Покупательная способность населения сдерживает рост цен на продукты

Возможности государства по сдерживанию цен на продовольствие весьма могущественны, но не безграничны. Поэтому слабозащищенные слои населения нуждаются в особой защите
Как изменятся цены на продукты к зиме в условиях подорожания бензина? К тому же с будущего года повышается и налог на добавленную стоимость (НДС)?
Восходящий тренд
«Повышение цен на бензин и увеличение НДС создают восходящий тренд продовольственной инфляции зимнего периода. Увеличение стоимости топлива непосредственно отражается на транспортных расходах, охватывающих логистическую цепочку от сельскохозяйственных производителей до дистрибьюторов и розничных продавцов. В зимний период снижения местного сельскохозяйственного производства возрастает зависимость от поставок из отдаленных регионов, и транспортная составляющая в конечной цене продукта увеличивается. Создаваемый кумулятивный эффект подорожания бензина и повышения НДС приводит к росту цен на весь спектр ежедневно востребованных продовольственных товаров, включая овощи, фрукты, мясо и молочную продукцию. Потребители вынуждены будут корректировать структуру потребления, сокращая расходы на товары, не относящиеся к предметам первой необходимости», — сказала «Московской газете» профессор кафедры налогов и налогового администрирования Финансового университета при правительстве РФ Наталья Рубан-Лазарева.
Кровь логистики
Впрочем, много упирается и в покупательную способность населения.
«Да, бензин — кровь логистики, и его удорожание неминуемо увеличивает себестоимость перевозок, что закладывается в цену любого товара на полке. Мы уже видели в начале октября, как некоторые ритейлеры попытались осуществить превентивный подъем цен на отдельные категории товаров — в диапазоне от 5 до 40%. Это была реакция на растущие издержки. Но здесь сработал критически важный сдерживающий механизм — потребительское поведение. Эти повышения не устояли и в течение двух недель были фактически «отменены» масштабными скидками и акциями. Причина проста: покупатель сегодня напуган неопределенностью и экономическими прогнозами. В таких условиях ритейл вынужден бороться за каждого клиента. Магазины, чтобы вернуть поток, идут на беспрецедентные меры, предлагая скидки в 25% и даже выше. Война цен между сетевиками стала их главным оружием против падающей покупательной способности. Поэтому в среднесрочной перспективе (до конца 2025 года) говорить о резком, неконтролируемом росте цен невозможно — его будет сдерживать и корректировать осторожное поведение населения. Основной перелом ожидается с 1 января 2026 года, когда вступит в силу повышение НДС. Вот тогда производители и ритейлеры, и так борющиеся за выживание в условиях низкого спроса, будут вынуждены переложить возросшую налоговую нагрузку на конечного потребителя. В этом сценарии с высокой вероятностью увидим повсеместное подорожание на те самые 5-10%, а на некоторые категории товаров, возможно, и выше», — рассказала изданию консультант по стратегическому и антикризисному управлению, генеральный директор ООО «Вместе.ПРО» Олеся Бережная.
Особое внимание
Как быть населению и бизнесу?
«Особое внимание следует уделить самозанятым и предприятиям малого бизнеса, которые наиболее уязвимы к росту издержек. Для многих из них, особенно в сферах с низкой маржой, таких как доставка, рост цен на топливо — это прямой удар по рентабельности, вынуждающий пересматривать тарифы и рисковать потерей клиентов. Cамозанятые и платформеннозанятые работники уже находятся в уязвимом положении. Согласно нашим исследованиям более 63% самозанятых сталкиваются с нестабильностью доходов. Государство должно учесть этот момент при разработке мер поддержки для разных категорий бизнеса. И предусмотреть, например, налоговые льготы и субсидии для их адаптации к новым экономическим условиям и сохранения позиций», — поделилась своим мнением с изданием руководитель информационного отдела Независимого профсоюза «Новый Труд» Мария Коледа.
Вмешательство
Но ведь и государство может сыграть свою роль?
«Международный опыт показывает, что эффективность государственного вмешательства в таких ситуациях ограничена. Прямое субсидирование цен или административное регулирование создает дефициты и искажает рыночные сигналы. Более результативными оказываются таргетированные меры поддержки уязвимых групп населения через механизмы социальной помощи, что позволяет сохранить рыночное ценообразование при смягчении социальных последствий», — отметил в беседе с изданием политолог, советник г. Москвы, доктор делового администрирования (MBA/DBA) по юриспруденции, экономике и управлению Роман Синицын.
-
Шампанское и игристые вина подорожают к новогодним праздникам на 10-15%.13.11.2017 в 14:29:005684
-
В столице даже с началом делового сезона продолжает дешеветь жилье, еще сравнительно недавно бившее рекорды дороговизны....07.11.2017 в 18:35:007573
-
К такому выводу пришли в столичном Департаменте экономической политики и развития.14.09.2017 в 15:25:006321
-
Опрос, проведенный социологами «Левада-центра» 18-22 августа среди 1600 жителей 137 населенных пунктов в 48 ...31.08.2017 в 16:53:005708
-
С 2017 года жителей России ждут изменения: вступают в силу новые законы и правила. Изменятся и цены на некоторые виды то...12.01.2017 в 12:17:004704
-
Минимальные цены на шампанское установлены в России с 25 июля....25.07.2016 в 17:28:0012620