Новость общества

Чем российской науке грозит заморозка сотрудничества уже не только с Западом, но и с Китаем

Чем российской науке грозит заморозка сотрудничества уже не только с Западом, но и с Китаем

pixabay

14.04.2022 в 22:48:00
4617

Касающиеся России новости, которые приходят из Азии, в том числе из Китая, уже мало чем отличаются от вестей из США и Евросоюза. Всё чаще это отказ, бойкот и заморозка. Не стало исключением и международное научное сотрудничество

На конференции «Цифровые международные отношения – 2022» президент РАН Александр Сергеев рассказал, что коллеги из Китая отказываются от сотрудничества с Российской академией наук и замораживают уже действующие проекты.

«Если говорим о южном или восточном направлениях, к сожалению, прямо могу сказать, что наши китайские научные коллеги тоже нажали на паузу, и в течение последнего месяца мы не можем выйти на серьезные такие обсуждения, несмотря на то что у нас было прекрасно построено сотрудничество с регулярным общением», — заявил Сергеев.

О том, какое раньше было прекрасное сотрудничество, теперь, похоже, можно рассуждать в прошедшем времени. Несмотря на политические декларации о том, что КНР не присоединится к ограничительным мерам против России, практика говорит об обратном. Президент РАН призвал китайских партнёров не поддаваться на провокации и сохранять те связи, которые возможно сохранить. Однако в данном случае речь, скорее всего, идёт о вполне осознанном решении, тем более что китайское научное сообщество начало отстраняться от взаимодействия с РФ гораздо позднее, чем большинство западных научно-исследовательских центров.

Сотрудничество по линии государственных и независимых исследовательских центров, научных фондов и университетов попало под удар буквально с первого дня спецоперации. Сперва научные ассоциации и госорганы отдельных европейских стран, включая Германию, Нидерланды и Норвегию начали заявлять о прекращении взаимодействий и совместных проектов с российскими коллегами, а затем Европейская комиссия – высший исполнительный орган Евросоюза – объявила о приостановке сотрудничества с организациями РФ в области науки, исследований и инноваций. При этом рестрикции не касаются отдельных студентов и преподавателей из России, учащихся или работающих в западных ВУЗах, но в данном случае они являются не представителями конкретной страны, а частными лицами, имеющими такое же право на образование, как и все остальные, при условии соответствия необходимым личным критериям для обучения.

А вот сотрудничество с Россией как государством или с представляющими её организациями в западном научном мире становится моветоном. Достаточно привести пример: сотрудничество с инновационным центром Сколково прекратил Массачусетский технологический институт. Для понимания масштабов последствий этого решения для ряда отраслей отечественной науки стоит напомнить, что сотрудничество этих двух научных центров продолжалось много лет. По состоянию на 2018 год у MIT и «Сколтеха» было 19 совместных проектов по разработке квантовых материалов, биомедицине, программному обеспечению, робототехнике и т.д. Ректор «Сколтеха» академик Александр Кулешов признавал, что помощь учёных из MIT и обмен опыта с ними были большим подспорьем для российской науки в тех сферах, где наше самостоятельное развитие отставала от современного уровня.

«В Советском Союзе и в России всегда была сильная математика, сильная теоретическая физика, нам не было смысла работать с MIT в этих областях. Потому что мы вполне самостоятельны в этих сферах. До сих пор можем делать продукт мирового уровня. Другое дело, что во многих инженерных приложениях мы, к сожалению, сильно отстали за последние годы. И наши контакты с MIT, наши совместные работы нам очень сильно помогли», —говорил Кулешов. Он привёл пример с аппаратами МРТ, которые Россия закупает за рубежом. Сотрудничество с коллегами из США помогало российским учёным освоить сложные математические алгоритмы, лежащие в основе работы этой техники.

В середине марта Европейское космическое агентство (ЕКА) приостановило подготовку совместной с Роскосмосом миссии ExoMars по поиску следов жизни на Марсе. И абсолютное большинство населения России каких-либо практических последствий от этого вряд ли почувствует. Но такие сферы, как современная медицина, разработка инновационных роботизированных систем и ПО – это основа развития XXI века, а здесь, по признанию самих российских специалистов, без доступа к зарубежным исследовательским площадкам РФ вряд ли сможем обойтись.

Однако ограничения коснулись не только непосредственно совместных проектов. Так, западные фонды и органы, выдающие гранты на научные исследования, прекращают финансирование исследований в России. Такое решение приняла в том числе Великобритания. И можно, конечно, сказать, что без западных денег мы прекрасно обойдёмся, только внутреннее финансирование фундаментальной науки в России давно вызывает критику учёных.

«Ситуация в научных организациях близка к критической и продолжает ухудшаться. Бюджетное финансирование науки сокращается, зарплатный фонд институтов сжимается, начались ползучие сокращения, нет денег на коммунальные услуги, возникает реальная угроза отключения электричества, не хватает денег на оплату налогов на имущество», — так ещё несколько лет назад, до начала нынешней экономической ситуации комментировал финансовую ситуацию в исследовательских учреждениях РФ член Центрального совета профсоюза работников РАН, учёный-физик Евгений Онищенко. Нужны ли в таких условиях российским учёным зарубежные гранты – вопрос риторический.

Ещё один фактор, влияющий на развитие науки, – ситуация с публикациями в научных журналах. Некоторые учёные из России заявляли о сложностях с публикацией в иностранной научной прессе. База научных публикаций Web of Science объявила об уходе из РФ. Впрочем, заведующий кафедрой теоретической кибернетики СПбГУ Александр Фрадков уверен, что большинство отказов в публикациях российских учёных за рубежом связано с низкой научной ценностью самих статей, а не с геополитикой. Однако Минобрнауки уже выпустило распоряжение, согласно которому публикация в журналах, индексируемых в Web of Science или Scopus, больше не является обязательным критерием эффективности научного учреждения. Фрадков добавил, что прекращение публикаций в международно-признанных журналах приведёт к деградации всей фундаментальной, а затем и прикладной науки.

«Это большой вред — замыкаться на себе, превращаться в местечковую науку. Наука не знает границ и национальностей — это говорил нобелевский лауреат наш Петр Леонидович Капица. Если мы будем отгораживаться от всего мира в науке — мы обречены на то, что будем провинциальной страной», — подчеркнул учёный.

Эксперты констатируют, что российскую науку ждёт глубокий кризис и отставание от современных реалий, а отток талантливых учёных за рубеж будет лишать отечественную исследовательскую сферу ценных кадров. И надежды на то, что актуальные данные из-за рубежа удастся получать через т.н. дружественные страны, в том числе Китай, как видно, не оправдываются. Директор компании E-kvadrat Consulting, специализирующейся на консалтинге в сфере образования, Егор Яблоков отмечает, что несмотря на все реляции в прогосударственных СМИ сотрудничество с Индией или Китаем было гораздо менее продуктивным, чем с западными партнёрами, а сейчас эти страны не будут увеличивать темпы взаимоотношений из-за репутационных рисков. Им тоже более выгодно сохранять тесные связи с университетами США и Европы. Сегодняшнее заявление президента РАН лишь подтверждает эту тенденцию. Похоже, вслед за суверенным интернетом и импортозамещением в России грядёт суверенная наука, и результаты её, очевидно, будут соответствующими.

Автор: Алексей Черников
ТеГИ
наука, россия, китай, сотрудничество
Поделиться
Похожие новости