Рост цен на топливо может подтолкнуть россиян к приобретению гибридных авто

Запрет на экспорт бензина не решит проблему подорожания топлива поскольку российский рынок остается интегрирован в глобальную экономику. Кроме того, налоги и акцизы на топливный сектор являются для государства важнейшим источником поступлений в бюджет. Что особенно актуально на фоне роста бюджетного дефицита
Почему бензин в России дорожает несмотря на запрет экспорта?
Налоговая нагрузка
«На первый взгляд, всё выглядит очевидно: если запретить продавать топливо за границу, на внутреннем рынке образуется избыток предложения, а значит цены должны снизиться. Ключевой момент, который упускают из виду, — это принцип альтернативных издержек. Нефтеперерабатывающие компании, даже лишившись возможности экспортировать продукцию напрямую, продолжают ориентироваться на мировые цены как на базовый ориентир. Каждый литр бензина, проданный внутри страны по регулируемой цене, воспринимается бизнесом как упущенная выгода. В условиях, когда нефтяной бизнес интегрирован в глобальную экономику, а сырьевой экспорт продолжается, внутренний рынок неизбежно испытывает на себе влияние внешней конъюнктуры через сложную систему трансфертного ценообразования и налоговых механизмов. Более того, запрет экспорта не отменяет фундаментальных факторов ценообразования. Государство продолжает использовать топливный сектор как источник бюджетных доходов, регулярно корректируя акцизы и налоговые ставки. Эти фискальные инструменты составляют существенную долю в конечной цене литра бензина на заправке, и их динамика никак не связана с экспортными ограничениями. Когда бюджету требуются дополнительные доходы, налоговая нагрузка на топливо становится одним из самых удобных рычагов — в отличие от прямых налогов на граждан, она менее заметна и социально чувствительна», — сказал «Московской газете» политолог, советник г. Москвы, доктор делового администрирования (MBA/DBA) по юриспруденции и по экономике и управлению Роман Синицын.
Транспортная составляющая
Что может потянуть за собой подорожание бензина?
«Подорожание топлива никогда не остаётся изолированной проблемой автомобилистов — это триггер для целой серии экономических последствий. Топливо — это кровеносная система современной экономики, и повышение его стоимости распространяется по всем артериям хозяйственной системы. Первый и самый очевидный канал влияния — это транспортная составляющая в цене любого товара. От продуктов питания до строительных материалов, от одежды до бытовой техники — всё это требует доставки. Когда растут транспортные издержки, производители и ретейлеры неизбежно закладывают их в конечную цену. Причём эффект усиливается на каждом этапе логистической цепочки: от производителя до оптовика, от оптовика до дистрибьютора, от дистрибьютора до розничной точки. Таким образом, даже умеренный рост цен на топливо создаёт мультипликативный эффект в общем уровне инфляции. Для домохозяйств удар наносится сразу по двум направлениям. С одной стороны, растут прямые расходы на заправку личного автомобиля, что особенно болезненно для семей в регионах с низкой плотностью общественного транспорта и большими расстояниями. С другой стороны, через рост цен на товары и услуги снижается общая покупательная способность. Семейный бюджет сжимается, и это неизбежно ведёт к сокращению потребления в других категориях — откладываются крупные покупки, сокращаются развлечения, уменьшаются сбережения», — добавил эксперт.
Регионы
«Региональное измерение проблемы также нельзя недооценивать. В крупных городах с развитым метрополитеном и общественным транспортом граждане имеют альтернативы. Но в малых городах, сельских районах, отдалённых территориях личный автомобиль часто остаётся единственным средством передвижения. Для жителей этих регионов рост цен на топливо — это прямое и безальтернативное сокращение располагаемого дохода, усугубляющее и без того существующее экономическое неравенство между центром и периферией», — заметил Роман Синицын.
Авто
Может на этом фоне россиянам стоит задумать об электрокарах?
«Главная экономическая проблема электромобилей в российских условиях — это существенно более высокая стоимость приобретения при сопоставимом классе автомобиля. Даже при значительной экономии на эксплуатационных расходах срок окупаемости этой разницы растягивается на много лет. Эксплуатационные преимущества электромобилей действительно существенны. Электроэнергия как источник энергии для транспорта пока остаётся заметно дешевле бензина в пересчёте на километр пробега. Обслуживание электрокара проще и дешевле — меньше расходных материалов, реже требуется сервис, выше надёжность силовой установки. В некоторых регионах действуют налоговые льготы и преференции для владельцев электротранспорта. Всё это работает в пользу электромобиля. Однако инфраструктурная проблема остаётся критическим барьером. Зарядная сеть развивается неравномерно, концентрируясь преимущественно в крупнейших городах. Время зарядки, даже на быстрых станциях, несопоставимо с заправкой бензинового автомобиля, что критично для коммерческого использования и дальних поездок. Климатический фактор добавляет специфики российскому рынку. Эффективность батарей существенно снижается при отрицательных температурах», — отметил эксперт.
Выбор
Значит массового перехода россиян на электрокары ждать не стоит?
«Для тех, кто регулярно совершает дальние поездки, живёт в регионах с суровым климатом и слабой зарядной инфраструктурой, электромобиль пока остаётся рискованным выбором с множеством ограничений. В таких условиях стоит рассматривать промежуточные решения — гибридные автомобили, сочетающие преимущества обеих технологий, или перевод бензинового автомобиля на газомоторное топливо, что даёт существенную экономию при сохранении привычной инфраструктуры», — резюмировал Роман Синицын.
Бензиновый автомобиль
«С учетом значительной первоначальной стоимости электромобиля, более дорогого страхования и ремонта, а также слаборазвитой инфраструктуры за пределами крупных городов, итоговая «овчинка» выделки не стоит. Таким образом, несмотря на рост цен на бензин, бензиновый автомобиль на сегодняшний день остается более практичным и экономически оправданным выбором для подавляющего числа россиян», — поделилась своим мнением с изданием консультант по стратегическому и антикризисному управлению, генеральный директор «Вместе.ПРО» Олеся Бережная.
Плюсы
«Много доводов и «за» электромобиль: менее сложное устройство, что упрощает ремонт, отсутствие транспортного налога, экономия на топливе, снижение шума. Также важно, что компьютер в машине настраивается по-разному, т.е. он может на себя взять основную часть управления и даже принятия решений, для неопытных водителей это очень удобно», — сказала «Московской газете» доцент кафедры налогов и налогового администрирования факультета налогов, аудита и бизнес-анализа Финансового университета при правительстве РФ Елена Смирнова.
Выгода
«Переход к электромобилям выглядит логичным и экономической выгодой, так как затраты на зарядку электромобиля в расчёте на 100 км почти в 7 раз меньше затрат на бензин, и при отсутствии акцизов на электромобили позволяет окупить разницу в стоимости при последующей дешевой эксплуатацией», — отметила доктор экономических наук, профессор кафедры налогов и налогового администрирования Финансового университета при правительстве РФ Наталья Рубан-Лазарева.
-
Шампанское и игристые вина подорожают к новогодним праздникам на 10-15%.13.11.2017 в 14:29:005677
-
В столице даже с началом делового сезона продолжает дешеветь жилье, еще сравнительно недавно бившее рекорды дороговизны....07.11.2017 в 18:35:007565
-
К такому выводу пришли в столичном Департаменте экономической политики и развития.14.09.2017 в 15:25:006313
-
Опрос, проведенный социологами «Левада-центра» 18-22 августа среди 1600 жителей 137 населенных пунктов в 48 ...31.08.2017 в 16:53:005704
-
С 2017 года жителей России ждут изменения: вступают в силу новые законы и правила. Изменятся и цены на некоторые виды то...12.01.2017 в 12:17:004701
-
Минимальные цены на шампанское установлены в России с 25 июля....25.07.2016 в 17:28:0012598