Новость экономики

Что происходит с бюджетом РФ, который недополучает доходы, и как это отразится на гражданах и бизнесе

Что происходит с бюджетом РФ, который недополучает доходы, и как это отразится на гражданах и бизнесе

Фото © «Московская газета»

04.07.2023 в 10:48:00
2879

Известно, что бюджет страны на 2023-2025 гг. был принят с дефицитом в 3 трлн рублей. При этом планируемые доходы от нефтегазового сектора основывались на ожидании сверхдоходов. Однако ожидания не оправдались

«Дефицит госбюджета вырос и продолжает расти, становясь экономической проблемой главным образом из-за неспособности сырьевой модели российской экономики выдерживать какие-либо серьезные дополнительные финансовые нагрузки», — рассказала «Московской газете» экономист, доктор экономических наук, профессор РАНХиГС Елена Румянцева.

Главный финансовый документ страны еще на стадии обсуждений вызвал споры. Председатель Госдумы Вячеслав Володин признавал, комментируя бурные обсуждения, что прогнозы могут и не сбыться: «Этот бюджет — самый сложный за последние годы. Санкции, развитие мировой экономики практически невозможно спрогнозировать. Задача при подготовке бюджета в таких условиях — предусмотреть его гибкость и одновременно — надежность».

Дойдя до третьего чтения, законопроект так и не нашёл поддержки у коммунистов и справедливороссов. «Единая Россия» и ЛДПР согласились с доводами Минфина, который запланировал снижение дефицита бюджета и вхождение в 2025-й год почти без долгов.

Итоги первых пяти месяцев 2023 года, которые публикует Министерство финансов, заставляют задуматься: именно такие результаты ожидались? Так, общий объем доходов в бюджет страны составил 9 818 млрд рублей, «что на 19% ниже объема поступления доходов за аналогичный период 2022 года». Ненефтегазовые доходы увеличились на 9%, но при этом нефтегазовые уменьшились ровно на половину.

«Нефтегазовые доходы составили 2 853 млрд рублей и снизились на 50%, что связано с высокой базой сравнения прошлого года, снижением котировок цен на нефть марки Urals и сокращением объемов экспорта природного газа», — декларирует официальный сайт Минфина.

Недополученные доходы от экспорта нефти и газа возмещаются за счет средств Фонда национального благосостояния, размер которого на 1 июня 2023 года составил 12,3 трлн рублей (около 8% от планируемого в текущем году ВВП). На сегодняшний день фонд пополняется за счёт доходов, получаемых от размещения средств на счетах в иностранной валюте в Банке России, депозитах в ВЭБ.РФ, разрешенных финансовых активах.

Справка: В 2022 году доходы федерального бюджета — 27,77 трлн рублей, расходы — 31,11 трлн рублей, дефицит — 3,35 трлн рублей.

Дефицит компенсировали из ФНБ, и он стал одним из крупнейших в истории России.

Вместе с тем пока сложно спрогнозировать, будет ли ФНБ пополняться за счёт продажи нефти и газа, как это было ранее. Глава Минфина Антон Силуанов предупреждал, что отчислений в фонд не будет, если цена на нефть опустится ниже 70 долларов за баррель. Учитывая реалии, расходование накоплений для компенсации растущих потерь бюджета продолжится.

Пока Россия переориентирует экспорт нефти на азиатский рынок, который демонстрирует готовность поиска преодоления препятствий, изобретая способы оплаты поставок и прыгнув выше установленного ЕС «потолка» в 60 долларов за баррель. Удастся ли нарастить планируемые объемы поставок российской нефти в Индию, сохранив приемлемую цену, а также укрепиться на азиатском рынке, — вопрос сложный, принимая во внимание давление Запада.

Ужесточение санкций, сокращение поставок сжиженного природного газа в Европу и снижение цены на ресурс могут привести к росту планируемого Россией дефицита бюджетных средств. К сожалению, экономическая модель по-прежнему демонстрирует высокую зависимость от сбыта углеводородов, и в этом кроется её уязвимость.

«Система государственного управления в России не была повернута на скрупулезный экономический счет и жесткую экономию затрат, а ориентировалась на сырьевые доходы в условиях наличия большого количества непроизводительных трат, — констатирует экономист Елена Румянцева. Если не производить перераспределение дефицитных сейчас бюджетных средств с ограничения непроизводительных затрат на значимые для большинства населения статьи, проблемы дефицита будут обостряться».

«Ситуация действительно складывается, исходя из доходов нефтегазового сектора РФ. И поскольку в бюджете сначала был запланирован доход от 70 долларов за баррель, сейчас уже от 60 долларов, — считает финансист Андрей Плотников. — Закономерно предположить, что если цена на нефть и другие энергоресурсы будут снижаться, то дефицит бюджета будет продолжать расти».

Эксперты предполагают, что российскому бюджету не удастся уложиться в планируемый «водораздел» между доходами и расходами в 3 млрд рублей, и уже к концу 2023 года разрыв может оказаться как минимум в два раза больше. Отсюда возникает вопрос: за чей счёт будут закрывать возникающие бреши.

Впрочем, некоторые решения найдены. Так, правительство уже увеличило налоговую нагрузку предприятий нефтегазового сектора, что должно принести в бюджет триллион рублей. На днях депутаты Госдумы одобрили закон о введении налога на сверхприбыль для предприятий, годовой оборот которых превысил 1 млрд рублей. Такие компании (правда, не все) обязаны заплатить в бюджет 10% от превышающего данную сумму дохода. Ожидается, что мера позволит пополнить бюджет на 300 млрд рублей, которые направят на социальные нужды.

«Возможно, государство не раз прибегнет к такому инструменту. Скорее всего эта помощь станет не единовременная, а будет стабильная, в зависимости от определенного дохода компании», — предполагает Андрей Плотников.

Периодически в информационном пространстве находят отражение и предложения об увеличении налоговых отчислений для богатых россиян, звучащие со стороны представителей депутатского корпуса и общественности. Налоговую ставку для таких граждан предлагается поднять до 20%, а не до 15%, которые сегодня обязаны перечислять те, у кого доход за год превысил 5 млн рублей.

А вот граждан, имеющих доходы менее прожиточного минимума, предлагают, напротив, освободить от НДФЛ, соответствующий законопроект был разработан ЛДПР и направлен на отзыв в правительство РФ.

Депутат Госдумы, замруководителя фракции либерал-демократов Ярослав Нилов уверен, что прогрессивная шкала налогообложения, которая существует в ряде стран, принесла бы дополнительные доходы в российский бюджет.

«В 2001 году была введена плоская шкала (13% НДФЛ), позже она была дополнена шагом до 15%. Тогда ситуация в экономике была действительно плохая: деньги в конвертах, «серая» и даже «черная» зарплата. С тех пор многое изменилось. Сейчас трудовая деятельность фиксируется в системе персонифицированного учета, которой занимается новый социальный фонд. Работают контрольные надзорные органы, скоро будет работать система искусственного интеллекта. Серьезные штрафы и даже уголовная ответственность существуют за неуплату налогов. Если человек получал миллион в месяц, а вдруг стал получать сто тысяч, то сразу будут возникать вопросы: почему ваша позиция не меняется, а зарплата меняется в меньшую сторону. Конечно, какая-то часть может и будет получать зарплату в конвертах, подобная проблема существует не только в нашей стране. Прогрессивная шкала нужна. Освобождать от подоходного налога в принципе тех, кто получает мало, и повышать налог тем, кто получает много — вот принципиальная позиция ЛДПР», — говорит депутат.

«Применение прогрессивной ставки НДФЛ возможно, но зависит от множества факторов, включая реакцию общества и бизнеса, — считает кандидат экономических наук Пётр Щербаченко. — Необходимо учесть, что это изменение может привести как к дополнительным средствам в бюджете, так и к появлению схем уклонения от налогообложения. Таким образом, перед внесением поправок в налоговое законодательство необходимо провести тщательное исследование и оценку последствий».

Финансист Андрей Плотников предполагает, что ставки НДФЛ всё же будут расти, но постепенно: «Последнее изменение с 13% до 15% на сверхдоходы для граждан — это уже колоссальное изменение за последние 15 лет налогообложения в России. По поводу того, что предприятия уйдут в тень, так у нас и так теневой сектор экономики в России довольно внушительный. Крупному бизнесу проще заплатить, чем поплатиться за незаконные схемы. Что касается малого бизнеса и граждан, думаю, на государственном уровне нужна аргументированная мотивация не скрывать доходы, а работать «по белому». Пока же в России существуют и зарплаты в конвертах, и «черные» зарплаты, а государство недополучает огромное количество денег. Хороший пример — добровольные пенсионные отчисления, которые застрахованы государством на 2,8 млн рублей. Кроме того, нужно развивать внутренний фондовый рынок. Чем больше люди будут инвестировать в публичные российские компании, тем больше компании будут получать доходов, вкладывать в собственное развитие. А дальше развитие не заставит себя ждать, и деньги вернутся в виде дивидендов инвесторам, а также зарплатами сотрудникам предприятий».

Владимир Слипенькин, генеральный директор «Корпорации развития Московской области», уверен, что повышение налогов — крайняя мера.

«Важно не только установить налог, но потом его и администрировать, а с этим могут быть проблемы. Физическое лицо может поменять регистрацию и тем самым избежать повышенных налогов. Будет ли это лучше для бюджета? Конечно, нет. Важно не только дифференцировать ставку, но и оценить возможности фискальных органов противостоять способам избежания повышенного налогообложения. В любой системе налогообложения важное значение имеет ее относительная стабильность и предсказуемость. Основная цель фискальной политики не только собрать максимальное количество доходов, но и создать у налогоплательщиков стимул не прятать свои доходы от налогообложения, а наращивать их. Стабильная во времени система налогообложения позволяет налогоплательщикам планировать свое будущее. Если ставки на налог будут меняться каждый год, то планировать свою деятельность, свое развитие будет очень затруднительно. И это относится не только к бизнесу, но и к физическим лицам. Поэтому увеличение фискальной нагрузки всегда негативно воспринимается налогоплательщиками. На мой взгляд, идея снова повысить ставку вряд ли найдет поддержку. Потому что прежнее увеличение ставки до 15% было относительно недавно. Государство должно стимулировать налогоплательщиков наращивать свои доходы, а не скрывать их. Люди, которые ежегодно зарабатывают более 25 млн рублей, конечно, будут заинтересованы в том, чтобы приумножить свои доходы. Они не будут прятать их дома в сейфе, а будут дальше использовать их для инвестиций и сбережения. И эти деньги так или иначе вернутся в экономику страны: либо посредством финансового рынка, либо через создание и расширение собственного бизнеса, в конечном счете — через наращивание потребления продуктов и услуг. Таким образом деньги граждан будут вовлечены в экономику, что будет стимулировать ее рост и в конечном итоге способствовать росту налоговых доходов бюджета. Это требует времени, но это создает более надежный фундамент для экономики», — считает эксперт.

Минфин уверен, что российская экономика, несмотря на сложности, развивается в рамках позитивного сценария, эксперты склонны думать иначе. Дефицит бюджета всегда означает негатив для экономики. В первую очередь это негативно отражается на ценах и, соответственно, на благосостоянии граждан.

«Балансировка бюджета за счет повышения налогов – это самая непопулярная и уж точно не единственная возможность, которую должно использовать государство, ориентируясь на формирование долгосрочных целей, — рассуждает Владимир Слипенькин. — Соотношение между государственным долгом и ВВП в России — одно из самых низких среди развитых и развивающихся экономик. Наращивание государственного долга – это один из возможных инструментов. Есть и практика единовременных фискальных решений. Например, сейчас государство и бизнес договорились сделать добровольный единоразовый взнос с сверхдоходов, но это вовсе не привело к изменению налоговой шкалы».

Экономист Елена Румянцева считает, что именно сейчас существуют предпосылки для кардинальной перестройки российской экономики.

«Но пока в условиях давления традиционно ищутся варианты сокращения расходов на малоимущих, увеличения налоговой нагрузки на большинство населения. Я полагаю, что сейчас как раз те времена, когда необходимо перестроить российскую экономику на функционирование в иных экономических условиях, развивая собственное производство, в том числе благодаря существенному снижению административного давления».

Эксперт уверена, что оптимизировать государственный бюджет можно, если ликвидировать все непроизводительные затраты, остановить работу подразделений госорганов, которые работают неэффективно, ввести прогрессивные налоговые ставки для богатой части населения, ввести действенный госконтроль за доходами и расходами чиновников, задействовать трудовой потенциал граждан, заморозить дорогостоящие проекты, пересмотреть финансирование развлекательных мероприятий.

«Нужна смена приоритетов расходования бюджетных средств», — подчеркнула Румянцева.

«Один из возможных вариантов оптимизации госбюджета — это оптимизация расходов на государственные программы и уменьшение трат на административный аппарат, — отметил Пётр Щербаченко в беседе с «Московской газетой». — Кроме того, важно укрепить контроль за использованием бюджетных средств. Активное развитие других отраслей экономики, помимо нефтяной промышленности, может помочь в сокращении зависимости от цен на нефть и обеспечить устойчивое развитие бюджета».

Автор: Светлана Андросова
ТеГИ
бюджет, россия, доходы, бизнес
Поделиться
Похожие новости