Новость экономики

При каких условиях могут сработать ограничения цен на энергоносители

При каких условиях могут сработать ограничения цен на энергоносители

коллаж «Московской газеты»

02.07.2022 в 18:05:00
4010

Участники саммита стран «Большой семёрки», проходившем 26-28 июня в Баварии, договорились о том, что в будущем они попытаются установить предельный уровень экспортных цен на российскую нефть. По предложению США и их союзников, Россия не должна будет иметь возможности продать свою нефть выше этой цены. Такие меры обсуждаются из-за того, что после эмбарго США и Евросоюза на нефть из России мировые цены на «чёрное золото» пошли вверх. Механизмы, с помощью которых страны G7 попытаются установить предельную стоимость российской нефти, будут прорабатываться. Одним из возможных методов станет выведение из-под действия санкций США на страхование грузоперевозок тех стран, которые согласятся не покупать российскую нефть выше установленного лимита

Эксперты пока сомневаются в возможности реализовать на практике такое решение. Так, кувейтский эксперт по нефтяным рынкам Хаджадж Бу Худур отмечал, что «Большая семёрка» в реальности не сможет управлять тем множеством факторов, которые влияют на ценообразование на мировом рынке нефти.

«Московская газета» обсудила с экспертами возможную реакцию России на введение предельных экспортных цен и степень готовности страны к нефтяному эмбарго.

«Россия скорее всего не согласится на предельные цены или экспортную пошлину и продолжит искать новые рынки сбыта энергоносителей, – сказал «Московской газете» президент Института энергетики и финансов Марсель Салихов. – Для стран Запада экономически выгодны обсуждаемые сейчас меры, но в этом вопросе для обеих сторон сильнее доводы политики, тому же Россия успешно перенаправила экспорт на Восток».

По словам эксперта, судя по наблюдениям за последний месяц, российский экспорт нефти не сильно пострадал, мировые цены выросли, стоимость поставок тоже выросла. Эмбарго показало свою неэффективность, поэтому в Европе рассматривают разные варианты дальнейших действий. Один из них – поставки российских энергоносителей по цене, не выше фиксированной. Другой вариант, который тоже обсуждается, ввести специальную пошлину, которую будет выплачивать экспортёр. Например, пошлину в 20%: наша нефтяная фирма выплачивает её, а европейская страна получает дополнительный доход. Сейчас российская нефть продаётся со скидкой 25-30%, и эту маржу забирают трейдеры и нефтепереработчики. Европейцам, конечно, выгоднее забирать разницу себе и компенсировать ею повышение нефтяных цен для европейской экономики. В финансовом плане такой инструмент будет для них более эффективным, чем эмбарго.

Однако, как отметил Марсель Салихов, возникает два момента, которые усложняют ситуацию для Европы: «Во-первых, такие решения сложно объяснять с политической точки зрения. Если вы делаете заявление, что не будете приобретать российские нефть и газ, а потом сообщаете, что закуп будет, но с целью на нем заработать, это экономически верно, но труднообъяснимо с точки зрения политики. Почему вы не придерживаетесь собственных принципов? С другой стороны, эти меры предполагают, что российские компании согласятся платить пошлину или продавать нефть и газ по цене, не выше фиксированной. Сейчас нефтяные компании сбывают черное золото со скидкой 30% и отдают этот процент трейдерам. Допустим, приходит Европа и говорит: «Давайте вы будете делать скидку в 20%, но мы её заберем себе» — рационально предположить, что российские компании согласятся. Но здесь могут возникнуть внеэкономические возражения у России. У обеих сторон есть сильные политические мотивы. Исходить из одной только экономической логики здесь не вполне верно. К тому же по предельным ценам на российский экспорт возникает много разных вопросов. Говорится, что цена, например, не должна быть выше 100 долларов за баррель, – это прямое нарушение действующих долгосрочных контрактов, в которых не прописана такая регулировка стоимости».

По словам экономиста Сергея Хестанова, ограничения (предельные цены на нефть и газ или экспортные пошлины) нормально работают, когда на рынке энергоносителей есть избыток товара или хотя бы нет его дефицита.

«Сейчас рынок российских энергоносителей дефицитный отчасти из-за отказа от них Запада. Так что большого смысла в этих мерах нет. Предельные цены обсуждаются там просто потому, что иностранным политикам необходимо как-то реагировать на ситуацию и делать какие-то заявления», – считает собеседник «Московской газеты».

По мнению Сергея Хестанова, Россия готова к эмбарго пока только в краткосрочной перспективе. Выиграть в экспортной выручке удается за счёт роста мировых цен на энергоносители, а если в дальнейшем снизятся цены и сократится потребление нефти? К тому же для полноценного «разворота на Восток» нужно нарастить транспортные мощности, считает экономист.

«В краткосрочной перспективе рынок нефти и газа неэластичен: предложение упало, а цена взлетела, — поясняет Сергей Хестанов. — В долгосрочной высокая стоимость, если она не изменится, может стимулировать отказ от дорогого электроносителя в пользу других. Чем дольше продлится эра внушительных цен на нефть и газ, тем вероятнее от этих источников могут отказываться. Даже учитывая продажу нефти на Восток с хорошей скидкой, цена на неё гораздо выше той, что заложена в бюджетном правиле».

К чему приведут высокие цены на нефть и газ в долгосрочной перспективе?

«Возможно, в Европе построят больше ветряных станций, смонтируют больше солнечных батарей. В Германии решат вопрос продления срока эксплуатации атомных станций. Во Франции атомная энергетика занимает большую долю, «зеленые» не пытаются с ней ничего сделать, и последствия от снижения экспорта российского газа проявляются там не так сильно. Немаловажную роль играет технология утепления домов. Утеплители, которые используются на сегодняшний день на Западе, позволяют снизить потребление газа в 3-5 раз», – рассказал экономист.

По мнению Сергея Хестанова, транспортная отрасль тоже может повлиять на спрос и ценовую политику продавцов нефти: «Она потребляет до 57% добываемой нефти – автотранспорт, авиация и т. д. Если предположить, что спрос на нефть упадет на 5%, то цены снизятся. Если от ископаемого откажутся 10% транспорта, последствия будут более ощутимыми. Буквально на днях появились очередные идеи в Европарламенте по поводу запрета на продажу машин с традиционными двигателями внутреннего сгорания (ДВС) в 2035 году. С одной стороны, до этого далеко. С другой, люди покупают машину, чтобы потом продать и приобрести новую. При известной дате перехода на электромобили спрос на традиционные авто возможно будет снижаться. Китай столкнулся с проблемой сильного загрязнения воздуха и решает её в крупных городах либо покупкой электромобиля, либо выбором в пользу общественного транспорта. Что касается Индии, то сейчас страна занимает одну позицию, а потом, возможно, ее изменит. Пойдут ли жители этой страны против мировых традиций? Не исключаю, что если заметная часть государств сократит потребление нефтяной продукции, то в отношении тех, кто этого не сделал могут изобрести какой-нибудь налог».

Международная торговля устроена так, что, когда страна получает слишком большое преимущество, оно регулируется налоговыми механизмами», – отметил экономист.

На потребление энергоносителей также повлияет рост инфляции в странах Запада, напомнил эксперт: «Инфляция в развитых странах сейчас очень высокая. Если центробанки не будут ничего делать, то стагфляция ожидается как в 70-х. Тогда может снизятся спрос и потребление нефти. Второй вариант: сильно поднять ключевую ставку. Это жёсткая рецессия, которая тоже роняет спрос на сырьё. Дилемма довольно тяжёлая».

Для полноценного освоения Россией восточного экспортного рынка сегодня не хватает транспортных мощностей, считает экономист.

«Пока мы больше надеемся на восточный рынок. Транспортных мощностей для поставок в Азию у нас еще недостаточно – ни у наших портов, ни у танкерного флота, учитывая возможные проблемы с его страхованием (часть перевозчиков просто не сможет возить российскую нефть из-за опасения вторичных санкций). Но если черное золото ещё как-то можно возить из Новороссийска и Санкт-Петербурга в Азию, то с газом всё не все так просто. Мощность имеющегося трубопровода в Китай ограничена, наших заводов по сжижению газа – тоже, еще мы частично зависим от импортных частей по обслуживанию агрегатов. Они изнашиваются, а часть работ по их ремонту требует очень высокой квалификации. Мы уже отправляли после выработанного ресурса «сименовскую» турбину на ремонт в Канаду, обратно нам ее до сих пор не вернули. Пока у нас есть только одна экспериментальная линия по поставке сжиженного природного газа на Ямале, но затраты еще ощутимые, а ее максимальный ресурс пока не достигнут. Наши возможности экспортировать сжиженный газ на сегодняшний день ограничены. Строительство трубопровода в Китай из месторождений Западной Сибири возможно, но это работа на несколько лет, она потребует больших вложений. Расстояния превысят те, к которым мы привыкли, а переход рек на Дальнем Востоке может стать проблемой. Исторически основной экспорт у нас был ориентирован на Запад, и вся инфраструктура рассчитывалась на это направление», — заключил Сергей Хестанов.

Теперь переориентируемся на Восток.

Автор: Николай Васильев
ТеГИ
нефть, цены, ограничения, энергоносители
Поделиться
Похожие новости