Новость общества

165 километров иранских гор: кому придётся вкладываться в достройку железнодорожного коридора «Север-Юг»

165 километров иранских гор: кому придётся вкладываться в достройку железнодорожного коридора «Север-Юг»

Фото © «Московская газета»

07.07.2022 в 10:34:00
5428

РЖД отправило первый полносоставный контейнерный поезд в Индию, сообщил «Интерфакс». По информации агентства, поезд пойдёт по восточной ветке сухопутного коридора «Север-Юг» с использованием железных дорог России, Казахстана, Туркмении, Ирана и Индии — однако, часть пути грузу придётся идти морем: необходимый для транзита участок железной дороги в Иране не достроен. Ориентировочное время запущенного РЖД транзита— 35-37 суток, передаёт «Интерфакс»

«Московская газета» обсудила с экспертами судьбу перспективного и недостроенного транспортного коридора «Север-Юг», который может открыть России рынки сбыта в Индии, Персидском заливе и даже в Африке, — и то, насколько различные страны заинтересованы в завершении этого проекта.

По просьбе Ирана азербайджанское правительство оказало содействие в строительстве инфраструктуры транспортного коридора, протянув небольшой участок железной дороги в несколько километров, — и на этом дорога сейчас заканчивается, рассказал «Московской газете» Председатель российско-иранского Совета по общественным связям, гендиректор Центра изучения современного Ирана Раджаб Сафаров.

«От иранского города Решт до иранского города Астара остаётся ещё примерно 165 километров — сообщил эксперт. — Это ярко выраженная горная местность со сложными горными породами, где необходимо прорыть более 20 тоннелей, установить подвесные мосты — в общем, здесь над инфраструктурой железной дороги придётся поработать. У Ирана по ряду причин не доходили руки до завершения этого проекта, доведения железной дороги до азербайджанских линий. Это дорогостоящее дело, к тому же, у Ирана скорее всего нет для этого соответствующей техники и технологий. У страны в последнее время были более насущные задачи: остановить инфляцию, поднять уровень жизни населения в санкционных условиях. А такие долгосрочные проекты требуют миллиардов долларов. Приоритеты Ирана лежали в сфере внутренней политики. К тому же предыдущее правительство Ирана уделяло мало внимания этому проекту. Правительство Хасана Рухани слабо разбиралось в экономике, а сам Рухани только на словах поддерживал транспортный проект, который его кабинет министров практически заморозил».

При этом «Север-Юг» уже давно мог бы вывести Иран из состояния крупного регионального государства в состояние крупнейшего транспортного хаба, где будут сосредоточены интересы многих государств, которые будут заинтересованы в стабильности Ирана, отметил Раджаб Сафаров.

«Страна может получить от коридора «Север-Юг» сотни миллионов долларов в год. Транспортные возможности коридора — гигантские: 110 миллионов тонн в год. На месте иранских властей я, что называется, оставил бы свой последний обед и начал бы срочно собирать деньги на этот проект. Потребуется порядка 1,2-1,5 миллиардов евро, чтобы достроить железную дорогу», — пояснил руководитель Центра изучения современного Ирана.

По его словам, транспортному проекту мешала и геополитическая обстановка; сейчас Иран намерен достроить железную дорогу от Решта до Астары, но это только намерение Ирана.

«Санкционная политика Запада во главе с США вынуждала Иран готовиться к защите от всяческих угроз. Страна находится в окружении практически недружественных государств, за исключением Ирака, который только недавно перестал быть таковым. Ирану нужно было решать геополитические и оборонные вопросы. При этом я бы не сказал, что у Ирана нет денег на строительство железной дороги. Иран — крупное нефтегазовое и нефтехимическое государство. Просто приоритеты были расставлены по-другому. Иран выражает намерение завершить проект к марту следующего года. Однако, кто из международных компаний будет его финансировать, пока не известно», — сказал собеседник «Московской газеты».

Россия и конкретно РЖД всегда интересовались проектом «Север-Юг», отметил Раджаб Сафаров: «Но этот проект в любом случае отвечает насущным интересам России. Не думаю, что существующая геополитическая обстановка будет сохраняться вечно, поскольку экономические интересы пробьют себе дорогу. На месте России я бы нашёл финансирование и помог Ирану как можно быстрее закончить этот участок. Доходы российской стороны от транзита с лихвой компенсировали бы все инвестиции. Получилось бы повлиять на ход транспортных артерий в мире. Если коридор «Север-Юг» будет запущен, интерес к перевозкам по Суэцкому каналу уменьшится на 5-10%. Отмечу, международное транспортное лобби всячески осложняло жизнь Ирана, чтобы у страны не было возможности заняться этим проектом. Сейчас деловые интересы России переориентируются на Восток, и проект «Север-Юг» становится жизненно важным, его нужно реализовать как можно быстрее, чтобы наладить контакты между компаниями из России и Индии, Китая, Пакистана, Афганистана, Ирана. Когда международная ситуация изменится, эти страны могут через Россию выйти на европейский рынок, и это будет одна из статей российского геополитического влияния».

При этом, чтобы достроить дорогу, необходимы западные технологии?

«Я бы не сказал, что всё зависит от западной техники. Да, западные игроки более продвинулись вперёд в плане технологий. У России тоже есть определённого уровня технологии. Но для строительства такого крупного международного проекта нужны современные супертехнологичные возможности. В ближайшее время Иран может самостоятельно получить технологии с Запада или через третьи страны. Сейчас есть тенденция к достижению соглашения между Ираном и странами «большой четвёрки» — Германией, Бразилией, Индией и Японией, которая скоро, такое чувство, станет «большой пятёркой» из-за присутствия США. Но у Ирана есть главное требование — чтобы со страны сняли санкции. Для Запада же, на мой взгляд, важно не столько ядерное разоружение Ирана, сколько переориентировать страну на себя и создать дистанцию в её отношениях с Россией. Ирану, в свою очередь, нужны высокие технологии и зарубежные инвестиции. Если инвестиции Запад не может дать, то технологии у него есть. Либо, «плечо» для достройки транспортного коридора может подставить Китай. Его техника не очень сильно уступает западной», — заметил Раджаб Сафаров.

Позволит ли Запад Китаю «подставить плечо» в строительстве транспортного коридора, который может отнять у Суэцкого канала 10% грузопотока?

«Конечно, Запад не заинтересован, чтобы коридор «Север-Юг» вообще был. Но КНР — всё-таки гигантское государство. Китай является одним из бенефициаров этого проекта, поскольку основные поставки будут из Индии и из Китая, — пояснил эксперт. — Также Иран может заключить по этому поводу специальное соглашение с Азербайджаном. У Азербайджана идеальные отношения со всем мировым сообществом, кроме Армении. Можно поручить Азербайджану достраивать участок железной дороги. На каких условиях страны договорятся, вопрос открытый. Но, полагаю, России хотелось бы не быть ведомой в этом проекте, а играть ведущую роль. Россия крайне заинтересована в коридоре «Север-Юг». Ирану, Азербайджану и России можно завершить строительство транспортного коридора совместно. Но наша страна пока находится под санкциями. На мой взгляд был бы идеален ирано-азербайджанский концерн».

Сколько времени потребуется в реальности для завершения проекта?

«В лучшем случае — это год, в худшем — два — полагает Раджаб Сафаров. — Но к концу 2023 года, мне кажется, этот проект будет работать полноценно. Может быть, не все инфраструктурные моменты будут закончены, но сам проект будет запущен, этого ждут очень многие страны. Реалистично ожидать этого в 2023 году. Интеграционные процессы, процессы переориентации России на Восток и новые рынки предполагают активное задействование всех логистических ресурсов и проектов, а «Север -Юг» является самым важным из этих проектов».

Своим видением ситуации с транспортным коридором «Север-Юг» поделился с «Московской газетой» уральский эксперт в области транспорта и логистики Яков Гуревич.

«Транспортным коридором «Север-Юг» я занимаюсь 20 лет — говорит Яков Гуревич. — Оптимальный вариант — если груз проходит через железные дороги Казахстана, Туркмении и Ирана и попадает в иранский порт, откуда идёт в Индию, Африку и другие страны. Этот путь даёт России колоссальное преимущество перед Европой, но его инфраструктуру надо развивать».

Можно ли говорить о преимуществе, если транзитное время сейчас будет составлять 35-37 суток — то есть, больше месяца?

«Время пути — это вопрос организации. Расстояние, например, от Оренбурга до иранских портов — 3000 км. От подмосковного Чехова — 5 000 км. При должной организации, синхронизации пути это расстояние можно проходить за несколько суток. У нас же действует транзит до Владивостока — 7 000 км за 7 суток. Есть многочисленные варианты обхода Каспийского моря, надо посчитать оптимальные. Необходимо смотреть пропускную способность, готовность иранских дорог. Но, я думаю, озвученное транзитное время объясняется множеством пограничных проблем, существующих на данный момент, несогласованностью, а также дорожными проблемами, связанными с колеёй, тягой и т.д. Первый поезд в Индию — это пробный шар, эксперимент. Есть серьёзные перспективы для улучшения инфраструктуры коридора «Север-Юг», — рассказал эксперт.

Почему такой перспективный транспортный коридор, дающий России такие преимущества и меняющий логистику мировой торговли, до сих пор не завершён?

По мнению Якова Гуревича, Россия до недавнего времени не проявляла максимальной заинтересованности в этом вопросе.

«Например, Казахстан на своей территории сделал всю транспортную инфраструктуру, Туркмения — тоже — пояснил собеседник «Московской». — Но зачем Ирану было строить эффективные дороги в горной местности, если свои внутренние грузы он и так неплохо возил? В том числе, чтобы обеспечивать транзит российских грузов. Если бы Иран в свое время увидел долгосрочную перспективу в российских грузах, если бы Россия тогда давала должные гарантии — другое дело. Но мы двадцать лет развивали другие транспортные коридоры, а тут вдруг пришлось менять направление. Чтобы с нуля построить железную дорогу в горной местности, нужно 3-5 лет. Проходка, тоннели, укладка...В перспективу 1-2 года я не очень верю. Предполагаю, что сейчас, в непростой экономической ситуации, под санкциями Россия может сделать это за 3-5 лет».

Заинтересован ли в завершении транспортного коридора «Север-Юг» Китай?

«Не думаю. Для Китая это определённая конкуренция. «Север-Юг» даёт России выход к Индии и Африке, где сейчас Китай за счёт морских перевозок доминирует», — заметил специалист.

Можно ли рассчитывать на заинтересованность и содействие в этом вопросе Азербайджана?

«Я не вижу большой роли Азербайджана в этом проекте. Не уверен, что большая часть грузов пойдёт с западного побережья Каспийского моря. Машиностроение мы туда поставлять не можем в серьёзных объёмах. Азербайджан и так построил определённую инфраструктуру для транспортного коридора и будет отвечать за свою часть. А за иранскую часть будет отвечать Иран, это страна с достаточными ресурсами», — заключил Яков Гуревич.

Автор: Николай Васильев
ТеГИ
ржд, поезд, север-юг, железная дорога
Поделиться
Похожие новости