Новость экономики

Спасёт ли азиатский рынок российскую угледобычу?

Спасёт ли азиатский рынок российскую угледобычу?

Фото © «Московская газета»

19.08.2022 в 11:03:00
2507

После вступления в силу эмбарго ЕС на поставки российского угля экспорт ускоренными темпами переориентируется на азиатские рынки. Об этом рассказал депутат Госдумы, первый зампред комитета по энергетике Игорь Ананских

Парламентарий отметил, что отказ Евросоюза от российского угля – это, конечно, плохо, однако Китай и другие страны Азии с динамично развивающимся энергетическим сектором способны стать полноценной заменой Европе, где число угольных электростанций в любом случае неуклонно сокращается.

Полный запрет на покупку угля в России вошло в пятый пакет санкций Евросоюза и окончательно вступил в силу с 1 августа. Однако экспорт на европейском направлении постепенно снижался уже в течение нескольких месяцев. Впрочем, это падение удалось почти полностью компенсировать. Аналитики Центра развития энергетики подсчитали, что снижение объёмов экспорта российского угля в июле составило лишь 3 млн тонн, хотя могло быть значительно выше. Остальные выпадающие объёмы были переориентированы в Индию и Китай. Экспорт в эти страны за июль вырос на 60% и 42% соответственно и в общем прибавил 2,8 млн тонн.

Часть экспертного сообщества восприняла эту новость с большим оптимизмом. Доктор экономических наук Константин Ордов заявил, что успешная переориентация экспорта на восток стала прекрасным известием для угледобывающих регионов и компаний, которые уже готовились к кризисным временам. Теперь же отрасль может чувствовать себя более уверенно.

Действительно, в России есть несколько субъектов, критическим образом зависящих от успешного развития угольной промышленности. В первую очередь это Кемеровская область, в которой от добычи угля поступает 40% всех налогов, и Коми, где угольная отрасль обеспечивает свыше 30% ВРП. В прошлом году Минэкономразвития даже опубликовало масштабный план по диверсификации экономик этих регионов, предусматривавший привлечение инвестиций на сумму около полутриллиона рублей на развитие проектов, не связанных с добычей угля. Однако в условиях текущей экономической нестабильности у бизнеса вряд ли будут стимулы вкладывать серьёзные средства в проекты, которые начнут приносить прибыль лишь через несколько лет. Поэтому экспорт угля остаётся ключевым условием поддержания экономической стабильности в Кузбассе, Коми, Ростовской области и других субъектах РФ, где традиционно развита добыча этого вида полезных ископаемых.

Впрочем, и с переориентацией экспорта на восток не всё так гладко. Во-первых, следствием закрытия европейского рынка для российского угля стала необходимость снижать цены для оставшихся потребителей. Сейчас дисконт доходит до 45-50% от мировых цен, что составляет около $200 за тонну угля. В таких условиях даже сохранение общих объёмов экспорта на прежнем уровне не означает получение тех же доходов, что и до начала СВО. Кроме того, сложности могут возникнуть с логистикой.

Эксперты отмечают, что в России существуют проблемы с транспортной инфраструктурой в Сибири и на Дальнем Востоке. По словам аналитика ФГ «Финам» Алексея Калачёва, Китай и Индия, конечно, могут принять на себя большие дополнительные объёмы российского угля, но их нужно ещё доставить. Пропускная способность железных дорог в восточной части РФ и Северного морского пути на данный момент недостаточная, а их расширение потребует времени и денег. Пока экспортёры пользуются более развитой инфраструктурой портов Чёрного и Балтийского морей, но через них везти уголь в Азию намного дольше и дороже.

Между тем, отказываются от российского угля не только ЕС и Британия, но и часть традиционных азиатских клиентов. В частности, о намерении в кратчайшие сроки заменить уголь из РФ другими поставщиками сообщал премьер-министр Японии Фумио Кисида. О планах отказаться от российского угля, необходимого как для энергетики, так и для производства цемента, в апреле объявили в правительстве Южной Кореи. Ранее республика зависела от поставок из РФ на 75%, однако уже в I квартале этого года благодаря росту закупок австралийского сырья эта зависимость упала до 62% и продолжит сокращаться.

И самое главное – нет никаких гарантий, что инвестиции, вложенные в проекты по расширению угольного экспорта в Китай и Индию, успеют окупиться. Если речь действительно пойдёт о кардинальном расширении транспортных возможностей для доставки топлива в Азию, эти многомиллиардные вложения должны будут компенсироваться долгие годы.

Но использование угля не только в Европе, а в мире в целом оказалось под давлением экологических факторов. Угольная энергетика – одна из самых грязных и наносит вред окружающей среде.

В прошлом году на 26-й конференции сторон рамочной конвенции ООН по борьбе с изменениями климата в шотландском Глазго 50 стран официально взяли на себя обязательства по отказу от угля в обозримом будущем. Среди подписантов не оказалось Китая и Индии, однако были другие динамично развивающиеся страны Азии – Южная Корея, Индонезия и Вьетнам, входящие в первую десятку потребителей угля.

Другие крупные государства региона также придерживаются курса на отказ от использования угля в своей хозяйственной деятельности. Таиланд объявил о полном прекращении использования этого вида топлива к 2030 году, а правительство Филиппин ввело мораторий на строительство новых ТЭС. И даже Китай поставил себе цель достичь углеродной нейтральности к 2060 году, всего на 10 лет позже Евросоюза. Уже сегодня на КНР приходится абсолютное большинство всех строящихся в мире ТЭС, а вскоре угольная энергетика пойдёт на убыль и в Поднебесной. Из этого следует, что основные проблемы угледобычу ждут отнюдь не от европейского эмбарго – оно лишь немного приблизило наступление кризиса.

Автор: Алексей Черников
ТеГИ
россия, уголь, угледобыча, экспорт
Поделиться
Похожие новости