Новость общества

Цены на поездки в такси в скором времени может устанавливать государство

Цены на поездки в такси в скором времени может устанавливать государство

Фото © «Московская газета»/Жанна Гавшина

24.10.2020 в 20:43:00
8502

Закон, регулирующий таксомоторные услуги, в Госдуме не могут принять несколько лет

В последнее время обострились споры вокруг законопроекта о регулировании рынка такси, который Федеральное собрание не может принять много лет.

Как рассказал координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов, в дискуссии зашли в странные дебри. По его словам, уже якобы на полном серьезе обсуждается идея государственного регулирования цен на поездки в легковом такси.

Автоэксперт отметил, что по большому счету, споры ведутся из-за того, кто должен стать регулятором не только вопросов оплаты, но и безопасности: государство либо рынок.

Петр Шкуматов считает, что «в основе этих мыслей лежит попытка выровнять экономический баланс».

«Напомню, что в эконом-классе сейчас цена поездки ниже себестоимости на 30%, что заставляет водителей работать не 8 часов, а минимум 12 с вытекающими последствиями для безопасности. Выравнивать баланс нужно не так. Розничные тарифы должны устанавливаться перевозчиком. Если перевозчиком является агрегатор, то тариф должен назначать он. Если перевозчиком является таксист (вы лично договариваетесь), то тариф на поездку назначает он. Переход на такие отношения между водителями и агрегаторами является ключом к увеличению безопасности поездок и рано или поздно он станет основным. И именно правовые и экономические отношения между водителями и агрегаторами должны являться объектом регулирования, а не розничные тарифы. Чем заканчивается госрегулирование цен, мы уже знаем по позднему СССР (спойлер — дефицитом)», — отметил Шкуматов. 

В свою очередь, ранее работавший в отрасли, а теперь старающийся на такси «лишний раз не ездить» Александр Костиков изложил свою позицию. По его мнению, похоже, что ни власти, ни правозащитники не могут признать очевидное: «за рулём такси (по крайней мере, в Москве) люди, не имеющие достаточных водительских навыков в принципе, не говоря уже о вождении в мегаполисе». Он иронизирует, говоря, что в столице даже «можно посадить за руль такси жителя Вануату или там Науру, который до этого ездил по трём с половиной дорогам своего островка, только на том основании, что русский язык является на этом островке вторым государственным, или островок входит в ЕАЭС».

На днях Центр стратегических разработок и Институт законодательства и сравнительного правоведения при правительстве РФ проанализировали правомерность введения тарифного регулирования на рынке такси. Они усомнились в том, что у законодателей есть правовые основания для такого госрегулирования и что эта мера будет эффективно работать в высококонкурентной сфере таксомоторных услуг в России.

С законодательным регулированием этой сферы действительно все непросто. Причем депутаты действительно опасаются, что отсутствие четкой правой базы приведет к утрате государственного контроля в этой сфере.

В начале текущего года в Госдуме какое-то время параллельно рассматривали сразу два проекта базового закона о регулировании рынка такси. Сообщалось, что Комитет нижней палаты парламента по транспорту и строительству уже несколько лет изучает принятый в первом чтении законопроект о регулировании таксомоторной деятельности. Насчитывается около 200 поправок к документу, которые комитет рассмотрел летом 2019 года. В итоге, однако законопроект получил два отрицательных отзыва Государственно-правового управления президента РФ.

Но и со вторым проектом тоже все сложно. Документ был внесен 18 декабря прошлого года вице-спикером Совета Федерации, секретарем генсовета «Единой России» Андреем Турчаком вместе с группой парламентариев (он, в частности, определяет ответственность агрегаторов такси и обязывает иностранных таксистов подтверждать в России водительскую квалификацию). Потом же этот проект Турчаку вернули по формальным причинам. Согласно регламенту, в Госдуму не может вноситься законопроект по вопросу, который уже прошел первое чтение.

Соавтор Андрея Турчака в работе над вторым проектом первый зампредседателя комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Вячеслав Лысаков даже обращал внимание на ситуацию руководителя администрации президента Антона Вайно, сообщая тому в письме, что «остро стоит вопрос о возможной потере государственного контроля над отраслью». Парламентарий сетовал, что сейчас распространена схема, при которой якобы аффилированные лица получают в департаментах транспорта лицензии на работу такси, а затем сдают их вместе с автомобилями в аренду третьим лицам, в том числе нелегальным мигрантам.

Что ответили Лысакову в Кремле, неизвестно, но месяц назад депутат попросил уже спикера нижней палаты парламента Вячеслава Володина прекратить рассмотрение первого проекта. По мнению Лысакова, изначальная концепция законопроекта, состоящая «в снятии административных барьеров для входа на рынок такси и служб заказа легкового такси при одновременном усилении госконтроля», изменена, и теперь там идет речь об «ограничении доступа на рынок».

Свои замечания к проекту закона о такси четыре дня назад направили и сами участники рынка. Агрегаторы, судя по выложенному на сайте Российского союза промышленников и предпринимателей сообщению о заседании рабочей группы, опасаются в частности «чрезмерного регулирования, вмешательства в коммерческие отношения между перевозчиком и агрегатором». Они также предложили использовать специальное программное обеспечение для смартфонов или бортовых систем автомобиля в целях фиксации параметров поездки и т.п.

Когда многолетний марафон с рассмотрением федерального закона о такси, будет завершен, пока не ясно. На сайте Госдумы говорится, что в начавшуюся осеннюю сессию планируется только «продолжить работу над законопроектом по регулированию деятельности такси».

Автор: Борис Куркин
ТеГИ
такси, тарифы, государство
Поделиться
Похожие новости