлов.
У Баку есть деньги, у Ташкента — трудовые ресурсы
Узбекистан хочет взять на себя роль транзитной страны в Срединном коридоре, рассказал «Московской газете» политолог Азамат Осмонов:
«Для страны важен Срединный коридор (проект транспортного маршрута поставки грузов из Центральной Азии в Европу, — прим. авт.) и то, чтобы этот логистический маршрут после Узбекистана шёл в Баку и дальше. Узбекистан хочет замкнуть на себе все поставки. Почему не Казахстан? Север Каспийского моря мелеет, казахские порты Курык и Актау находятся на мелководье, и было бы хорошо, чтобы грузы шли в сторону Туркменистана. С другой стороны, грузы могут идти, например, не в Китай, а в Афганистан через узбекскую железную дорогу. А там уже можно думать, куда направлять их дальше. Вопрос железнодорожного транспорта становится всё более и более актуальным, а Азербайджан хочет подчеркнуть свою важность для всех стран в регионе».
Совместная дорожная карта Азербайджана и Узбекистана охватывает более 30 проектов в различных сферах экономики, отметил политолог, глава Политической экспертной группы Константин Калачёв.
«У двух стран много общего. И обе делают ставку на суверенитет. Товарооборот между странами пока не очень велик, но растет. А главное — у Баку есть деньги, у Ташкента — трудовые ресурсы. Узбеки, например, могут заняться стройками в Карабахе. Так что часть потока трудовых мигрантов из Узбекистана могут перейти туда. Кстати, азербайджанцы могут быть полезны Узбекистану в освоении месторождений нефти и газа. Ну и опыт превращения армии Азербайджана в сильнейшую на Южном Кавказе узбеков тоже может заинтересовать», — заметил глава Политической экспертной группы.
Поворот в региональной дипломатии
Встреча премьер-министра Азербайджана Али Асадова и президента Казахстана Шавката Мирзиёева означает важный поворот в региональной дипломатии и в формировании новой траектории политического сближения между двумя ключевыми игроками Евразии, прокомментировал ситуацию «Московской газете» политолог, член РСМД Дмитрий Бридже:
«Можно сказать, что эта встреча выходит за рамки двустороннего формата и становится элементом более масштабного процесса, который меняет баланс сил в Центральной Азии и требует серьёзной оценки со стороны России. Для Узбекистана эта встреча стала ещё одним шагом в рамках стратегии усиления многовекторности и усиления региональной субъектности. После прихода к власти Шавката Мирзиёева Узбекистан стал более открытым к экономическим и политическим альянсам, при этом сохраняя дистанцию от любых интеграционных инициатив, которые могут привести к зависимости от одного центра сил. Узбекистан заинтересован в выстраивании партнёрских связей с Азербайджаном. Во-первых, это даёт доступ к Каспийскому морю и развитие водного сотрудничества. Во-вторых, это совместное противостояние рискам исламизма и трансграничной нестабильности. Для Азербайджана углубление связей с Ташкентом – это логичное продолжение стратегического манёвра: сближения с Турцией после Второй Карабахской войны, расширения экономического и политического влияния на Востоке, создания дополнительных логистических и энергетических маршрутов, а также укрепления роли Азербайджана как моста между Европой и Азией. Особую роль здесь играют экономические проекты, политическая солидарность, а также символическое лидерство в тюркском мире».
Конкуренция концепций будущего
Россия традиционно рассматривала Центральную Азию как зону своего влияния, отметил Дмитрий Бридже.
«Однако укрепление связей Азербайджана и Узбекистана, а также рост влияния Турции, Китая и ЕС в регионе может ставить перед Москвой важный вызов – сохранит ли она гаранта стабильности и основного экономического партнёра или будет вытеснена новыми центрами сил? С одной стороны, Россия активно осуществляет программы гуманитарного и экономического сотрудничества в регионе. С другой стороны, необходима диверсификация форматов взаимодействия, усиление культурной и образовательной дипломатии, а также формирование равноправных экономических альянсов. На фоне глобального кризиса системы международных отношений в Центральной Азии происходит пересборка, и на смену советской инерции приходит конкуренция концепций будущего. Есть турецкий проект культурной интеграции, есть китайский проект «Один пояс-один путь», есть западный подход точечных инвестиций и российский проект, пока опирающийся на советское прошлое», — заключил член РСМД.
6 июня вице-премьер России Александр Новак на встрече с президентом Узбекистана Шавкатом Мирзиёевым обсудил сотрудничество в сфере энергетики, финансовом секторе и высокотехнологичной промышленности. За последние годы товарооборот между Россией и Узбекистаном вырос в два раза и превысил 10 млрд долларов. Страны намерены укреплять сотрудничество.
-
В Карабах впервые за 30 лет направлена миссия ООН. Как сообщали азербайджанские СМИ, представители всемирной организации...02.10.2023 в 12:13:0017740
-
Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган на пресс-конференции по итогам саммита G20 рассказал, что на ближайшее время запла...10.09.2023 в 20:33:004014
-
В первом квартале этого года в Азербайджане сократилась добыча газового конденсата. Показатели потеряли полтора процентн...01.05.2023 в 23:46:004085
-
Сообщения о том, что российский газ меняет свое направление и будет через Азербайджан экспортироваться на европейский ры...20.11.2022 в 10:23:003740
-
По мнению экспертов, Армения, Азербайджан и Россия заинтересованы во взаимном мире25.02.2022 в 12:30:003900
-
Эксперты призывают к жесткому ответу российского государства на притеснения русских в этих странах ...13.08.2021 в 12:30:007237