Новость экономики

Финансовые аналитики рассказали о будущем российского авторынка и роли Китая в нем

Финансовые аналитики рассказали о будущем российского авторынка и роли Китая в нем

Фото © «Московская газета»

16.03.2022 в 10:41:00
3046

В связи с приостановлением поставок в Россию автомобилей западного производства, а также отказом работать в нашей стране ряда японских и южнокорейских производителей, эксперты всерьез заговорили о предстоящей «китаизации» отечественного авторынка. К тому же отечественные заводы один за другим останавливают конвейеры из-за отсутствия импортных комплектующих

В интервью «Московской газете» аналитики предположили, что в скором времени доля легковых авто, произведенных в КНР, в России может достичь четверти продаж. Однако пока речь не идет о тотальном пересаживании российских автомобилистов на машины с надписью «Сделано в Китае». По крайне мере в ближайшие несколько месяцев. Пока китайцы показывают, что не намерены терять лакомый кусок на российском рынке и уж тем более продешевить.

На фоне остановки почти всего производства легковых машин в РФ китайский Haval поднял цены на свои изделия, продаваемые в Россию. В среднем автомобили бренда всего за пару недель стали дороже на 40-50%. Согласно прайс-листу, стоимость машин, которые производятся на заводе в Туле, к настоящему времени подскочили на 950-980 тысяч рублей, сообщает «Коммерсант».

Остальные китайские автомобили в Россию импортируются, причем никакие санкции их не коснулись. И дальше следует ждать лишь роста поставок. Причем тенденция эта началась еще со времени начала пандемии, когда доходы граждан РФ ушли в минус. По оценкам экспертов, сегодня доля китайских автомобилей на российском рынке не превышает 2%. Но чего ждать в дальнейшем, если в связи с санкциями китайцам выпал «счастливый билет»?

«В целом продажи китайских автомобилей показывают положительную динамику. Например, объем реализации брендов Haval и Chery в 2021 году превысил 140%. В дальнейшем доля китайских производителей на рынке России может достигнуть 25%, однако более точные прогнозы следует давать только после стабилизации геополитической ситуации. На данный момент некоторые европейские концерны приостановили поставки автомобилей в Россию. Подобные меры позволяют китайским и корейским производителям укрепить свои позиции на российском рынке авторетейла», – рассказал «Московской газете» Андрей Терлюкевич, генеральный директор ГК «АвтоСпецЦентр».

А как быть с господствующими сейчас брендами, их время закончилось?

«Дилеры сформировали определенный резерв автомобилей и комплектующих, которого хватит, чтобы удовлетворить потребности клиентов в ближайшие несколько месяцев. В основном это модели автомобилей массового сегмента: KIA, HYUNDAI, SKODA, Mazda, Volkswagen, Nissan. Китайские автомобили более предпочтительны для потребителей массового сегмента. К примеру, за январь 2021-го в России было реализовано около 9,5 тысяч авто. Клиенты предпочитают эти автомобили из-за сочетания стоимости и качества сборки. Однако производителям из КНР будет гораздо сложнее занять устойчивые позиции на рынке премиум и люкс», – отметил аналитик.

По мнению эксперта, в наступившие непростые времена предпочтения российских автолюбителей будет все больше смещаться в стороны подержанных авто.

«В связи с ростом цен и ограниченным предложением на автомобили и комплектующие, возраст российского автопарка увеличится, а внимание потребителей сместится в сторону вторичного рынка», – резюмирует Андрей Терлюкевич.

Чтобы рынок полностью не перешел под контроль Поднебесной, власти должны оказать усиленную поддержку отечественному автопрому, полагают эксперты.

«Если правительство не предпримет мер, то на место западных автомобильных брендов придут китайские. Но это не в интересах российской экономики. Поэтому велика вероятность, что Ростеху будет поручено восстановить производство автомобилей в РФ», – поделился своим мнением с «Московской газетой» Артем Тузов, исполнительный директор Департамента рынка капиталов ИК «УНИВЕР Капитал».

В целом же, вполне вероятно, что отечественный автопарк в обозримой перспективе будет неуклонно ветшать.

«Рынок автомобилей может вернуться к началу нулевых, когда серьезная часть рынка состояла из европейских и японских подержанных автомобилей, ввезенных в РФ частным образом. Если это будет единственный выход для потребителей, правительство может временно сократить пошлины на ввоз автомобилей», – отметил эксперт.

Как будет складываться ситуация с запчастями к импортным авто, кроме сделанных в Китае? К чему готовиться автомобилистам? В СМИ уже муссируются слухи о том, что из-за грядущего дефицита следует ждать роста угонов машин, которые угонщики будут разбирать и продавать на запчасти.

«Это не совсем так. Запчасти всегда можно ввезти, вопрос цены. Если не получится ввезти запчасти по оптовым ценам напрямую от производителя, будут найдены альтернативные варианты приобретения или замены иностранных автозапчастей на отечественные аналоги. Но хотелось, чтобы правительство уделило внимание этой проблеме и выделило целевые кредиты российским производителям запчастей», – полагает Артем Тузов.

Ситуация с запчастями и комплектующими скоро действительно даст себя почувствовать если не дефицитом, то подорожанием. Если только санкции не будут отменены в достаточно короткие сроки.

«У производителей автомобилей есть запас деталей и узлов, который позволяет им производить автомобили некоторое время. Но так как многие компании уже объявили о временной приостановке выпуска, эти остатки могут быть использованы позднее для возобновления производства. Не исключено, что временная остановка производства может быть использована для того, чтобы организовать выпуск компонентов внутри РФ, что позволит повысить локализацию. Отечественный автомобильный рынок представляет интерес для автоконцернов, так что ждать их полного ухода отсюда не стоит. Речь идет о временной остановке производства здесь и временном прекращении поставок машин», – сказал «Московской газете» Дмитрий Баранов, ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент».

Аналитик скептически оценивает массовое переключение предпочтений российских автовладельцев на китайские бренды. В том числе потому, что множество россиян скоро вообще лишится возможности приобретать новые авто, и поэтому продолжат ездить на том, что уже удалось купить.

«Массовой выбор потребителями автомобилей из КНР маловероятен, и тому есть ряд причин. Во-первых, не исключено, что текущая ситуация не продлится долго. Ушедшие компании вернутся, и все будет, как и раньше. Во-вторых, у граждан сложная ситуация с доходами: необходимы средства на первоочередные нужды, а автомобиль не относится к ним, так что многие не станут покупать его.

Не стоит забывать, что изменились курсы валют, выросли цены на многие товары и услуги, стоимость автомобилей уже поднялась и может вырасти еще, что остановит потребителей. Наконец, не стоит забывать о том, что отечественный автомобильный рынок давно сформировался. Автовладельцы уже выбрали основные марки и вряд ли изменят свой выбор.

Автомобильные марки из КНР пришли в Россию позже, чем другие компании, и это влияет на их позиции на рынке, спрос на них. Большинство отечественных потребителей предпочтут эксплуатировать уже имеющиеся автомобили, покупать подержанные машины известных марок, по-другому обеспечивать себя транспортом, но вряд ли массово станут покупать продукцию автомобильных компаний из КНР.

Да, не исключено, что некоторая часть автовладельцев может выбрать такие машины, но их вряд ли будет много, и лидерами спроса на отечественном автомобильном рынке останутся прежние бренды», – сказал Дмитрий Баранов.

Готова ли наша банковская система к выдаче автокредитов на покупку китайских машин? Что можно посоветовать потребителям автокредитов: ждать пока возобновятся поставки машин из стран, объявивших нам бойкот, или покупать то, что еще можно приобрести на авторынке, в том числе китайские машины?

«Если автомобиль действительно нужен, то с его приобретением затягивать не стоит. Проблемы дефицита авто из-за нехватки полупроводников и постоянного роста ценников на фоне высокого спроса рынок испытывает еще с прошлого года, и сложившаяся ситуация их только усугубляет.

Рынок сужается по причине ухода или приостановки деятельности некоторых автоконцернов из-за санкций, происходит перераспределение долей, а нестабильный валютный курс и дефицит авто увеличивают темпы роста цен на машины. И наконец, на фоне нестабильной экономической ситуации ужесточена денежно-кредитная политика ЦБ, вследствие чего выросли ставки по автокредитам.

На фоне повсеместного подорожания и падения реальных доходов населения у российских автолюбителей в этом году закономерно снизятся возможности для покупки авто за наличные, а кредиты для многих останутся единственным вариантом совершать крупные покупки. При этом логично, что многие в сложившейся ситуации выберут к покупке китайские автомобили, потому что они останутся одними из самых доступных. Хотя уже и не совсем дешевых как ранее, курс юаня также изменился.

Пока в их бизнесе если и есть задержки, то они связаны с малопрогнозируемой высотой скачков курса рубля. Но практически нет проблем ни с комплектующими, ни с логистикой. Большинство деталей на чайна-карах – китайского производства, а машины поставляются к нам или из Поднебесной по железной дороге, или автовозами из Белоруссии и Казахстана. Таким образом, нет проблем и с пересечением российской границы.

Однако доступность в условиях санкций не единственное преимущество китайских авто. Российские потребители начали выбирать их гораздо раньше. Китайские автомобили несколько лет к ряду занимают места в рейтингах продаж кроссоверов, в первую очередь из-за приемлемой цены и хорошего оснащения. Именно в китайских кроссоверах в массе появились опции, ранее доступные лишь для премиум-класса: например, панорамная крыша, большие экраны мультимедиа, много комфортных опций в салоне, светодиодная оптика. По характеристикам надежности китайские автомобили уже выровнялись до уровня конкурентов, а если говорить о цене, то во многом их опередили.

Что касается выбора кредита, то, в первую очередь, стоит обратить внимание на совместные акции банков и китайских автопроизводителей. Во многих кредитных организациях действуют специальные предложения как по определенным китайским маркам, так и по конкретным моделям», – сообщили изданию в пресс-службе РГС Банка.

Автор: Сергей Путилов
ТеГИ
россия, китай, авторынок
Поделиться
Похожие новости