Финансовые аналитики: ситуация с дефицитом бюджета может быть разрешена разными способами
Минфин допустил увеличение госдолга до 20% ВВП, что было признано безопасной границей. По международным критериям это действительно невысокий уровень. Однако необходимо учитывать, что поскольку для России сейчас фактически закрыты рынки внешних заимствований, и, принимая во внимание экономическую неопределенность из-за санкций, даже такой долговой показатель становится для страны довольно тяжелой ношей, сообщила «Московской газете» руководитель отдела макроэкономического анализа ФГ «Финам» Ольга Беленькая
Чем опасно для бюджета увеличение госдолга, и можно ли назвать обозначенную планку безопасной с точки зрения финансовой стабильности страны, хотя в Минфине и назвали сложившуюся ситуацию «безнадежной»? Правительство говорит, что в плане секвестра не тронет социальные статьи. Какие экономические направления в таком случае могут попасть под «нож»? Следует ли ждать роста налогов или девальвации рубля как варианта решения проблемы?
«Минфин фактически признал готовность к увеличению госдолга, но в границах 20% ВВП (что Минфин считает безопасной границей). По мировым меркам, это очень низкий уровень. Но проблема связана с тем, что для Минфина фактически закрыты внешние рынки, и все заимствования приходится привлекать внутри страны. Это, а также повышенный уровень страновой риск-премии и неопределенность среднесрочных параметров бюджета, обуславливает очень высокую стоимость госдолга, особенно по длинным выпускам – более 11% годовых. А ведь доходность ОФЗ внутри России является бенчмарком доходности безрискового актива, от которой отсчитывается стоимость всех рыночных заимствований. Увеличение предложения госдолга – это фактор повышательного давления на доходность ОФЗ и других рыночных долговых инструментов», — отметила Ольга Беленькая.
Какие бюджетные статьи могут попасть под секвестр, если социалку велено не трогать?
«Исходя из оценки А. Силуанова, под 10% сокращения попадут расходы на 4,5 трлн руб., то есть экономия может составить около 450 млрд руб. Как обозначил министр, под сокращение не должны попасть ни социальные, ни военные расходы. Однако сейчас на законодательном уровне нет разделения расходов бюджета на защищенные и незащищенные, поэтому остается только гадать, какие расходы могут попасть под сокращение. Если в этом году сильный положительный бюджетный импульс способствовал быстрому восстановлению экономики и внутреннего спроса, то его сворачивание может принести обратный эффект. Мы не знаем, какие именно статьи расходов попадут под сокращение, но условное перераспределение расходов от инвестиций в инфраструктуру, образование, здравоохранение в пользу военных и социальных расходов может привести к снижению долгосрочной эффективности и производительности в экономике», — сказала эксперт.
Может ли правительство прибегнуть к девальвации рубля в качестве меры для решения проблемы дефицита бюджета или следует ждать повышения налогов?
«В этом году уже состоялось ослабление курса рубля почти на 30% с начала года. Хотя это в какой-то мере позволяет компенсировать недостающие рублевые доходы бюджета, отрицательные последствия связаны с разгоном инфляции и ответными мерами ЦБ РФ в виде ужесточения денежно-кредитной политики, а затем – замедлением роста кредитования и спроса. Кроме того, в соответствии с бюджетным правилом, лишь дополнительные ненефтегазовые доходы (менее зависимые от девальвации рубля) могут направляться на увеличение расходов бюджета по сравнению с планом, в то время как дополнительные нефтегазовые доходы уйдут в ФНБ. В общем, долгосрочно рубль может слабеть, но девальвация как отдельный инструмент решения бюджетных проблем вряд ли будет применяться. Что касается повышения налогов, отдельные прецеденты уже есть – внеплановый налог на сверхприбыли компаний, корректировки механизмов налогообложения нефтяных компаний. Но пока Минфин явно хотел бы избежать фронтального повышения налогов, понимая его негативное влияние на экономику», — резюмировала Ольга Беленькая.
«Ситуация с дефицитом бюджета может быть разрешена разными способами. Один из них – повышение налогов и соответственно увеличение доходной базы бюджета. Второй способ – нарастить объем государственного долга, третий – приватизировать различные активы государства, и подобные инициативы уже имеются. Как обозначил Антон Силуанов на нескольких сессиях недавнего ПМЭФ, наиболее предпочтительным путем является сокращение бюджетных расходов. Определить абсолютно неэффективные статьи таких расходов оперативно сложно, поэтому и предлагается пропорциональное сокращение практически по всем направлениям. Впрочем, не все расходы можно сокращать без специальных законодательных решений, например, выплаты отдельным категориям граждан. Это и есть самая сложная задача — определение конкретных статей расходов, которые необходимо сократить. Однако предлагаемое Минфином сокращение на 10% уже несколько раз было отработано держателями бюджета в 2008-2020 годах и представляет собой знакомую им задачу», — поделился своим мнением с изданием доктор экономических наук, директор Центра региональной политики Института прикладных экономических исследований РАНХиГС Владимир Климанов.
«Надо учитывать, что параллельно с увеличением внутреннего долга происходит сокращение внешнего государственного долга. С учётом того, что курс рубля находится под постоянным давлением, обслуживание рублёвого долга обходится бюджету дешевле. Но, в целом, несомненно, нагрузка на бюджет возросла. Это, вероятно, вынудит государство наращивать долговую нагрузку, но даже 20% — это значительно меньше, чем у подавляющего большинства стран в мире», — отметил в беседе с «Московской газетой» эксперт ИК «ИВА Партнерс» Артём Шахурин.
Ранее стало известно, что увеличение госдолга в условиях возрастающих расходов федерального бюджета является неизбежным, хотя Министерство финансов постарается удержать его на безопасном уровне — не выше 20 процентов. Об этом заявила замглавы ведомства Ирина Окладникова.
-
В бюджет РФ внесены поправки, согласно которым пенсионное обеспечение предлагается урезать на 51,5 млрд руб. ...11.05.2018 в 16:18:0010002
-
В 2018 году объем средств, предназначенных на обеспечение деятельности Мосгордумы, составит 1,597 млрд рублей.27.12.2017 в 17:40:003010
-
Мэр Москвы Сергей Собянин подписал законопроект о выделении 100 миллиардов рублей из столичного бюджета на реализацию пр...04.05.2017 в 13:10:004534
-
Конгресс США утвердил закон, определяющий политику НАСА на ближайшие пять лет и бюджета на 2017 финансовый год, который ...09.03.2017 в 12:53:002956
-
В Белом доме заявили о намерении президента Дональда Трампа уменьшить финансовую помощь другим странам для обеспечения ф...05.03.2017 в 16:10:002713
-
Региональное правительство работает над сбалансированной бюджетной политикой.12.12.2016 в 14:33:002876