Новость экономики

Эксперты рассказали об успехах и неудачах России в восстановлении зарубежных поставок

Эксперты рассказали об успехах и неудачах России в восстановлении зарубежных поставок

Фото © «Московская газета»

28.06.2022 в 13:06:00
2484

Россия, по всей видимости, в мае уже преодолела пик спада импорта, обусловленного введением западных санкций. Об этом свидетельствуют статистические выкладки стран-экспортеров в мае 2022, которые проанализировали в «Локоинвесте»

По оценке экспертов, выбраться из провала по части иностранных закупок стране удалось благодаря восстановлению логистики и частично платежей, а также нарождающемуся параллельному импорту и увеличению закупок РФ в «дружественных» странах.

Как отмечают аналитики Инвестбанка, в апреле импорт достиг низшей точки (50% в номинальном выражении), а затем «немного стабилизировался» вблизи минус 43-45% год к году» в мае.

Можно ли согласиться с тем, что проблемы с зарубежными закупками больше не вернутся и после весеннего провала теперь все пойдет только в гору (в том числе, благодаря параллельному импорту)? По идее, последний должен быть более дорогим, но менее качественным, чем закупки напрямую.

«Данные по импорту в российской статистике теперь закрыты, однако по косвенным признакам после резкого падения он действительно начал восстанавливаться – по мере перестройки логистических маршрутов и активизации параллельного импорта. На это, в частности, указывают данные ЦБ РФ о сокращении профицита торговли товарами и услугами в мае, по сравнению с рекордным значением апреля. Как отметил глава Минпромторга Денис Мантуров, объем параллельного импорта в РФ с начала действия механизма 6 мая составил около $2 млрд, в основном, ввозились запчасти для автомобилей и потребительские товары. По словам первого вице-премьера Белоусова, если в нижней точке спада сокращение импорта составляло 50%, по сравнению с докризисным уровнем февраля, то сейчас (в июне) импорт колеблется по отношению к уровню февраля в диапазоне около 65-75%. Мы полагаем, что его восстановление продолжится, но будет происходить медленно, так как количественные возможности параллельного импорта ограничены, в особенности, по отношению к высокотехнологичным товарам инвестиционного импорта. Параллельный импорт может быть дороже официального за счет удорожания логистики и премии за возможный риск попадания посредников под вторичные санкции или претензии производителей. Может быть доступен более узкий ассортимент товаров, больше риск получить подделку, нет официальных гарантий сервиса и сопровождения», – рассказала «Московской газете» руководитель отдела макроэкономического анализа ФГ «Финам» Ольга Беленькая.

Аналитики отмечают, что восстановление импорта стало возможно во многом, благодаря укреплению рубля.

«Спад импорта поначалу был связан с комплексом факторов: закрытие корреспондентских счетов для крупнейших российских банков, отказ импортеров из ЕС, США и других стран от работы с Россией, рост курса доллара до 120 рублей. Закрытие корреспондентских счетов не позволяло физически осуществить платежи по импорту. Отказ импортеров от сотрудничества сделал так, что некому было перечислять данные платежи. А доллар по 120 рублей привел к тому, что импортные товары стали неконкурентоспособными на рынке РФ. Сейчас импорт постепенно восстанавливается, по мере преодоления проблем. Вместо доллара и евро для импорта используются юань и др., то есть валюты, которые можно конвертировать в доллар и евро на стороне получателя. На место поставщиков из США и ЕС пришли поставщики из Китая и Индии, вдруг выяснилось, что большинство продукции в мире делается в этих двух странах и достаточно убрать из этой цепочки посредников. Доллар упал к рублю до 53 рублей, а евро до 55 рублей, что сделало выгодным импорт товаров из других стран, даже при двойной потере на конвертации в другие валюты. Поэтому действительно проблемы с импортом уходят в прошлое и постепенно, к концу года, можно ждать возврата импорта к прошлогодним значениям», – пояснил исполнительный директор Департамента рынка капиталов ИК «УНИВЕР Капитал» Артем Тузов.

Но не везде все так гладко, взять хотя бы поставки автомобилей из-за рубежа.

«Пока можно говорить больше о поставках в рамках параллельного импорта. В качестве временной меры он в некоторой степени упростит ввоз в Россию автомобилей, в частности, класса премиум. В ближайший месяц ожидается поставка автомобилей через альтернативные каналы, к которым относятся ОАЭ и Германия. По такой схеме в основном поступают самые дорогие автомобили, так как у них при продаже максимальная маржинальность, что важно для людей, которые занимаются этим бизнесом. Говорить о значимой доле рано — это точечные поставки, которые не могут конкурировать с официальными импортерами. Все остальные поставки по официальным каналам, то есть через импортеров, приостановлены. Параллельный импорт вряд ли решит задачу возобновляемости автомобилей, поскольку основная проблема заключается в регламентах и ограничениях по работе с Россией со стороны производителей и ритейлеров. Дилеры ограничены действием дилерских договоров, но при желании это будет одной из опций продолжения существования бизнеса и поддержания его работоспособности. Мы готовы предоставлять гарантию на автомобили, ввезенные путем параллельного импорта, но за отдельную плату, так как это не планируется закладывать в стоимость авто. В ином случае клиенты могут приобрести автомобиль без возможности провести гарантийное обслуживание. Недавно на государственном уровне было объявлено, что ипотеку теперь можно брать под пять или семь процентов. Напрашиваются аналогичные условия на покупку автомобиля. В данном случае неважно, произвели его в России или где-то еще, нужно стимулировать спрос. Важно также не мешать дилерам налаживать бизнес в существующих условиях. Так, если государство санкционировало возможность параллельного импорта, то все ведомства, включая таможню, должны не мешать этому», — отметил в беседе с корреспондентом «Московской газеты» генеральный директор ГК «Автодом» Андрей Ольховский.

«Многие зарубежные автоконцерны приостановили работу из-за текущей геополитической ситуации и перебоев в логистике, в связи с чем сформировался дефицит. Нет проблем с поставками китайских моделей брендов Chery и Exeed, а также Haval, сборка которых происходит в России в Тульской области. Также корейские бренды продолжают выполнять свои обязательства по ввозу новых авто на территорию РФ, однако сроки появления новых Hyundai и KIA в дилерских центрах увеличились в два раза – с одного месяца до двух. Возможность ввозить автомобили по системе параллельного импорта не окажет серьезного влияния на доступность авто на авторынке России. Несмотря на то, что формально это возможно, по факту есть ряд сложностей с логистическими маршрутами. К тому же речь идет о штучных, а не о массовых поставках. В частном порядке идет большой приток новых автомобилей из Объединенных Арабских Эмиратов, но не все они адаптированы под эксплуатацию в России. Из Японии, в основном, привозят автомобили с пробегом, большинство которых – праворульные. В мае 2022 года 50% ввезенных в Россию автомобилей составили японские Toyota, Honda и Nissan, 42% из них – не старше трех лет», – сообщили изданию в пресс-службе ГК «АвтоСпецЦентр».

Автор: Сергей Путилов
ТеГИ
россия, поставки, импорт, санкции
Поделиться
Похожие новости