Новость культуры

Фильм «Текст» — о жертвах системы, которые отчаянно хотят жить нормально

Фильм «Текст» — о жертвах системы, которые отчаянно хотят жить нормально

Фото: © Московская газета/Дарья Евсеева

18.10.2019 в 13:07:00
18720

Жизнь в телефоне — актуальная проблема современности, причем не только в России. Об этом и не только — фильм «Текст» по бестселлеру Дмитрия Глуховского. 17 октября состоялся спецпоказ киноленты. После просмотра режиссер и артисты, сыгравшие главные роли, обсудили её с аудиторией.

Фильм и книгу также сопоставляли с киношедевром «Джокер» Тодда Филлипса и делом Ивана Голунова. С «Джокером» — потому что картина о страданиях и переживаниях героя, о его внутреннем мире и месте в обществе, она представляет собой фильм-биографию.

С Голуновым — из-за созвучности фамилий Голунов-Горюнов и схожести ситуации, связанной с наркотиками, в которую попал герой. Книга писалась задолго до всего этого. Как пророчество.

Роман Глуховского основан на реальных наблюдениях писателя. Книга, над сценарием для экранизации которой работал писатель, поражает своей детальностью и легкостью письма — читается на одном дыхании. Есть такие интимные подробности, которые откликаются в сердце каждого, кто с ними знакомится в процессе прочтения и просмотра.

В фильме была немного другая хронология и чуть меньше деталей, но некоторые сцены были художественно усилены, например, та, с которой и начался фильм, и которая задавала тон всей картине. Мама Тамара Ивановна не пускала сына в клуб «Рай» с Верой (Софьей Озеровой) за то, что он не сдал экзамен по романской филологии: села перед выходом из квартиры и сидела. Но он всё равно пошел. Поругался с ней, извинился, сказал, что любит, и ушел.

Конфликт между родителями и детьми раскрыт не только в отношениях Горюнова с матерью, но и в том, как общается Хазин с родителями, в частности с отцом. Отец Хазина Юрий Андреевич считает себя всегда правым и «пожирает» людей своим авторитетом. Он называет сына Иудой и не признает его интересов. Юрий Андреевич не одобрял невесту сына Нину (Кристину Асмус), считая, что та его использует. Он как система, которая поглотила главных героев.

У каждого человека свой стандарт нормальной жизни. У главного героя Ильи Горюнова (Александра Петрова) один майор из наркоконтроля МВД — Пётр Хазин (Иван Янковский) — украл семь лет существования. Когда Илью арестовали, он только начинал жить, он только первый раз проявил характер в разговоре с матерью и отправился в ночной клуб «Рай». Там всё и закончилось. Илья защищал девушку Веру, которую чуть не забрал в отделение полицейский Хазин, и получил срок — майор подбросил ему мешочек с наркотиками, всё было задокументировано на камеру, были понятые, как полагается.

Горюнов попал в СИЗО, где был «примерным зэком», как мама учила. Будучи в заключении, он вынашивал план мести Хазину, регулярно заходил на его странички в социальных сетях — следил за его жизнью, которую тот выставлял напоказ: фотографии с гламурными девицами легкого поведения, с отдыха на море и прочие вещи. У него формировалось новое представление об образе жизни на основе картинок, которые он видел.

Мать ездила к нему, навещала, писала. Он привык к этому и готовился к встрече с ней после освобождения, но когда вернулся, никто не ответил на домофонный звонок: мама умерла. Положение отчаянное. Илья пошел к Вере в гости — в книге он ей звонил, но она его на порог не пустила, сказала, что у нее новая жизнь, напомнила, что пять лет назад они расстались.

Затем Илья Горюнов решил выследить Педро Хазина, опять же по фотографиям в социальных сетях. Он был на Рочдельской улице. Там они встретились. На этом моменте, по задумке режиссера Клима Шипенко, было придумано новое художественное решение конфликта между Горюновым и Хазиным. По книге, он идет его убивать, а в фильме — поговорить, и нужно было оправдать, почему Илья убивает полицейского. Для этого думали над новой фразой Хазина, которая вызовет волну злости и негодования у Горюнова: её придумал Иван Янковский.

«Иди отсюда к маме своей», — придумал он. И эти слова прекрасно вписались в картину.

Кстати, профиль Хазина в Инстаграме был специально создан для фильма, и он существует до сих пор — никто его не удалял.

Все переписки, которые стали доступны Горюнову, когда телефон Хазина попал к нему в руки, были реальными, их специально готовили, внимательно сверяли время и даты и практически ничего не монтировали, по словам режиссера.

Через социальные сети, SMS, видео, e-mail, диктофонные записи, фотографии и видео на телефоне Илья узнал о Хазине немало подробностей. Благодаря этому он смог доживать его жизнь, быть Петей Хазиным. В фильме это хорошо проиллюстрировано университетским рисунком Ильи — иллюстрацией к роману Франца Кафки «Превращение». Удачным финальным художественным решением было сделать сцену, где герой стирает свой рисунок, когда за ним пришла полиция. Он потерял свою жизнь, довершив дела Пети Хазина.

Также был душещипательный диалог Ильи с Хазиным в канализации, который и показал, что зря он его убил. В довершение всего: финальная сцена на кладбище, когда на могилу Тамары Ивановны и Ильи пришла Нина с дочкой, которую она родила от Пети Хазина.

Зрители отозвались о премьере положительно, выразили слова благодарности за картину. Кто-то даже выходил из зала, когда была сцена избиения Хазина Горюновым: многих потрясла выразительность игры Петрова и Янковского.

Актёры признались, что для них кастинг был не каким-то рядовым. Кристина Асмус многократно читала роман Глуховского «Текст», Иван Янковский, прочтя сценарий к фильму, увидел себя в образе Петра Хазина, а Александр Петров хотел проработать образ Ильи Горюнова вместе режиссером Климом Шипенко. Как выразился режиссер, «кастинг получился судьбоносным».

Некоторые вещи для них были в новинку, в частности, для Кристины Асмус — участвовать в постельных, откровенных сценах, для Ивана Янковского — выступать в роли оператора (он снимал на телефон) и играть полицейского, для Александра Петрова — «по-настоящему пить водку на съемочной площадке».

Также зрители отметили, что фильм «Текст» по эмоциональному напряжению, по трагичности и художественной красоте не уступает фильму «Джокер».

Автор: Дарья Евсеева
ТеГИ
Дмитрий Глуховский, Текст, Александр Петров, Джокер
Поделиться
Похожие новости