Какие главные задачи в жизни стоят перед человеком и почему дети — это аванс
Судьба педагогической журналистики как «некоммерческого проекта» в постсоветской России непроста. Часть изданий, адресованных детям и подросткам, прекратила существование после десятилетий плодотворной работы. Александр Фурсов, религиозный философ и главный редактор издательства «Школьная пресса» рассказал о своей работе и своих взглядах на воспитание детей
— Александр Павлович, Вас можно назвать ветераном педагогической журналистики. Расскажите, пожалуйста, как Вы пришли к руководству целыми тремя журналами. Это ведь почти как быть многодетным отцом.
— Не думаю, что ко мне подходит определение «ветеран». Скорее, я считаю себя тем, кто всегда в начале пути, а тот, кто в начале, всегда полон сил, свежести, молодости, энергии. И эту силу, свежесть, молодость, энергию мне дают три журнала, которые выходят в московском издательстве «Школьная Пресса», «Духовно-нравственное воспитание» (редактирую с 2001 года), «Русская словесность» (редактирую с 2016 года), «Воспитание школьников» (редактирую с 2020 года). Подготовка материалов (само их содержание) одновременно и отбирает силы, и возвращает вдвойне, втройне от взятого. Как я руковожу тремя журналами: был (рос и кристаллизовался) опыт руководства одним журналом, и он дал возможность взять второй журнал; был (еще более рос и еще более кристаллизовался) опыт руководства двумя журналами, и он дал возможность взять третий. И еще можно сказать так: второй и третий журнал уже были внутри первого журнала – как завязь, вызрели в нем, родились из него. И еще – руководить, как это ни парадоксально, тремя журналами легче, чем одним также, как воспитывать, как, например, в моей семье, четверых детей легче, чем одного. Каждый новый номер «своих» журналов я сравнил бы со своим новым ребенком — так они для меня ценны и дороги. Их выход, их рождение, конечно, имеют прочный профессиональный фундамент: это моя учеба в Литературном институте имени А.М. Горького, работа в районных и областных газетах, в 90-х годах – в крупнейших печатных изданиях, таких, как «Учительская газета», газета «Труд».
— «Духовно-нравственное воспитание» – скажем прямо, есть более популярные темы в наше время. Востребован ли журнал с таким названием?
— Эта тема, как я вижу, и есть самая популярная, основная и основная тема для человека и должна стать еще более популярной, главенствующей. Потому что это смыслообразующая тема. Тема «духовно-нравственное воспитание» внутри каждого из нас, она бьется как пульс, звучит как мелодия, она дыхание жизни. В «Чхандогье упанишаде» сказано, что, дыхание – главная из жизненных сил, главнее речи, глаза, уха, разума. Эта тема воспитания-дыхания (воспитания в духе, иначе духовно-нравственного воспитания) чаще всего не называется, не определяется человеком, но мы имели смелость ее назвать и вынести в название журнала. Задача человека в жизни – расти, развиваться, ветвиться, как растет и ветвится дерево, как маленький ручей развивается в большую реку – т.е. всё время воспитывать себя, подпитывать себя, но именно из своих собственных резервов, которые надо искать в себе, которые надо извлекать из себя, которые надо копить, которые надо растить – для того чтобы восходить из себя самого, стать собой-зарей, собой-восходом, собой-рассветом. Это задача жизни, это задача духовно-нравственного воспитания, всё ей должно быть подчинено, всё ей не может быть не подчинено.
Востребован ли журнал, вы увидите из отзывов наших читателей и авторов, которые поступили в редакцию к 20-летию издания. Позвольте я их приведу: «Дорогой журнал, мы любим тебя, любим, потому что ты близок нашим душам, мы радуемся тому, что в тебе нет нарочитого морализаторства, а есть открытость и доверие, мы восхищается тем, что ты неназойливо открываешь нам различные грани человеческого бытия и вместе с нами, читателями, ищешь истину, «всё испытывая и хорошего придерживаясь». «В наш век торжествующей рациональности, гордынной автономии «я», самонадеянности цивилизации, отодвигающей христианство на задворки истории, журнал демонстрирует силу, действенность и глубинную правду христианского просвещения, обращенного к целостному человеку, к личности внутренне растущей, стремящейся «во всем дойти до самой сути», распахнутой другому, чувствующей свою нужность миру и ответственность за него».
— Замечательные отзывы. Вас можно только поздравить, Александр Павлович. Может быть поделитесь своей концепцией, каким должен быть журнал о воспитании? На какие журнальные традиции вы опираетесь? Как выстраиваете номера?
— Я вообще не сторонник определений, концепций, заданности. Какая была концепция у о. Павла Флоренского, когда он, находясь в лагере, в заключении, воспитывал своих детей благодаря своим поразительно глубоким письмам? Каждое из них достойно целого номера комментариев, которые постепенно выстраиваются в его концепцию воспитания, в его личную педагогику. То есть мы не формулируем концепцию и следуем ей, но концепция постепенно рождается из самой жизни журнала, из самого его содержания. Каждая статья, каждый номер что-то добавляет в концепцию, всё более обогащает отечественную педагогику, воспитательную палитру школы новыми красками, которые, подобно иконам Андрея Рублева и Дионисия, сохранило в неприкосновенности наше православие, другие традиционные наши религии. Номер журнала – это живой организм, одна статья зовет другую, окликает ее, приглашает ее, зовет ее, один номер зовет другой, всё время идет эта перекличка, всё время слышны эти оклики, эти зовы.
— А самые яркие моменты, связанные с работой над педагогическими журналами, можете назвать?
— Это моменты, связанные с работой над региональными номерами, номерами, посвященными духовно-нравственным и педагогическим ценностям того или иного учебного заведения, которые как правило всегда связаны с поездками-паломничествами по стране и за рубеж. Так, мы сделали около пятидесяти региональных номеров журнала «Духовно-нравственное воспитание», по сути, выполняя задачу, которую в беседах с оптинскими старцами ставил перед собой Николай Васильевич Гоголь: написать духовную географию России. Мы, надеюсь, в чем-то пишем ее. Я назову только несколько номеров, наиболее важных для меня лично, — это номер журнала «Духовно-нравственное воспитание», посвященный 90-летию Свято-Сергиевского Богословского института в Париже, это номер журнала «Русская словесность», посвященный русским былинам, это номера журнала «Воспитание школьников», посвященные опыту воспитательной работы в именных школах Республики Хакасия и Республики Алтай.
— Может быть, есть и какие-то грустные моменты?
— Грустные моменты связаны с уходом из жизни дорогих людей, всецело тебя понимающих и поддерживающих, – это валаамский монах отец Мефодий, много лет духовно окормлявший журнал «Духовно-нравственное воспитание», моя мама Валентина Алексеевна и мой старший брат Анатолий, всегда веривших в дело, которому я стараюсь служить своими скромными силами.
— Вы как-то чувствовали, что ваша жизнь будет связана с детской темой?
— Мне всегда было легче общаться с детьми, чем со взрослыми, или со взрослыми, которые сохранили в себе детскость, о которой говорил о. Павел Флоренский: «В этом возрасте (раннем детстве), и чем раньше – тем сильнее, от ребенка распространяется глубинная мудрость, и этой мудрости человек если и достигает потом, то лишь исключительный, подвигом жизни».
— Кроме того, что Вы «многодетный» редактор, Вы ещё и многодетный отец. Что Вы считаете главным в воспитании?
— Я избегаю этого определения «многодетный отец». Я отец четырех сыновей. Самое главное, что они взяли у отца – это умение чувствовать текст, видеть его смысловое ядро: как текст книги, так и текст жизни. Главное в воспитании – понимание того, что дети — это не наша собственность, дети – это аванс, который дан нам Богом для того, чтобы мы могли проявить в деле помощи в возрастании другого человека свои лучшие качества. И еще мое убеждение: дети должны рождаться в большой любви и от большой любви.
— А что такое детство?
— Детство – то, что никогда не заканчивается в нас, в каком возрасте мы бы ни были, детство – то, что связано не со временем, а с вечностью, детство – пора, когда мир вплавляется, вписывается, врезывается, врубливается, вставляется, вплетается, ваяется в нас, пригвождается к нам, по словам древнеиндийского поэта Бхавабхути, – так сильны впечатления детства. В детстве всё для нас уже предсказано и нам предуведомлено, воспитание же в том, чтобы различать и понимать эти знаки-предсказания-предчувствия.
— Те, кто знаком с вашей биографией, думаю, отмечают эту замечательную награду «За нравственный подвиг учителя». Расскажите о своем участии и победе в этом конкурсе.
— Лауреатом в номинации «Лучший издательский проект года» стал специальный номер журнала «Духовно-нравственное воспитание», посвященный духовно-нравственным и педагогическим ценностям Республики Карелия. Через весь номер, как связующие нити, проходили образы героев карело-финского эпоса «Калевала», который я полюбил с детских лет за мудрость его героев, таинственность и музыкальность его рун, о котором много писал в зрелые годы. Номер необыкновенно украсили редкие иллюстрации к эпосу «Калевала», выполненные мастерской Павла Филонова.
— Вы не только профессиональный журналист, вы ещё и писатель, философ. Что является источником вашего писательского творчества?
— Глубокое творческое страдательное переживание самой жизни, всего, что посылается, отправляется, движется к тебе. Всё это нужно органично, естественно вписать в себя, как вписан младенец Христос в фигуру Богоматери в Валаамской иконе Божией матери работы монаха Алипия.
— Зачем Вы пишете?
— Хочу рассказать о своем духовном, внутреннем опыте другим, об этих удивительных всплесках личного глубинного бытия, творческого его переживания, именно рассказать, потому что передать опыт невозможно. Возможно рассказать об этом, но через культуру – книги, фильмы, поэзию, живопись, скульптуру, музыку, природу. Я предпринял попытку это сделать в трёх томах своего лирико-философского религиозного трактата, который называется «Книга Всплесков. Духовное переживание культуры».
— Вы чувствуете себя счастливым человеком?
— Немецкий философ Мейстер Экхарт говорил: «Благодать не есть нечто застывшее, она – вечно становящееся». Счастье из этой же категории «вечно становящегося». Впрочем, у меня в жизни было несколько моментов, когда я понимал, что переживаемое мною ныне — одна из высших точек моей жизни, высшее ее время, и такой уже не будет, и это и есть счастье. Как правило, такая точка – фокус уже пережитого или указатель к тому, что еще предстоит пережить.
— Что для человека главное в жизни, по-Вашему?
— Человек рождается дважды, вернее, призван родиться дважды – физически и духовно. Главное в жизни – родиться духовно, пройти-пережить-прочитать в себе свое личное Евангелие, принять-перенести свою личную Голгофу, увидеть свое личное Воскресение, собственную Пасху как подлинный итог жизни, ее сладкий, истекающий соком бытия, плод.
-
«Московская газета» изучила вопрос, с кем родители могут оставить своих детей, чтобы спокойно сходить в кино...23.01.2020 в 11:19:0014312
-
Падение из окна является одной из основных причин детского травматизма и смертности20.04.2019 в 14:31:004554
-
«Московская газета» продолжает публикацию серии статей француза Николя Доло «Москва глазами парижанина...01.10.2018 в 14:03:005332
-
В российской столице частным детсадам отдают предпочтение больше родителей, чем в других регионах.04.06.2018 в 15:48:006225
-
По словам уполномоченного по правам ребенка количество таких случаев возросло.12.08.2017 в 16:27:003816
-
Как сообщили в пресс-службе Следственного комитета РФ, с декабря 2013 по май 2016 года в социальной сети «ВКо...15.11.2016 в 16:31:004273