Новость экономики

Сергей Ложкин: «Скоро бизнес будет использовать искусственный интеллект так, как сейчас Excel»

Сергей Ложкин: «Скоро бизнес будет использовать искусственный интеллект так, как сейчас Excel»

«Московская газета» / Марина Новикова

30.04.2020 в 19:20:00
8118

Генеральный директор компании «NFP» рассказал о том, какая трансформация произойдет с отраслью IT и что надо сделать предпринимателям для сохранения своего бизнеса

Бытует мнение, что IT-отрасль — одна из наименее пострадавших от ограничений, введенных в связи предотвращением распространения коронавирусной инфекции. Эксперты, которые придерживаются такой точки зрения, мотивируют ее тем, что IT-отрасль работает в онлайне, а спрос на ее продукты в связи с массовым уходом бизнеса в интернет, только увеличивается. Действительно ли для сферы высоких технологий в России настало «золотое время», «Московская газета» узнала у генерального директора компании «NFP» Сергея Ложкина.

«NFP» реализует проекты в сфере роботизации, имитационного моделирования и ERP-систем по всему миру. Среди партнеров компании — «Лукойл», «ВТБ», Аэрофлот, BAYER и др. В 2017 году «NFP» вошла в топ-100 лучших консалтинговых компаний по версии RAEX.

В этом году представительство фирмы открылось в Дубае.

— Сергей Александрович, Вы руководите консалтинговой компанией, которая оптимизирует бизнес-процессы через IT-технологии. Сейчас сфера онлайн развивается с огромной скоростью. Как чувствует себя IT в текущей экономической ситуации, вызванной китайским вирусом?

— В целом состояние IT-сферы коррелируется с положением дел в других отраслях. Возможно, с небольшим запозданием. Ведь IT-отрасль и бизнес-консультирование — это сегмент для B2B-рынка, который работает так, как чувствует себя наш клиент: не физическое лицо, а именно организация. И здесь очень важно, в каком сегменте работает IT-компания. Например, есть консалтинг, сотрудничающий с ресторанами, и в нынешних условиях у таких компаний выручка упала на 90%. Мы же работаем в сегменте услуг для большого бизнеса: это первая тысяча ведущих компаний и госкорпораций России, которые в целом чувствуют себя терпимо.

— За счет чего крупные компании сейчас «держатся на плаву»?

За счёт их масштаба и объемов. Они работают инерционно, не могут быстро меняться и останавливаться. Кроме того, отличительная особенность IT — это постоянная цифровая трансформация, которая позволяет оставаться на пике эффективности. Именно сюда компании бросают все силы. Отсюда в определенных отраслях IT они не только не падают, но и растут. Если даже экономические показатели снижаются, в некоторых нишах может наблюдаться рост. Например, сюда можно отнести проекты по запуску электронного документооборота: раньше компании вели документооборот, используя бумажные носители, а теперь рынок находится в условиях, когда все экстренно должны переходить на электронный документооборот и внедрять новые технологии. Этому способствует и удаленный формат работы, и массовые сокращения. Но в то же время это дополнительные финансовые затраты.

— Такой «волшебный пендель»?

— Да, как говорят, «пока гром не грянет». Компаниям деваться некуда: электронный документооборот, настройка удалённой работы сотрудников и всё, что связано с оптимизацией процессов, становится очень востребованным.

— Как Вы считаете, сколько примерно компаний из вашего сегмента переживут кризис и останутся «на плаву»?

Около 50%. Но у каждого своя история. Крупные компании c выручкой от 1 млрд рублей в год, а это неплохой доход, переживут кризис с минимальными потерями. В этом сегменте, скорее всего, выживут практически все, но с сокращениями и перенастройкой процессов. Сложнее будет средним игрокам с годовым оборотом от 100 млн до 1 млрд рублей. Им нелегко найти фонды на выплату заработной платы — персонал в сфере IT стоит дорого. Из этой ниши обанкротится порядка половины. Если говорить о маленьких фирмах с оборотом до100 млн рублей, то они более склонны к выживанию: сегодня одна компания умерла, завтра на ее месте появилась новая. Ведь, по сути, это своего рода самозанятость в сфере IT: 2-3 человека собрались и что-то начали делать.

— В течение какого времени нишу обанкротившихся компаний могут занять новые? Ведь свято место пусто не бывает?

Не бывает. Но если выручка падает, то это как с нефтью — в целом рынок просядет. Станет меньше игроков, сократятся доходы. Соответственно, когда пойдет рост, тогда будут образовываться новые ниши.

— По Вашим прогнозам, когда у бизнеса начнется рост? Когда российская экономика очнется после нанесенного урона последствиями коронавируса?

— На мой взгляд, это осень или скорее январь следующего года. Смотря какими темпами пойдет «переформатирование» бизнеса. Сейчас ситуация похожа на положение, когда резко поменяли русло реки. Кто сможет свои суда быстро перенаправить по новому течению, тот и выживет. Происходят глобальные изменения: это и страшно, и одновременно интересно. С другой стороны, мне кажется, что нам, россиянам, не привыкать к кризисам, в отличие от европейцев. Наши соотечественники быстро привыкают к изменяющимся условиям. Это наше преимущество.

— Многие эксперты говорят о том, что сейчас нас как будто отбросило на 20 лет назад, и сегодняшняя ситуация очень сильно напоминает 90-е годы. Экономика под угрозой депрессии. Вы согласны с этим?

— Нет, я не согласен. В те времена предприниматели находились в ситуации, когда словно из детского сада сразу попали в институт. Сегодня мы достаточно хорошо понимаем, что такое бизнес. Разрухи уже не будет, страна сохранит устойчивые позиции. Бизнесмены готовы перестраиваться и работать по новым правилам. Государство нас не балует, и люди в этом плане крепчают.

— Можно сказать, что предприниматель сейчас для государства, как нелюбимый ребенок в семье?

— Да, но в таких условиях человек вырастает сильным и с характером. Я знаю многих бизнесменов, которые сегодняшнюю ситуацию рассматривают как шанс улучшить свою деятельность и укрепиться на рынке.

— Как Вы оцениваете меры поддержки предпринимателям, разработанные государством?

— Хорошо, что они вообще есть. Заявленные меры носят скорее рекомендательный характер. Но мы ими не смогли воспользоваться: банки нам отказали в получении беспроцентного кредита на выплату заработной платы. Конечно, кто даст беспроцентный кредит? Они оценивают риски. И если эти риски не покрыты обязательствами государства, то банк денег не даст.

— Что сейчас крайне необходимо бизнесу для успешного развития?

—Бизнесу необходимы четкие, прозрачные правила и стимулирование спроса на его услуги. Нужно сформировать более прозрачную историю контрагентов, которые участвуют в государственных тендерах. Мы все знаем случаи, когда проводились сомнительные закупки бордюров или создавались нерабочие цифровые порталы. Непонятно, куда ушли деньги, направленные на цифровизацию. Да, государство выделяет средства. Но необходимо также следить за тем, чтобы деньги правильно работали, повышали экономику компании, бизнеса, государства... Мы готовы трудиться. Вопрос в том, чтобы нам давали такие контракты, предоставляли право участвовать в конкурсах. Если по госконтрактам удастся добиться высокого показателя прозрачности, который повысится на уровне принятия решений, то это создаст здоровую среду для бизнесменов. Очень важно выстраивать процессы и вливать деньги в экономику, но с использованием эффективных и прозрачных механизмов. Тогда всё заработает иначе, более эффективно.

— Сергей Александрович, какие рекомендации дадите бизнесу? На что им следует сейчас обратить внимание?

Сейчас встал вопрос цифровой трансформации с внедрением современных технологий и удаленной работы. Поэтому в первую очередь руководители компаний просто обязаны повышать свой уровень знаний и компетенций в сфере IT. Людям «старой закалки» надо заставлять себя в эти технологии погружаться, осваивать программу Excel. Через какое-то время необходимо будет знать, как использовать искусственный интеллект в качестве своего цифрового помощника. Без этого современный менеджер не сможет работать. Если руководство, ядро компании сможет адаптироваться и быть гибким, то многие трудности можно миновать. Такая компания сможет сжаться, трансформироваться и её не убьёшь.

Автор: Беседовала Марина Новикова
ТеГИ
IT-сфера, бизнес, выживаемость
Поделиться
Похожие новости