Новость экономики

Какая из предложенных вице-премьером мер действительно поможет сейчас российской экономике

Какая из предложенных вице-премьером мер действительно поможет сейчас российской экономике

Фото © «Московская газета»

22.06.2022 в 13:02:00
2310

На прошедшем Петербургском международном экономическом форуме первый вице-премьер РФ Андрей Белоусов назвал основные меры для оживления внутреннего спроса в РФ. Стимулирование инвестиций, сохранение и расширение экспортных рынков, поддержка населения и доступное кредитование – вот четыре главных инструмента усиления спроса внутри страны, рассказал Андрей Белоусов в интервью «Интерфаксу»

По словам экономиста Сергея Хестанова, решения, предложенные государственным деятелем, универсальны, но в данный момент трудноосуществимы.

«Единственное, что сейчас может быть полезным, это различные формы поддержки граждан. Хотя эффект от этого будет ограниченным в силу того, что ресурсы государства невелики и, как правило, те средства, которые раздаются гражданам, довольно быстро возвращаются в экономику. Это продемонстрировала поддержка, которая оказывалась во времена пандемии. Всё остальное, перечисленное вице-премьером, напоминает благие пожелания», — считает экономист.

По словам эксперта, если говорить о такой мере поддержки российской экономики как стимулировании инвестиций, то в текущий момент трудно это представить: «Обычно инвестиции стимулируются благоприятным бизнес-климатом. Он в России сейчас не слишком хороший. Понятно, что многочисленные санкции могут его ухудшить, но не наоборот. Поэтому лозунг «Будем стимулировать инвестиции!» хорошо звучит, но реальным содержанием пока не наполнен».

Тогда, может быть, более серьёзной мерой выглядит расширение российского экспорта?

«До недавних событий мы расширяли экспорт товаров по всем позициям, насколько это было возможно. Сейчас введены санкции. Группа государств ввела эмбарго на продукты российского экспорта. Как мы теперь собираемся его расширять, вопрос открытый. Вряд ли мы 20 лет жили-жили – и вот именно теперь нарастим экспорт. Пусть это, повторюсь, и универсальное решение», – заметил Сергей Хестанов.

Тогда, наконец, россиянам нужно облегчить доступ к кредитованию?

«Программа льготных кредитов может принести некоторую пользу. Но вряд ли сейчас, когда реальные доходы граждан снижаются и дальнейший прогноз совсем не оптимистичный. В этих условиях рост кредитования может привести к негативным последствиям, в том числе банкротству, и вряд ли станет тем драйвером, который двинет экономику вперёд», – отметил эксперт.

Так что эффективной мерой представляется только поддержка населения, но она выглядит довольно скромной и вряд ли заметно подстегнет экономику вперёд, сказал собеседник издания.

«При этом в заявлении вице-премьера говорится только о социально незащищённых группах населения и бюджетниках. Их поддержки будет достаточно?» – спросил корреспондент «Московской газеты».

«Совершенно верно! Поддержку получают те категории населения, которые используют её просто для увеличения своего потребления. Это, конечно, немного оживит экономику. Мы помним 2020 год – такая мера принесла некоторую пользу. Но я бы не стал ждать, что микроскопические вливания со стороны государства в российскую экономику двинут её вперёд», – пояснил экономист.

Что же тогда действительно стоит предпринять для усиления российской экономики?

«Лучшим средством было бы изменение ситуации, которая вызвала резкое обострение санкционной политики со стороны наших традиционных партнёров», – добавил Сергей Хестанов.

То есть без отмены санкций даже универсальные решения неэффективны?

«Многие эффекты экономических санкций нам ещё неизвестны – они проявятся позже, – считает эксперт. – По зарубежным поставкам мы ощутим санкции вряд ли раньше октября-ноября. Когда закончатся все запасы импорта, сделанные ещё до санкций, тогда мы узнаем, сколько на самом деле стоит параллельный импорт и какие его объёмы возможны. Пока речь идёт о пробных партиях, довольно небольших. Но если параллельный импорт вырастет в объёмах, то он станет банально заметен на фоне роста потребления в тех дружественных странах, через которые его предполагается ввести. Если Казахстан, население которого на порядок меньше российского, вдруг удесятерит потребление смартфонов, это не сможет не привлечь внимание тех стран, которые накладывают санкции. Это может привести к тому, что тех, кто нам содействует, накажут и желание помогать резко упадёт».

Есть ещё проблемы и с экспортом, добавил Хестанов: «Понятно, что странам ЕС нужно время на переориентацию поставок. Германии, которая собиралась к осени отказаться от российского угля, тоже нужно время. И где-то к середине либо второй половине следующего года мы начнём чувствовать эффект ограничений по российскому экспорту», — сказал экономист.

По словам собеседника «Московской», сейчас, похоже, у России есть ощущение, что санкции ничего страшного в себе не содержат, но полный эффект от них еще не проявился.

«Первую порцию мы распробуем в сентябре-октябре, а к середине следующего года будет вторая часть Мерлезонского балета. И к концу следующего года проступят первые контуры последствий санкций. Сейчас только около 10% россиян понимают, каковы они будут; большинство тех людей, с которыми я общаюсь — клиенты брокерских компаний, люди сведущие и небедные, и то не понимают. Говорят, мол, посмотри, как укрепился рубль. А вы попробуйте купить на этот рубль хотя бы 10 тысяч евро», — заметил Сергей Хестанов.

Автор: Николай Васильев
ТеГИ
экономика, россия, пмэф
Поделиться
Похожие новости