Новость экономики

Россияне могут отказаться от некоторых услуг

Россияне могут отказаться от некоторых услуг

Фото © «Московская газета»

04.11.2024 в 13:06:00
255

Сектор услуг в России может столкнуться с проблемами в связи с повышением кредитов и ослабления рубля. Наибольшее влияние окажет рост расходов на оплату труда и аренду, а также на товары и оборудование, многие из которых импортируются. В условиях ослабленного рубля и инфляционного давления эти затраты значительно увеличатся. Для потребителей это означает подорожание большинства услуг, включая доставку, фитнес-центры, парикмахерские и салоны красоты, что может заставить россиян сократить потребление услуг и чаще выбирать более бюджетные альтернативы, например, ходить за продуктами в магазин самостоятельно

Об этом сообщил «Московской газете» директор по стратегии ИК «Финам» Ярослав Кабаков.

По словам эксперта, кроме того, повышение ключевой ставки до 21% и выше также снижает доступность кредитов, особенно для малых и средних предприятий, которые доминируют в сфере услуг. Многие из них могут столкнуться с финансовыми трудностями из-за роста затрат и снижения числа клиентов. Однако до пандемийного сценария с пустыми торговыми центрами далеко.

Как все это отразится на доставке: не придется ли россиянам ходить в магазины, от чего уже многие отвыкли?

«Россияне с начала пандемии привыкли к доставке, причем это относится как к продовольственным, так и к непродовольственным товарам. Особенно это касается доставки в такие «труднодоступные» места, как дачи или больницы. Однако часто такая услуга, по крайней мере формально, является бесплатной, например, при достижении определенной суммы покупки, наличии бонусов или карты постоянного клиента. В то же время резкое увеличение стоимости доставки могло бы компенсироваться скидками на цену заказанных товаров», — поделилась своим мнением с изданием доцент кафедры налогов и налогового администрирования факультета налогов, аудита и бизнес-анализа Финансового университета при правительстве РФ Елена Смирнова.

Как непростая экономическая ситуация может отразиться на салонах красоты?

«Как практикующий врач-косметолог с более чем 20-летним стажем я внимательно слежу за влиянием экономической ситуации на индустрию красоты. Безусловно, текущие реалии — инфляция, рост ставок по кредитам, ослабление рубля — создают определенные вызовы для этой сферы. Очевидно, что такие факторы могут привести к повышению стоимости процедур, особенно с учетом широкого использования импортных препаратов и оборудования в инъекционной косметологии. Рост курса валют и усложнение логистики неизбежно скажутся на ценах. Однако, на мой взгляд, вряд ли стоит ожидать такого драматического обвала рынка, какой мы наблюдали во время локдауна 2020 года, когда многие клиники и салоны были вынуждены полностью приостановить работу. Да, экономические сложности создают напряжение, но индустрия красоты продолжает функционировать. Более того, я убеждена, что услуги квалифицированных косметологов останутся востребованными даже в непростые времена. Ведь забота о своей внешности — это не просто прихоть, а психологическая необходимость для многих людей. Игрокам рынка придется адаптироваться к новым реалиям. Залогом успеха станут грамотное ценообразование, оптимизация расходов, персонализация программ, развитие сервиса», — сказала «Московской газете» врач-косметолог Светлана Бугрова.

Доктор делового администрирования (MBA/DBA) по юриспруденции, экономике и управлению Роман Синицын отметил, что российская экономика переживает период турбулентности, словно корабль, попавший в шторм. И одной из наиболее уязвимых «надстроек» в этой ситуации оказывается сфера услуг:

«В кризис инвестиции в лояльность клиента важнее краткосрочной прибыли. Речь идет как о точечных скидках, так и о комплексных программах лояльности. Например, крупные сети фитнес-клубов предлагают годовые абонементы с 20% дисконтом. Многие медицинские центры внедряют телемедицинские консультации по сниженным тарифам».

По мнению члена центрального совета независимого профсоюза «Новый Труд» Анатолия Баранова, если цены на доставку вырастут пропорционально, вряд ли кто-то откажется от этой услуги. Между тем пропорционально официальной инфляции цены не растут.

«Есть некий мультиплицирующий эффект. Можно ждать, что доставка к концу года обойдется нам процентов на двадцать дороже, нежели в начале. Но маловероятно, что многие начнут экономить на ней. При этом зачастую людям удобнее зайти за товаром в пункт выдачи заказов в соседнем дворе, чем ждать курьера дома в течение длительного времени. Другое дело, что инфляция, подорожание кредитов, ослабление рубля отражаются не только на курьерской доставке, но и на всем логистическом процессе: от складских работ до доставки на пункты выдачи заказов. То есть, вся относительная дешевизна товаров на маркетплейсах может исчезнуть. Тогда потери будут не в 8-10 процентов, а существенно больше», — отметил эксперт.

В связи со сложившейся ситуацией, вряд ли стоит ожидать обвала рынка услуг в России, считает доцент РГУ СоцТех Инна Литвиненко:

«В городах-миллионниках население привыкло к определенному уровню сервиса, не все готовы будут отказаться от возможности получить быстро и в срок необходимую услугу в обмен на дополнительный заработок или время, проведенное с семьей. Однозначно стоит ожидать удорожания в первую очередь сервисов такси, доставки и в целом транспортно-логистических услуг до 9-12%. Данный рост связан как с повышением ставки рефинансирования, инфляцией, так и грядущей предновогодней суетой. Определенный процент граждан может отказаться от некоторого перечня услуг, к примеру, услуги парикмахера, мастера маникюра, уборки помещений, либо прибегать к сторонней помощи реже».

Автор: Сергей Путилов
ТеГИ
услуги, россияне, ставка, кредит
Поделиться
Похожие новости