Новость общества

Банки будут менять стоимость своих автокредитов

Банки будут менять стоимость своих автокредитов

Фото © «Московская газета»

12.01.2025 в 11:42:00
956

Эксперты рассказали, как ставка ЦБ будет влиять на динамику продаж автомобилей в России до конца года

Оптимистичный сценарий развития монетарной политики в России дает надежды на ставку в рамках 15-18% уже во второй половине 2025 года. Это простимулирует развитие рынка автокредитования в виде более выгодных условий с подходящим сроком погашения. Во второй половине нынешнего года стоит также ожидать новых игроков на отечественном рынке, ранее ушедших в связи с санкциями, сообщила «Московской газете» экономист, член Общественного совета при Министерстве науки и высшего образования РФ Инна Литвиненко.

По словам экспертов, одним из главных трендов 2025 года станет постепенное снижение ключевой ставки ЦБ в зависимости от изменения внешних факторов, пишет gazetametro.ru.

Как это отразится на авторынке в 2025 году, каковы будут основные тенденции: на подъем или снижение объемов продаж? Следует ли ждать роста рынка автокредитования?

«В случае повышения ключевой ставки это негативно скажется на продажах автомобилей. Очередное повышение «ключа» может еще больше ограничить круг потенциальных покупателей, что в свою очередь усилит динамику снижения продаж автомобилей. В первые месяцы 2025 года я не вижу проблем с доступностью, на складах достаточно автомобилей, привезенных под другие объёмы продаж. Но если рынок продолжит падение, то произойдет оптимизация производства. И тогда есть вероятность возникновения дефицита разнообразия моделей, цветов, комплектаций. Автокредитование будет меняться. Я вижу несколько сценариев. Вероятный – продажи автомобилей будут снижаться. Возможный — китайские производители в теории могут взять на себя субсидирование ставок, если захотят сохранить объёмы продаж. В этом случае автокредиты могут снова стать более доступными. Все предпосылки указывают на рост цен на автомобили в 10% и выше. Но предположу, что у китайских производителей есть возможность сохранить цены на текущем уровне. Все будет зависеть от планов продаж. В первую очередь подорожание затронет ушедшие с рынка марки. Усложнение логистики, курс валют – все вместе ведут к росту цен. Жесткая денежно-кредитная политика ЦБ стала своеобразным стоп-краном для всего автобизнеса», — сказал «Московской газете» генеральный директор ГК «АвтоСпецЦентр» Андрей Терлюкевич.

«Сейчас размер ключевой ставки является лишь одним из факторов, влияющим на продажи автомобилей. Возможно Банку России надо установить предельные ставки кредитования клиентов или предельный спред (надбавку) к ключевой ставке и так далее – все инструменты для этого есть. Ключевая ставка влияет на все процессы и все виды деятельности, в том числе и на запчасти. Чтобы содержать склад запчастей нужно инвестировать в него средства, которые привлекаются под высокую ставку коммерческих банков. Но если рассмотреть этот вопрос в том ключе, могут ли банки сделать более лояльные условия по кредитам, ответ — да», — добавил в беседе с изданием гендиректор ГК «АВТОДОМ» Андрей Ольховский.

В целом эксперты настроены довольно осторожно в отношении перспектив продаж авто в РФ в наступившем году.

«В своем базовом прогнозе мы не ожидаем ощутимого роста рынка автокредитования в 2025 году. Высокая ключевая ставка приводит к тому, что стоимость автокредитов в тарифах банков сохраняется на запредельных уровнях. Так, средняя ставка по автокредитам по состоянию на 10 января составила 27% годовых. Вместе с тем, наряду с ключевой ставкой на рост ставок оказывают влияние и макропруденциальные требования. Исходя из этого мы предполагаем, что дальнейшая динамика автокредитования прежде всего будет зависеть от того, насколько население в принципе сможет получить одобрение по кредиту в реалиях высоких ставок, учитывая текущие требования банков к размеру предельной долговой нагрузки (ПДН)», — сказала в беседе с «Московской газетой» руководитель направления экспертной аналитики «Банки.ру» Инна Солдатенкова.

«Конечно, снижение ставки должно повлиять на снижение цен или на дополнительные предложения (скидки на оборудование или страхование) при покупках, что позволит дилерам поддерживать рентабельность продаж на определенном уровне. Обычно к марту планируются различные акционные предложения на прошлогодние модели, чтобы расчистить места для новых поступлений от автозаводов», — предположила в беседе с изданием доцент кафедры налогов и налогового администрирования факультета налогов, аудита и бизнес-анализа Финансового университета при правительстве РФ Елена Смирнова.

Доктор делового администрирования (MBA/DBA) по юриспруденции, экономике и управлению Роман Синицын отметил, что «прогнозируемое экспертами плавное снижение ключевой ставки ЦБ в 2025 году выглядит вполне закономерным и ожидаемым сценарием. С учетом отложенного спроса, накопленного за годы кризиса мы вправе ожидать оживления продаж, особенно в массовом сегменте. Конечно, нужно понимать, что на динамику авторынка влияет целый комплекс факторов, не ограничивающийся ключевой ставкой. Это и общее состояние экономики, и уровень доходов, и потребительские настроения, и ситуация на смежных рынках. Но в целом снижение ключевой ставки способно выступить значимым триггером восстановительного роста после нескольких кризисных лет».

Что произойдет если ставка не будет снижена?

«Банковский рынок является высококонкурентным и многие банки зарабатывают именно на их выдаче, и не в их интересах повышать стоимость кредитов на приобретение автомобиля и ужесточать условия вслед за изменением ключевой ставки. Вероятно, банки постараются сохранить существующие условия для автокредитов. Однако не исключено, что ключевая ставка в 2025 году может быть не только увеличена, но и снижена; банки будут следить за ней и станут менять стоимость своих автокредитов», — сказал в беседе с «Московской газетой» ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов.

Автор: Сергей Путилов
ТеГИ
Банк, автокредит, ключевая ставка, ЦБ
Поделиться
Похожие новости