Новость экономики

Правила игры между банками и заемщиками будут меняться

Правила игры между банками и заемщиками будут меняться

Фото © «Московская газета»

15.02.2025 в 10:59:00
1229

Кредитные ставки не будут определять динамику рынка новых автомобилей

Принятой Госдумой закон о вводе обязательного периода охлаждения при потребительском кредите рассчитан на нивелирование мошеннических схем. Забеспокоиться стоит недобросовестным заемщикам, имеющим неблагоприятную кредитную историю. Данная инициатива коснется в первую очередь именно их. Для них, скорее всего стоимость кредитов вырастет, так как в случае невозможности получения кредита, либо длительного периода охлаждения, что при срочной необходимости денежных средств, равносильно отказу, микрофинансовым организациям и банкам придется приложить усилия для выдачи кредита. А это автоматически отразится в дополнительной стоимости. Об этом сообщила «Московской газете» экономист, член Общественного совета при Министерстве науки и высшего образования РФ Инна Литвиненко.

Государственная Дума приняла закон, который вводит обязательный период охлаждения при оформлении потребительского кредита, пишет gazetametro.ru.

Банки и без того неохотно одобряют кредиты из-за возросших требований ЦБ по выдаче, не сделает ли эта мера потребкредитование для населения еще менее доступными из-за дальнейшего усложнения процедуры их получения? Не приведет ли к росту их дороговизны?

«Принятый закон должен снизить риски финансового мошенничества. Кроме того, иногда человек берет потребкредит под эмоциональным воздействием каких-то внешних факторов, например, навязчивой рекламы, и период охлаждения даст ему время осознать, так ли уж необходим этот кредит. Конечно, закон несколько усложнит процесс оформления кредита, а для некоторых заемщиков, кому деньги понадобятся срочно, доставит определенные неудобства. Но в целом, я думаю, эффект он него будет положительным. Какого-то значимого удорожания потребкредитов в связи с нововведением я не жду», — поделился своим мнением с изданием аналитик ФГ «Финам» Игорь Додонов.

«Действительно, эта мера может снизить в моменте доступность заемных средств для отдельных категорий заемщиков, кому они нужны срочно, например, на оплату товара по скидке, горящего тура и т.п. Однако глобально на доступность кредитов и займов для населения она повлиять не должна, так как никак не ограничивает условия их выдачи, а лишь немного корректирует механизм выдачи и не требует от кредиторов существенных трат на перестройку бизнес-процессов, ввиду чего маловероятно, что они будут ухудшать ценовые условия выдачи средств заемщикам», — считает руководитель направления экспертной аналитики финансового маркетплейса Банки.ру Инна Солдатенкова.

Однако не все эксперты настроены столь же оптимистично

Кредиты и без того оказались практически под «запретительной ставкой» из-за жесткой политики Центробанка. Хотя ситуация и начала выравниваться, по крайней мере в случае с автокредитованием.

«В настоящее время мы оцениваем ситуацию так, что основное снижение кредитного рынка уже произошло, и он находится в равновесном состоянии при текущем значении ключевой ставки. На горизонте ближайших нескольких месяцев динамику рынка новых автомобилей будут определять не столько кредитные ставки, сколько баланс между доходами населения и динамикой стоимости автомобилей, выход новых моделей автомобилей на рынок и т.п. факторы, напрямую не связанные с кредитованием», — отметил в беседе с «Московской газетой» директор департамента финансовых услуг ГК «АВТОДОМ» и ГК «АвтоСпецЦентр» Дмитрий Мольков.

В целом для населения больше пользы или вреда от такой инициативы?

«С одной стороны, введение периода охлаждения, безусловно, меняет правила игры между банками и заемщиками. Банки теперь вынуждены учитывать повышенные риски мошенничества и дополнительные операционные расходы. Естественно, их первая реакция — ужесточить условия выдачи кредитов, повысить требования к заемщикам. Но, с другой стороны, и заемщики теперь будут более осмотрительны, зная о дополнительной защите своих интересов. Они уже не будут так легко поддаваться на уловки мошенников или принимать импульсивные решения. То есть в итоге мы можем прийти к некоему новому балансу на рынке, где решения и банков, и граждан станут более взвешенными и ответственными. Более того, обмен данными через бюро кредитных историй и системы антифрод-мониторинга сделают информацию о заемщиках более полной и достоверной. Это приблизит рынок к некоему идеалу информационной прозрачности и эффективности. Добросовестные клиенты от этого однозначно выиграют — им будут предлагать более выгодные персонализированные условия. Конечно, на первом этапе доступность кредитов может несколько снизиться. Банки будут осторожничать, оценивая новые риски. Наиболее уязвимы тут клиенты с низкими доходами, «плохой» кредитной историей», — сказал «Московской газете» доктор делового администрирования (MBA/DBA) по юриспруденции, экономике и управлению Роман Синицын.

Автор: Сергей Путилов
ТеГИ
экономика, банк, период охлаждения
Поделиться
Похожие новости