Новость общества

Аналитики оценили перспективы российского авторынка до конца года

Аналитики оценили перспективы российского авторынка до конца года

Фото © «Московская газета»

09.07.2022 в 13:03:00
2242

Наметившийся в июне рост авторынка может смениться падением уже в июле. Приободрили было продажи стабилизация рубля, снижение цен у ведущих китайских марок и рост рынка автокредитования. Об этом сообщают «Ведомости» со ссылкой на «Открытие Авто»

Отрицательная динамика по отношению к прошлому году сохранилась, но в то же время, за первый летний месяц в РФ было продано 27,8 тысячи новых автомобилей (минус 82% к июню 2021 года, но плюс 14% к маю 2022-го). На этом фоне ежемесячные продажи в 30-32 тысячи машин уже можно будет считать достижением, отмечают аналитики.

За последние три месяца отечественный авторитейл пережил почти пятикратное снижение объемов продаж. Впрочем, во втором полугодии спрос может быть подстегнут обещанными правительством 20,7 млрд рублей. Деньги должны пойти на льготные кредиты, лизинг. Однако больших сдвигов на авторынке пока не наблюдается.

«Последние несколько месяцев российский авторынок остается в стагнации, продажи новых машин сокращаются. Положительная динамика в июне текущего года подкреплена такими факторами как укрепление рубля и регулярными поставками китайских и корейских автомобилей на склады официальных дилеров. Однако до стабилизации рынка еще далеко – нарушения в логистических цепочках, увеличивающие срок поставки новых авто, пока еще действующая не в полную силу схема параллельного импорта и возникающий из-за этого дефицит предложения в ближайшие месяцы будут негативно отражаться на динамике продаж. Кроме того, июнь стал первым месяцем за последние 15 лет, когда ни один бренд не увеличил рекомендованные розничные цены на свои автомобили, что положительно повлияло на уровень спроса. Также именно в первый месяц лета ключевая ставка по автокредитам снизилась до 9,5%, что простимулировало автомобилистов РФ на покупку автомобилей с помощью заемного финансирования», — сообщили «Московской газете» в пресс-службе ГК «Автодом».

В ГК «АвтоСпецЦентр» изданию рассказали, что «тенденция снижения продаж в сегменте легковых автомобилей возникла больше года назад, главным образом, в связи с нарушением поставок, спровоцированным пандемией COVID-19. Однако с конца февраля 2022 года сокращение продаж автомобилей в России продолжилось, усугубившись новыми ограничениями, и в мае достигло рекордного уровня. Минувший июнь принес относительную стабилизацию: россияне приобрели 27,8 тыс. авто – на 14 % больше, чем в предшествующем месяце. Наблюдалось снижение ключевой ставки кредитования ЦБ РФ и как следствие уменьшение процентов по автокредитам стимулировало спрос на покупку автомобилей, к тому же китайские автопроизводители привлекли клиентов скорректированными, более лояльными ценами».

«В то же время предпосылок для дальнейшего роста продаж на авторынке в настоящий момент нет – дефицит автомобилей сохраняется, удерживаются высокие цены, а поставки по параллельному импорту пока не заработали. Россияне все еще в ожидании снижения стоимости автомобилей. Сдержать в некоторой степени цены, возможно, позволят дополнительные объемы автомобилей, которые могут появиться на рынке за счет модернизации отечественного автопрома и продвижения китайских брендов на территории нашей страны, но не раньше сентября. При этом не нужно забывать, что российские и китайские автопроизводители не составляют достаточной конкуренции зарубежным автоконцернам. С учетом текущей ситуации не исключено, что до наступления осени сегмент легковых автомобилей ожидает стагнация и после кратковременного оживления в прошлом месяце авторынок продолжит свое падение в июле», — отметили в пресс-службе ГК «АвтоСпецЦентр».

Чем в таком случае можно объяснить взлет продаж в июне?

«Рост авторынка в июне прогнозировался аналитиками «Открытие Авто». Полагаем, что свою роль сыграли несколько факторов. Во-первых, возобновление активных выдач кредитов. Планомерное снижение ключевой ставки закономерно отразилось на ставках по автокредитованию, которые стали снижаться. За прошедшие 4 месяца Банк в России четыре раза снижал ключевую ставку, сейчас она составляет 9,5%. На этом фоне розничные банки корректируют ставки по автокредитам. Об этом говорят июньские выдачи автокредитов в том числе в банке «Открытие», которые превысили показатели мая по количеству выдач на 20%. Во-вторых, стабилизировались цены на автомобили. Причем на вторичном рынке цены уже вернулись на уровень февраля. А по новым авто в мае только три модели (Geely Coolray, Geely Atlas Pro и UAZ Patriot) из топ-20 наиболее популярных стали стоить дороже. Большая часть сохранили апрельские ценники, а некоторые (как Haval Jolion) даже подешевели. В-третьих, активизировались ряд автомобильных брендов, в первую очередь, китайских. Они не только снизили стоимость своих экспортных автомобилей для России, но и в мае-июне стали возвращать поддержки по trade-in и F&I-услугам, что позволило снизить конечную стоимость автомобилей. АвтоВАЗ запустил выпуск упрощенной Lada Granta. Основу продаж модели составила базовая версия Classic, которую лишили систем безопасности и удешевили до 678 тысяч рублей. В ряде салонов за такой «оптимизированной» машиной выстроилась очередь до сентября», — сообщили «Московской газете» в пресс-службе банка «Открытие».

Чего ждать в дальнейшем?

«Июль будет пятым месяцем подряд, когда остановлены поставки как готовой продукции, так и комплектующих. Ожидалось, что остроту дефицита немного смягчит схема параллельного импорта. Однако пока ее практикуют частные лица, а не дистрибьюторы. И пока неясно, будут ли поставки достаточными по объему, чтобы заместить ушедшие бренды. Кроме этого, есть неразрешенные проблемы «параллельного» импорта. В нынешнюю редакцию закона о таком ввозе товаров не включен пункт о том, что в ЭПТС не требуется согласие правообладателя. И даже если этот нюанс смогут вскоре поправить в нужном авторитейлерам русле, каналов поставки машин осталось немного уже сейчас. Факторов, которые бы смогли повлиять на то, что в июле будет продаваться больше автомобилей, чем июне, по-прежнему мало. Главный положительный момент – во второй половине года спрос в авторитейле обещает стимулировать правительство 20,7 млрд рублей. Деньги пойдут на льготные кредиты, лизинг, поддержку газомоторной техники и электромобилей. При этом у российских производителей дела обстоят далеко не так хорошо, как могло бы быть на фоне отсутствия конкуренции со стороны Запада. Основной игрок нашего рынка — АвтоВАЗ — из всей широкой палитры модельного ряда продолжит пока отгружать дилерам лишь упрощенные модели Granta. В июле должны начаться поставки «оптимизированных» версий Niva Legend и Largus. Однако пока вопрос, насколько они будут масштабными. Старт производства обновленной Vesta перенесен на 2023 год. Сегмент рынка китайских производителей также пока не показывает того роста, как ожидалось, хотя они и планомерно наращивают свою долю. Как бы то ни было, спрос в сегменте новых авто остается пока еще низким: ассортимент узкий, цены высокие, а реальные доходы россиян падают. На этом фоне российский автомобильный рынок давно развернулся в сторону автомобилей с пробегом. Этот сегмент на фоне стабилизации цен и всё более привлекательных ставок по автокредитам должен стать одним из драйвером роста авторынка в ближайшие месяцы», -—отметили в пресс-службе банка «Открытие».

Значит ли все это, что российский авторынок будет в дальнейшем лишь стареть и съеживаться?

«Проблемы на российском авторынке, вызванные санкционным давлением Запада, решаются достаточно медленно. Появились схемы по «серому» импорту, частному ввозу подержанных автомобилей из ЕС и перепродаже. Выросли цены на услуги посредников и случаи мошенничества. В то же время, китайские бренды начали ввозиться в больших количествах и это создает предпосылки к постепенному росту рынка. Говорить о каких-то адекватных цифрах продаж новых автомобилей, стоит ближе к концу года. Когда начнется выпуск отечественных марок без иностранных комплектующих. В СМИ больше озабочены доступностью легкового транспорта, хотя отсутствие запчастей в сегменте грузового уже вызвало спад предложения на перевозки. Стимулировать рынок могут льготные автокредиты и лизинг, но только если появится дополнительное предложение. Уход иностранных автопроизводителей с рынка РФ именно в 2022 году не вызвал ля них проблем, так как из-за кризиса чипов для автомобилей, нехватка предложения наблюдается по всему миру. Это значит, что быстрого и легкого пути для решения проблем доступности предложения автомобилей просто нет», — рассказал «Московской газете» Артем Тузов, исполнительный директор Департамента рынка капиталов ИК «УНИВЕР Капитал».

По словам ведущего эксперта УК «Финам Менеджмент» Дмитрия Баранова, «скорее всего, во втором полугодии ситуация на автомобильном рынке вряд ли улучшится и продажи автомобилей продолжат снижаться».

«Такому развитию событий может способствовать продолжающееся сокращение доходов потребителей, а также уход части автоконцернов из страны. Кроме того, продолжат влиять на спрос и сохраняющийся в отрасли дефицит электронных комплектующих, и сбои в глобальной логистике поставок. Окажут влияние и цены на автомобили, которые, скорее всего, продолжат взлетать из-за роста стоимости товаров и услуг, необходимых автопроизводителям. Снижение цен на отдельные модели возможно, но это будет кратковременно с целью сохранения спроса. Определённую поддержку автомобильному рынку могут оказать продажи автомобилей с пробегом, но сложная ситуация с доходами у потребителей будет оказывать влияние на желание совершить покупку. Продаваться такие автомобили будут, но вряд ли эти продажи заместят продажи новых автомобилей. Поставки из других стран продукции ушедших из РФ автомобильных брендов возможны, но на создание и отлаживание таких схем может уйти несколько месяцев, что отразится на конечной цене, да и про проблемы в глобальной цепочке поставок забывать нельзя. Стоит помнить и про меры регулирования. Так, недавно глава Минпромторга РФ Денис Мантуров заявил, что власти не рассматривают снижение или отмену пошлин на ввоз автомобилей. Несомненно, это отразится на их поставках в страну и конечной стоимости. По итогам 2022 года российский автомобильный рынок может сократиться на 15-30% по сравнению с 2021 годом, хотя и сохранит разнообразие представленных в стране марок», — заключил Дмитрий Баранов.

Автор: Сергей Путилов
ТеГИ
авторынок, автомобиль, аналитики
Поделиться
Похожие новости